Газета "Наш Мир" br>
Язык и дар речи - одна из великих милостей, которыми Бог
удостоил человека, тем самым возвысив его в чести над всеми остальными
созданиями:
"Милосердный - Он научил Корану, сотворил человека,
научил его изъясняться". (Сура 55, аяты 1-4).
Внимательно прислушавшись к разговорам, вы обнаружите, что
большая часть из того, что говорится, - лишь нескончаемое пустословие или
злословие. А ведь Бог вложил в рот человека язык не для первого, а о таланте
красноречия судят не по второму:
"Нет добра во многих из их тайных бесед, - разве кто
приказывает милостыню, или доброе дело, или примирение между людьми. И если кто
делает это, домогаясь благоволения Бога, тому Мы даруем великую награду".
(Сура 4, аят 114)
Воздержание от пустословия является одним из столпов успеха
и свидетельством совершенства. Коран упоминает об этом между двумя явными
обязанностями (фарида) обязанностями мусульман - салят и закят:
"Достигли уже успеха верующие, которые в своих молитвах
смиренны, и которые уклоняются от пустословия, и которые исполнительны в
очистительной милостыне..." (Сура 23, аяты 1-4)
Коран ясно показывает нам, что доброе слово есть ничто иное
как завет, взятый с сынов Израилевых со времен Моисея, мир ему:
"И вот взяли Мы договор с сынов Израиля: «Вы не будете
поклоняться никому, кроме Бога; к родителям - благодеяние, и к родичам, и
сиротам, и беднякам. Говорите людям хорошее, выстаивайте молитву, приносите
очищение». Потом вы отвернулись, кроме немногих из вас, и вы отвратились".
(Cура 2, аят 83)
Чистый и благопристойный разговор красив со стороны всегда -
будь то разговор с друзьями или с врагами. Он несет в себе сладкие плоды. Если
это разговор с друзьями, то он способствует сохранению их взаимной
привязанности, укреплению их дружбы и не дает сатане ослабить скрепляющий их
каркас, испортив их взаимоотношения:
"И скажи Моим рабам, чтобы они говорили то, что лучше;
поистине, сатана вносит между ними раздор, поистине, сатана для человека -
явный враг!" (Сура 17, аят 53).
Дьявол прячется в засаде, поджидая человека. Он пытается
посеять между людьми разногласия, вражду и ненависть. Он хочет, чтобы глупые
разногласия превращались в кровавые битвы, ибо нет лучшей преграды на его пути,
нежели красивая и благопристойная речь. Если же вы заговорите со своими врагами
благосклонно, их враждебность остынет, накал спадет или по меньшей мере
остановится процесс нагнетания зла и высекания его искр.
"Не равны доброе и злое. Отклоняй же тем, что лучше, и
вот - тот, с которым у тебя вражда, точно он горячий друг". (Cура 41, аят
34)
Более того, Коран учит, что лучше ничего не давать, но при
этом вести себя достойно, чем давать что-либо, но в недостойной манере.
"Речь добрая и прощение - лучше, чем милостыня, за
которой следует обида. Поистине, Аллах богат, кроток!" (Сура 2, аят 263).
Бог велел тем из нас, кто полемизирует с приверженцами
других религий, придерживаться при этом спокойствия и благородства, избегать
грубости и резкости, кроме лишь тех случаев, когда на нас делает нападки
человек, погрязший в грехах, буйность которого нужно усмирить и пресечь его
враждебность.
"И не препирайтесь с обладателями Книг (иудеями и
христианами), иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые
несправедливы, и говорите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано
вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаемся»". (Сура 29, аят 46)
"А рабы Милосердного - те, которые ходят по земле
смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды, отвечают им словами
мира»". (Сура 25, аят 63)
"А когда они услышат пустословие, то сторонятся от
этого и говорят: «У нас свои дела, а у вас свои дела. Мир вам! Мы не стремимся
к неведущим!»". (Сура 28, аят 55)
Коран объявил о своем положительном отношении к задабриванию
невежд и неприятии смирения с дурным поступком.
"Не любит Бог разглашения о зле в слове, если не от
того, кто обижен. Поистине, Бог - Слышащий, Знающий! Если вы обнаружите добро
или скроете его, или простите зло, то, поистине, Бог - Прощающий, Мощный!"
(Cура 4, аяты 148-149)
Людям присуще устраивать сборища, при которых каждый тянет
узду беседы к себе. Ислам не приемлет сборищ, на которых люди усаживаются и
проводят свое время, вещая и выискивая недостатки других людей, поскольку у них
избыток богатства, под сенью которого они отдыхают и не могут занять себя
никаким иным развлечением кроме как развлекаясь делами других людей.
"Горе всякому хулителю - поносителю, который собрал
богатство и приготовил его! Думает он, что богатство его увековечит. Так нет
же! Будет ввергнут он в Огонь сокрушающий". (Сура 104, аяты 1-4)
"(Лицемеры) подобны
тем, которые жили до вас. Они превосходили вас силой, и у них было
больше имущества и детей. Они насладились своей долей. Вы тоже
насладились своей долей, подобно тому, как ваши предшественники
насладились своей долей. Вы погружались в словоблудие, подобно тому, как
они погружались в словоблудие. Их деяния тщетны как в этом мире, так и в
Последней жизни. Они являются потерпевшими убыток". (Коран 9:69)
"Разве ты не видишь, как Бог приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу. Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа. Бог приводит людям притчи, – быть может, они помянут назидание. А скверное слово подобно скверному дереву, которое можно вырвать с поверхности земли, ибо нет у него прочности. Бог поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Бог вводит в заблуждение – Бог вершит то, что пожелает". (Сура 14: аяты 24-27)
|