Газета
«Наш
Мир» Я начинаю думать, что происходящее в Европе в эти дни на самом деле очень важно, в том смысле, что в результате последуют существенные и продолжительные последствия независимо от развития событий. Европейцы возвышенно говорили о силе своей общей валюты, об уникальных идеях «гражданской власти» и своих планах относительно оборонной интеграции, общей внешней политике и политике безопасности. ЕС расширялся, главные соседи, как Турция, «стучались в дверь», а США вели войну в Ираке и других странах.
Однако сегодня перспективы Европы не выглядят столь светлыми. Европейские чиновники, в конце концов, решили собрать пакет антикризисных мер для спасения Греции (помните, когда триллион долларов были огромные деньги?) и этот запоздалый шаг, похоже, успокоил рынки на некоторое время. Однако остается наблюдать за тем, смогут ли проблемные дети Европы (Греция, Португалия, Испания, Ирландия) собрать налоги и сократить бюджеты настолько, чтобы сделать себя опять платежеспособными. В противном случае пакет антикризисных мер только столкнет проблему дальше, и через год или два мы опять столкнемся с кризисом. И если это произойдет, не ждите другой санации.
В прошлом такие евро-оптимисты, как Эндрю Моравчик из Принстона, утверждали, что кризисы, подобные этому, только закаляют Европу, заставляя её навести порядок и укрепить соответствующие наднациональные институты. Возможно, но я бы был больше убежден, если бы мой друг Энди в прошлом августе не описывал Европу «сильнее, как никогда». Между тем избиратели в Германии сделали «жесткий выговор» канцлеру Ангеле Меркель и христианским демократам, отправив явное послание о том, что их поддержка дорогостоящим субсидиям не вечна.
Большая проблема является долгосрочной. Население Европы сокращается и стареет, что означает, что меньшее количество работоспособного населения будет вынуждено платить пособия для увеличивающегося количества пенсионеров. Сократить пособия будет сложно политически, повышать налоги всегда трудно, а иммиграция не принесет достаточного количества квалифицированных и высокопродуктивных рабочих, в которых нуждается Европа. Последний шаг также порождает культурные разногласия. Возможно, богатые страны могут выбросить Грецию за борт еврозоны (хотя не из ЕС), но сделать это означает закрепить неравенство в ЕС, а это, в свою очередь, станет большим шагом назад. Без сомнения, Европа найдет способ выкарабкаться, однако «строгая экономия» станет девизом ЕС на некоторое будущее.
В любом случае, если даже Европа станет ближе или начнет «распадаться», в последующие несколько десятилетий она будет иметь меньше влияния и места в мировых делах. Население Европы сокращается и стареет, её военная мощь убывает, и, похоже, что в будущем она будет испытывать недостаток в деньгах. Если американские чиновники думают, что они получат дополнительную помощь от НАТО в предстоящие десятилетия, то они живут в мире грёз.
Таким образом, вот мой вопрос: будет ли отражать эту появляющуюся реальность новая «стратегическая концепция» НАТО, которая была сформулирована для презентации на саммите НАТО, который состоится следующей осенью? Признает ли она открыто то, что Европа не намерена более предоставлять ресурсы? Определит ли ЕС ряд (довольно скромных) общих целей, на достижение которых альянс имеет некоторый шанс? Или ЕС будет продолжать озвучивать обычные декларации о трансатлантической солидарности наряду с различными пустыми обещаниями, которые, как все знают, не более чем учтивая выдумка?
|