| Газета "Наш Мир" br>  Газета
 «Наш
Мир»
 
 
 Священные войны существовали еще на заре человеческой 
истории, ибо войны велись постоянно за земли, пастбища, лесные
 угодья, скот, женщин и т. д. Божество войны, по 
представлениям язычников, могло повлиять на исход войны, 
спасти людей от различных бед, и для этого люди должны были 
взывать к нему, соблюдать определенные предписания и 
 ритуалы. В таких войнах участвовали и предки семитов —ведь 
предки арабов и евреев в древности имели общие религиозные 
 представления. Однако обращает внимание на себя такой 
факт. В Священных писаниях религий, зародившихся в среде 
семитов (иудаизм, христианство и Ислам), проблеме 
войн вообще и священных в частности отводится далеко не 
одинаковое значение. В Коране, к примеру, ей уделено 
совершенно незначительное место; в Библии же совсем 
наоборот.   
Об этом можно судить хотя бы по такому 
факту. Лексико-стилистический анализ словаря 
отдельных книг Библии показывает, что фразы «война и мир», 
«войско, вооружение» занимают в них третье место после таких 
важнейших для своего времени понятий, как «царственность, 
 царство, царь в целом» и «этические нормы и ценности». 
Современные справочники насчитывают в ней описание более чем 
 семидесяти войн, в которых участвовали иудеи. 
Иудаизм, рассматривая войну как зло, признает, что бывают 
моменты, когда приходится сражаться. У евреев нет понятия 
 «справедливой войны». Война для иудеев — либо милхемет 
мицва (обязательная война), либо милхемет ршут (необязательная
 война). Авторитетный богословский источник 
утверждает, что «войны Евреев были поистине жестоки и 
убийственны». 
  
Аналогично дела обстояли и в 
христианстве: известно, что эта религия вела, и весьма 
активно, продолжительные священные войны. Они 
находили обоснование и оправдание в учении христианства и 
являлись священными. Первая, определяемая отца-ми церкви 
«настоящей религиозной войной», или «первой 
действительно религиозной войной мира», битва под 
предводительством императора Константина произошла 30 апреля 
313 года. В 316 году он провел другую войну уже как 
крестовый поход, «религиозную войну». В 337 году он начал 
крестовый поход против персидского царя. Константин впервые 
 использовал крестное знамя и монограммы Христа. Борьбу
 со своими противниками он стал проводить не как борьбу за 
 единовластие, а как религиозную войну. Ему принадлежит и
 христианская формула «Иисус Христос победит» («Император 
победит, как победит Христос и как победит крест»). Крест 
 при нем появился на полях военных сражений и стал 
военным знаком. 
  
Один из отцов церкви св. Августин в 
сочинении «О граде Божьем» уточняет, когда можно вести 
 речь о справедливой войне: «Обычно справедливыми называют 
те войны, которые ведутся для того, чтобы отомстить за 
 оскорбление, возместить ущерб, понесенный одним народом от 
другого». Согласно Августину, конечная цель всякого 
«воинствования» — это мир. Это соответствует исламской 
 концепции «Дар ас-салям» («территория мира»); да и само 
слово «Ислам» происходит от того же корня, что «салям», ра 
«мир». Однако не стоит забывать, что великий борец 
за «Божий мир» и рыцарь св. Людовик IX распространял понятие 
справедливости только на ортодоксальных католиков и 
прославился антисемитизмом и крестовыми походами против 
 мусульман. 
 
 Коран о джихаде 
 
 Одним из наиболее неправильно понимаемых вопросов в
 Исламе является вопрос о теории вооруженной борьбы. Данная проблема 
возникла и существует по двум основным причинам: широко распространенное
 общее невежество в вопросах Ислама и тенденция отождествления с 
жестокостью отдельных групп или личностей, прямого отношения к Исламу не
 имеющих, с Исламом как таковым. В понимании мусульман, Коран является 
прямой речью Аллаха и не является произведением вдохновленного человека.
 Вот почему Коран есть наиболее авторитетный источник, определяющий веру
 человека и практические законоположения Ислама.  Часто случается так, что люди вырывают из контекста аят 
или часть суры Корана, игнорируя общий контекст и сопутствующие аяты, с 
целью представления Ислама воинствующим и жестоким или оправдания 
собственных враждебности и агрессии. Однако при тщательном изучении 
текста Корана мы можем получить совершенно другой результат.    Слово «джихад» знакомо всем и вызывает у обывателя 
устойчивые ассоциации с обезумевшими фанатиками, вырезающими неверных в 
священной войне. Но что же является кораническим понятием слова 
«джихад», и как оно связано с войной и сражением? Обращаясь к тексту 
Корана, мы не находим термина «священная война» (араб. аль-Харб 
аль-Мукаддас).    Ни в одном месте в Коране мы 
не находим упоминания о «джихаде с собственным нафсом (эго)» или о 
«джихаде с самим собой», данные тезисы являются импортированными в Ислам
 из восточных философий и в тексте Корана подтверждения не находят.  
  Существительное «джихад» встречается в Коране 4 
раза. Глагол «джахада» (усердствовать, стараться, бороться) в различных 
формах встречается 29 раз. И ни в одном из этих примеров. Ни одно из 
этих упоминаний напрямую с вооруженным конфликтом не связано.    В 14 из 29 мест глагол «джахада» упоминается в Коране в
 смысле «усердствовать, стараться, бороться на пути Господа», и в целом 
описывает качество, свойственное верующему человеку. Большинство из 
вышеперечисленных аятов имеют почти одинаковое звучание:    Аллязина аману уа хаджару уа джахаду фи 
сабилилляхи би амуаликум уа анфусикум [те, которые уверовали, 
совершили переселение и усердствовали на пути Аллаха]. (2:218; 3:142; 
5:54; 8:72,74,75; 9:16,20,44,88; 16:110; 29:6,69; 49:15)    Два других примера рассказывают о том, как лицемеры 
ненавидят усердие во имя Бога и пытаются его избежать (9:81,86).    Там же, где Коран ясно призывает к усердию, нет 
никакого явного призыва к военным действиям. (5:38; 9:41,73; 22:78; 
25:52; 66:9)    Аяты 29:8 и 31:15 дают 
разрешение верующим ослушаться родителей-многобожников, когда те 
усердствуют (джахада) с целью заблуждения детей от пути Единобожия. Но 
даже в таких условиях Коран приказывает верующему быть обходительным и 
справедливым по отношению к своим родителям.    Коран
 учит нас тому, что верующие должны прилагать максимальные усилия на 
пути Господнем, используя свое имущество и жизненную силу. Эти попытки 
могут включить, а могут и не включать в себя, собственно вооруженную 
борьбу (киталь). Призыв к сражению звучит лишь в строго ограниченных 
случаях, являет собой конституционное право на самозащиту, и жестко 
регламентирован в Коране.    Наиболее часто 
встречается неверное толкование аята 2:216:    «Вам
 предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно
 то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что 
является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете».  Это единственный аят, описывающий собственно сражение. 
Что же еще Коран говорит о сражении? Когда, где, почему, как и с кем 
разрешено сражаться? Мы находим приказы относительно вооруженной борьбы в
 следующих словах:    «Сражайтесь на пути
 Аллаха с теми, КТО СРАЖАЕТСЯ ПРОТИВ ВАС, но НЕ ПРЕСТУПАЙТЕ ГРАНИЦЫ 
ДОЗВОЛЕННОГО. Воистину, Аллах не любит преступников. Убивайте их 
(многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, 
ОТКУДА ОНИ ВАС ИЗГНАЛИ. Искушение хуже, чем убийство. Но не сражайтесь с
 ними у Заповедной мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней. 
ЕСЛИ ЖЕ ОНИ СТАНУТ СРАЖАТЬСЯ С ВАМИ, ТО УБИВАЙТЕ ИХ. Таково воздаяние 
неверующим!». (2:190–191)    Эти аяты 
приказывают мусульманам сражаться лишь с теми, кто начал войну против 
них первым. Они призывают лишь к оборонительной борьбе. Этот призыв 
находит поддержку в аятах, следующих непосредственно после них.    «НО ЕСЛИ ОНИ ПРЕКРАТЯТ, то ведь Аллах — 
Прощающий, Милосердный. Сражайтесь с ними, ПОКА НЕ БУДЕТ БОЛЬШЕ СМУТЫ и 
пока религия целиком не будет принадлежать Аллаху. Но если они 
прекратят, то ВРАЖДОВАТЬ СЛЕДУЕТ ТОЛЬКО С БЕЗЗАКОННИКАМИ». 
(2:192–193)    Битва не исчерпывается лишь 
самообороной, она распространяется и на защиту угнетенных;    «Отчего вам не сражаться на пути Аллаха и РАДИ 
СЛАБЫХ МУЖЧИН, ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ, которые говорят: «Господь наш! Выведи нас
 из этого города, жители которого являются беззаконниками. Назначь нам 
от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника?». (4:75)  
  Коран ясно указывает, с кем сражаться, как 
указано выше в 2:193. В нем детально описано специфическое поведение 
врага, при котором сражение с ним оправдано:    «Вот
 неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя… 
Воистину, неверующие расходуют свое имущество для того, чтобы сбить 
других с пути Аллаха… ТЫ ЗАКЛЮЧАЕШЬ С НИМИ ДОГОВОР, НО ВСЯКИЙ РАЗ ОНИ 
НАРУШАЮТ ЭТОТ ДОГОВОР и не страшатся. ЕСЛИ ЖЕ ОНИ НАРУШАТ СВОИ КЛЯТВЫ 
ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА И СТАНУТ ПОСЯГАТЬ НА ВАШУ РЕЛИГИЮ, ТО 
СРАЖАЙТЕСЬ С ПРЕДВОДИТЕЛЯМИ НЕВЕРИЯ, ибо для них нет клятв. Быть может, 
тогда они прекратят. Неужели вы не сразитесь с людьми, КОТОРЫЕ НАРУШИЛИ 
СВОИ КЛЯТВЫ И ВОЗНАМЕРИЛИСЬ ИЗГНАТЬ ПОСЛАННИКА? ОНИ НАЧАЛИ ПЕРВЫМИ… 
Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, ПОТОМУ ЧТО С НИМИ 
ПОСТУПИЛИ НЕСПРАВЕДЛИВО. Воистину, Аллах способен помочь им». 
(8:30,36,56; 9:12-13; 22:39)    Необходимым 
знанием являются условия прекращения сражения, и Коран четко определил 
эти условия:    «Сражайтесь с ними, ПОКА 
НЕ ИСЧЕЗНЕТ СМУТА и религия не будет полностью посвящена Аллаху… ЕСЛИ ЖЕ
 ОНИ ПРЕКРАТЯТ, то ведь Аллах видит то, что они совершают. ЕСЛИ ОНИ 
СКЛОНЯЮТСЯ К МИРУ, ТО И ТЫ ТОЖЕ СКЛОНЯЙСЯ К МИРУ и уповай на Аллаха. 
Воистину, Он — Слышащий, Знающий».(8:39,61)    Коран призывает поддерживать добрососедские отношения со
 всеми, кто придерживается заключенных мирных договоров, и не идет 
войной на мусульман:    «…Пока они верны 
договорам, вы также будьте верны им. Воистину, Аллах любит 
богобоязненных… АЛЛАХ НЕ ЗАПРЕЩАЕТ ВАМ БЫТЬ ДОБРЫМИ И СПРАВЕДЛИВЫМИ С 
ТЕМИ, КОТОРЫЕ НЕ СРАЖАЛИСЬ С ВАМИ ИЗ-ЗА РЕЛИГИИ И НЕ ИЗГОНЯЛИ ВАС ИЗ 
ВАШИХ ЖИЛИЩ. Воистину, Аллах любит беспристрастных». (9:7; 60:8)
    Эти аяты Корана ясно говорят о том, что 
сражения необходимо в целях самозащиты, или для защиты слабых и 
угнетенных. Сражаться же разрешено лишь с вероломным врагом и с его 
явными союзниками. 
  
		
	  |