Газета "Наш Мир" br> Газета
«Наш
Мир»
Священные войны существовали еще на заре человеческой
истории, ибо войны велись постоянно за земли, пастбища, лесные
угодья, скот, женщин и т. д. Божество войны, по
представлениям язычников, могло повлиять на исход войны,
спасти людей от различных бед, и для этого люди должны были
взывать к нему, соблюдать определенные предписания и
ритуалы. В таких войнах участвовали и предки семитов —ведь
предки арабов и евреев в древности имели общие религиозные
представления. Однако обращает внимание на себя такой
факт. В Священных писаниях религий, зародившихся в среде
семитов (иудаизм, христианство и Ислам), проблеме
войн вообще и священных в частности отводится далеко не
одинаковое значение. В Коране, к примеру, ей уделено
совершенно незначительное место; в Библии же совсем
наоборот.
Об этом можно судить хотя бы по такому
факту. Лексико-стилистический анализ словаря
отдельных книг Библии показывает, что фразы «война и мир»,
«войско, вооружение» занимают в них третье место после таких
важнейших для своего времени понятий, как «царственность,
царство, царь в целом» и «этические нормы и ценности».
Современные справочники насчитывают в ней описание более чем
семидесяти войн, в которых участвовали иудеи.
Иудаизм, рассматривая войну как зло, признает, что бывают
моменты, когда приходится сражаться. У евреев нет понятия
«справедливой войны». Война для иудеев — либо милхемет
мицва (обязательная война), либо милхемет ршут (необязательная
война). Авторитетный богословский источник
утверждает, что «войны Евреев были поистине жестоки и
убийственны».
Аналогично дела обстояли и в
христианстве: известно, что эта религия вела, и весьма
активно, продолжительные священные войны. Они
находили обоснование и оправдание в учении христианства и
являлись священными. Первая, определяемая отца-ми церкви
«настоящей религиозной войной», или «первой
действительно религиозной войной мира», битва под
предводительством императора Константина произошла 30 апреля
313 года. В 316 году он провел другую войну уже как
крестовый поход, «религиозную войну». В 337 году он начал
крестовый поход против персидского царя. Константин впервые
использовал крестное знамя и монограммы Христа. Борьбу
со своими противниками он стал проводить не как борьбу за
единовластие, а как религиозную войну. Ему принадлежит и
христианская формула «Иисус Христос победит» («Император
победит, как победит Христос и как победит крест»). Крест
при нем появился на полях военных сражений и стал
военным знаком.
Один из отцов церкви св. Августин в
сочинении «О граде Божьем» уточняет, когда можно вести
речь о справедливой войне: «Обычно справедливыми называют
те войны, которые ведутся для того, чтобы отомстить за
оскорбление, возместить ущерб, понесенный одним народом от
другого». Согласно Августину, конечная цель всякого
«воинствования» — это мир. Это соответствует исламской
концепции «Дар ас-салям» («территория мира»); да и само
слово «Ислам» происходит от того же корня, что «салям», ра
«мир». Однако не стоит забывать, что великий борец
за «Божий мир» и рыцарь св. Людовик IX распространял понятие
справедливости только на ортодоксальных католиков и
прославился антисемитизмом и крестовыми походами против
мусульман.
Коран о джихаде
Одним из наиболее неправильно понимаемых вопросов в
Исламе является вопрос о теории вооруженной борьбы. Данная проблема
возникла и существует по двум основным причинам: широко распространенное
общее невежество в вопросах Ислама и тенденция отождествления с
жестокостью отдельных групп или личностей, прямого отношения к Исламу не
имеющих, с Исламом как таковым. В понимании мусульман, Коран является
прямой речью Аллаха и не является произведением вдохновленного человека.
Вот почему Коран есть наиболее авторитетный источник, определяющий веру
человека и практические законоположения Ислама. Часто случается так, что люди вырывают из контекста аят
или часть суры Корана, игнорируя общий контекст и сопутствующие аяты, с
целью представления Ислама воинствующим и жестоким или оправдания
собственных враждебности и агрессии. Однако при тщательном изучении
текста Корана мы можем получить совершенно другой результат. Слово «джихад» знакомо всем и вызывает у обывателя
устойчивые ассоциации с обезумевшими фанатиками, вырезающими неверных в
священной войне. Но что же является кораническим понятием слова
«джихад», и как оно связано с войной и сражением? Обращаясь к тексту
Корана, мы не находим термина «священная война» (араб. аль-Харб
аль-Мукаддас). Ни в одном месте в Коране мы
не находим упоминания о «джихаде с собственным нафсом (эго)» или о
«джихаде с самим собой», данные тезисы являются импортированными в Ислам
из восточных философий и в тексте Корана подтверждения не находят.
Существительное «джихад» встречается в Коране 4
раза. Глагол «джахада» (усердствовать, стараться, бороться) в различных
формах встречается 29 раз. И ни в одном из этих примеров. Ни одно из
этих упоминаний напрямую с вооруженным конфликтом не связано. В 14 из 29 мест глагол «джахада» упоминается в Коране в
смысле «усердствовать, стараться, бороться на пути Господа», и в целом
описывает качество, свойственное верующему человеку. Большинство из
вышеперечисленных аятов имеют почти одинаковое звучание: Аллязина аману уа хаджару уа джахаду фи
сабилилляхи би амуаликум уа анфусикум [те, которые уверовали,
совершили переселение и усердствовали на пути Аллаха]. (2:218; 3:142;
5:54; 8:72,74,75; 9:16,20,44,88; 16:110; 29:6,69; 49:15) Два других примера рассказывают о том, как лицемеры
ненавидят усердие во имя Бога и пытаются его избежать (9:81,86). Там же, где Коран ясно призывает к усердию, нет
никакого явного призыва к военным действиям. (5:38; 9:41,73; 22:78;
25:52; 66:9) Аяты 29:8 и 31:15 дают
разрешение верующим ослушаться родителей-многобожников, когда те
усердствуют (джахада) с целью заблуждения детей от пути Единобожия. Но
даже в таких условиях Коран приказывает верующему быть обходительным и
справедливым по отношению к своим родителям. Коран
учит нас тому, что верующие должны прилагать максимальные усилия на
пути Господнем, используя свое имущество и жизненную силу. Эти попытки
могут включить, а могут и не включать в себя, собственно вооруженную
борьбу (киталь). Призыв к сражению звучит лишь в строго ограниченных
случаях, являет собой конституционное право на самозащиту, и жестко
регламентирован в Коране. Наиболее часто
встречается неверное толкование аята 2:216: «Вам
предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно
то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что
является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете». Это единственный аят, описывающий собственно сражение.
Что же еще Коран говорит о сражении? Когда, где, почему, как и с кем
разрешено сражаться? Мы находим приказы относительно вооруженной борьбы в
следующих словах: «Сражайтесь на пути
Аллаха с теми, КТО СРАЖАЕТСЯ ПРОТИВ ВАС, но НЕ ПРЕСТУПАЙТЕ ГРАНИЦЫ
ДОЗВОЛЕННОГО. Воистину, Аллах не любит преступников. Убивайте их
(многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда,
ОТКУДА ОНИ ВАС ИЗГНАЛИ. Искушение хуже, чем убийство. Но не сражайтесь с
ними у Заповедной мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней.
ЕСЛИ ЖЕ ОНИ СТАНУТ СРАЖАТЬСЯ С ВАМИ, ТО УБИВАЙТЕ ИХ. Таково воздаяние
неверующим!». (2:190–191) Эти аяты
приказывают мусульманам сражаться лишь с теми, кто начал войну против
них первым. Они призывают лишь к оборонительной борьбе. Этот призыв
находит поддержку в аятах, следующих непосредственно после них. «НО ЕСЛИ ОНИ ПРЕКРАТЯТ, то ведь Аллах —
Прощающий, Милосердный. Сражайтесь с ними, ПОКА НЕ БУДЕТ БОЛЬШЕ СМУТЫ и
пока религия целиком не будет принадлежать Аллаху. Но если они
прекратят, то ВРАЖДОВАТЬ СЛЕДУЕТ ТОЛЬКО С БЕЗЗАКОННИКАМИ».
(2:192–193) Битва не исчерпывается лишь
самообороной, она распространяется и на защиту угнетенных; «Отчего вам не сражаться на пути Аллаха и РАДИ
СЛАБЫХ МУЖЧИН, ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ, которые говорят: «Господь наш! Выведи нас
из этого города, жители которого являются беззаконниками. Назначь нам
от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника?». (4:75)
Коран ясно указывает, с кем сражаться, как
указано выше в 2:193. В нем детально описано специфическое поведение
врага, при котором сражение с ним оправдано: «Вот
неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя…
Воистину, неверующие расходуют свое имущество для того, чтобы сбить
других с пути Аллаха… ТЫ ЗАКЛЮЧАЕШЬ С НИМИ ДОГОВОР, НО ВСЯКИЙ РАЗ ОНИ
НАРУШАЮТ ЭТОТ ДОГОВОР и не страшатся. ЕСЛИ ЖЕ ОНИ НАРУШАТ СВОИ КЛЯТВЫ
ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА И СТАНУТ ПОСЯГАТЬ НА ВАШУ РЕЛИГИЮ, ТО
СРАЖАЙТЕСЬ С ПРЕДВОДИТЕЛЯМИ НЕВЕРИЯ, ибо для них нет клятв. Быть может,
тогда они прекратят. Неужели вы не сразитесь с людьми, КОТОРЫЕ НАРУШИЛИ
СВОИ КЛЯТВЫ И ВОЗНАМЕРИЛИСЬ ИЗГНАТЬ ПОСЛАННИКА? ОНИ НАЧАЛИ ПЕРВЫМИ…
Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, ПОТОМУ ЧТО С НИМИ
ПОСТУПИЛИ НЕСПРАВЕДЛИВО. Воистину, Аллах способен помочь им».
(8:30,36,56; 9:12-13; 22:39) Необходимым
знанием являются условия прекращения сражения, и Коран четко определил
эти условия: «Сражайтесь с ними, ПОКА
НЕ ИСЧЕЗНЕТ СМУТА и религия не будет полностью посвящена Аллаху… ЕСЛИ ЖЕ
ОНИ ПРЕКРАТЯТ, то ведь Аллах видит то, что они совершают. ЕСЛИ ОНИ
СКЛОНЯЮТСЯ К МИРУ, ТО И ТЫ ТОЖЕ СКЛОНЯЙСЯ К МИРУ и уповай на Аллаха.
Воистину, Он — Слышащий, Знающий».(8:39,61) Коран призывает поддерживать добрососедские отношения со
всеми, кто придерживается заключенных мирных договоров, и не идет
войной на мусульман: «…Пока они верны
договорам, вы также будьте верны им. Воистину, Аллах любит
богобоязненных… АЛЛАХ НЕ ЗАПРЕЩАЕТ ВАМ БЫТЬ ДОБРЫМИ И СПРАВЕДЛИВЫМИ С
ТЕМИ, КОТОРЫЕ НЕ СРАЖАЛИСЬ С ВАМИ ИЗ-ЗА РЕЛИГИИ И НЕ ИЗГОНЯЛИ ВАС ИЗ
ВАШИХ ЖИЛИЩ. Воистину, Аллах любит беспристрастных». (9:7; 60:8)
Эти аяты Корана ясно говорят о том, что
сражения необходимо в целях самозащиты, или для защиты слабых и
угнетенных. Сражаться же разрешено лишь с вероломным врагом и с его
явными союзниками.
|