Газета
«Наш
Мир» Трудно узнать в стильной шляпке, которую носит Саадия Буссана, традиционный женский головной убор мусульманки, вызывающий столько протестов и недовольства по всей Европе. Однако на голове 29-летней Буссаны, пьющий кофе в одном из «Старбаксов» в окрестностях Парижа, - именно хиджаб, хотя и очень своеобразный, и он очень элегантно дополняет ее наряд из джинсов и черной рубашки с вышивкой.
«Иногда я могу одеться очень экстравагантно», - говорит Буссана, директор по коммуникациям «MWM» («My Woman Magazine») - французского интернет-журнала для мусульманок.
Именно хиджаб, который западные критики часто называют «безвкусным символом подавления женщин» в Исламе, сегодня находится на передовой модной революции - из большого количества модных тенденций юные мусульманки что-то заимствуют, комбинируют и соединяют, чтобы создать свой собственный стиль. В Европу пришла новая волна образованных, социально активных и имеющих собственное мнение женщин. Их уже не устраивают традиционные наряды их матерей - как правило, эмигранток первого поколения, их стиль выражает как их исламскую, так и европейскую идентичность.
Поверх брюк они надевают платья, традиционные платки оборачивают вокруг головы как банданы, а кафтаны с капюшонами носят с шипастыми сапогами. Они показывают, что соблюдать исламский «дресс-код», предписывающий женщине скрывать под одеждой все, кроме стоп, кистей рук и лица, не означает одеваться скучно и неэлегантно.
«Они хотят, чтобы в них видели современных женщин», - говорит Эмма Тарло, британский специалист по социальной антропологии и автор книги, название которой можно перевести как «Очевидные мусульманки: мода, политика, вера».
Один из центров развития исламской моды - Британия, страна, где к культурному разнообразию относятся более терпимо, чем в других местах Европы. Перспективные дизайнеры, такие как Сара Эленани и София Кара, привлекают даже немусульманских покупательниц - этим модельерам присущ «острый» стиль, смелые цвета, свободные одежды, покрывающие все тело.
Но, по словам Тарло, новая мода развивается и в Швеции, Нидерландах, Дании и Германии - странах, где, будучи «очевидной мусульманкой», женщина может натолкнуться на неприятие.
Франция, знаменитая своей высокой модой, а также мусульманским населением, достигающим 6 млн. человек, - еще один многообещающий рынок. В то же время, исламский стиль в одежде сталкивается с жесткой приверженностью французов идеям светскости и секуляризма.
В 2004 году правоцентристское правительство запретило носить хиджабы и другие «демонстративные» религиозные принадлежности в школах. В 2010 французские законодатели собираются принять закон, запрещающий или ограничивающий право носить в публичных местах никаб - вуаль, закрывающую лицо женщины.
В общей атмосфере скептического, а иногда и откровенно враждебного отношения к своей религии, многие мусульманские женщины бояться высказывать свое мнение, в результате чего некоторые из них начинают придерживаться еще более строгой интерпретации требований Корана к одежде.
«В Англии или Соединенных Штатах у женщин меньше комплексов. Они любят хорошо одеваться, - говорит Чаира Аит Белкасим, исполнительный директор журнала «MWM». - А во Франции женщину, которая одевается красиво и при этом пытается сохранить свою исламскую идентичность, пока еще осуждают».
Но, похоже, это отношение меняется. В то время как некоторые юные этнические мусульманки уже давно отвергли хиджаб и предпочитают смешиваться с толпой коренных француженок, их подруги создают собственный стиль, покупая одежду в обычных магазинах, как «Zara» и «H&M». Во многом этот выбор вызван тем, что магазинов мусульманской моды очень мало.
«Мы видим женщин интеллектуальных, культурных, абсолютно западных, которые не станут носить традиционную одежду. Они не из тех, кто будет искать в магазине самую плохую сумку», - говорит 22-летняя Мариам Тиганим, создательница еще одного интернет-журнала с игривым названием «Хиджаб в большом городе» («Hijab and the City»).
Девушки - редакторы обоих журналов носят хиджаб. Они говорят, что это их личный выбор, при этом они хотят расширить свою аудиторию. «Мы хотим дать женщинам голос, - говорит Тиганим. - Среди наших читательниц - женщины, носящие и не носящие хиджаб, мусульманки и не мусульманки, женщины из Северной Африки, турчанки».
В соседних Нидерландах некоторые дизайнеры - немусульмане создают одежду для последовательниц Ислама. Например, Синди Ван ден Бремен, которая еще 10 лет назад сшила свой первый «спортивный хиджаб». Поводом к этому послужила история девочки, которая носила хиджаб в школе, и которую выгнали с урока физкультуры «по соображениям безопасности».
Через несколько лет Ван ден Бремен создала собственный бренд головных платков, «Capsters», и начала продавать их в Интернете. Она была поражена тем, какой спрос возник на ее хиджабы - их покупали не только голландки, но женщины из самых разных стран - от Мальдивских островов до Дубаи.
«Магазины не отвечают потребностям женщин, - говорит Ван ден Бремен. - Но если вы наберете в поисковике «Google» слова «хиджаб» или «мусульманская мода», результаты будут удивительные».
Цель новой исламской моды, говорит автор «Очевидных мусульманок» Эмма Тарло, - противостоять, через стиль в одежде, враждебному восприятию Ислама: «Модные, молодые женщины-мусульманки прикладывают большие усилия, чтобы создать новые, интересные стили хиджабов, чтобы они могли стать своеобразными визуальными «якорями» для разговора. Если люди спросят об их наряде, многие девушки с радостью расскажут о нем».
Тем не менее, стереотипы не торопятся отмирать. «Особенно, когда вокруг мусульманской одежды разгораются споры, люди часто возвращаются к идее, что хиджаб - символ противостояния Ислама Западу, - говорит Тарло. - И многих мусульманок это очень угнетает».
|