Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
Хорошая политика для великих держав... Мы пребываем в затянувшемся
периоде международного перехода, который начался более двух десятилетий
назад с концом «холодной войны». Эта эпоха стратегического соперничества
между США и Советским Союзом уступила место той эпохе, в которой США
обладали наибольшей властью по сравнению с другими странами, и
беспрецедентным уровнем влияния.
Этот американский
«односторонний» миг уступил место миру, который лучше всего можно
назвать «неполярным», в котором власть распределена между 200 странами и
десятками тысяч негосударственных игроков, начиная от «Аль-Каиды» до
«Аль-Джазиры», и от «Goldman Sachs» до ООН.
Но то, что отличает
исторические эпохи друг от друга – это скорее уровень порядка внутри
стран и между ними, нежели распределение власти. Порядок никогда не
появляется просто так; это результат сознательных усилий со стороны
большинства влиятельных лиц и организаций в мире.
Хотя Америка
остается самой влиятельной и сильной страной в мире, она не может
самостоятельно сохранить, тем более расширить, международный мир и
процветание. Америка обширна, она зависит от ежедневного импорта
долларов и нефти, вооруженные силы страны задействованы в военные
конфликты в Афганистане и Ираке. США испытывает недостаток в средствах и
политическом консенсусе, таким образом, не может взять на себя больше,
когда дело касается мировой ответственности. Кроме этого, Америке не
хватает средств, чтобы заставить других последовать её примеру.
Более
того, современные проблемы – к примеру, препятствование распространению
материалов и оружия массового поражения, поддержание открытой мировой
экономики, замедление изменения климата, борьба с терроризмом – нельзя
«укротить», тем более решить только одной стране. Только коллективные
усилия могут помочь в решении общих проблем, чем глобальнее будет ответ,
тем вероятнее будет успех.
Короче говоря, США необходимы
партнеры, если XXI век собирается стать эпохой относительного мира и
удовлетворительного уровня жизни. Однако партнерства, преобладавшие в
эпоху «холодной войны» – между США, Западной Европой и североазиатскими
странами, включая Японию, Южную Корею и Австралию – уже не адекватны.
Эти страны испытывают нехватку ресурсов и зачастую воли для решения
большинства мировых проблем.
Таким образом, старым партнерам
нужны новые. Развивающиеся страны могут ответить этой необходимости.
Вопрос заключается в том, что готовы сделать со своей растущей силой
Китай, Индия, Бразилия и другие страны.
Великой страну делает не
размер её территории, населения, армии или экономики, а то, как она
использует свою власть для формирования мира за пределами своих границ.
Сильные, но всё еще развивающиеся страны имеют обыкновение расценивать
внешнюю политику не более как часть внутренней политики и средства для
получения доступа к рынкам и ресурсам, необходимым для быстрого
развития.
Эта перспектива понятна, однако недальновидна.
Развивающиеся страны не могут оградить или изолировать себя от того, что
происходит за их территориями. Так или иначе, они осознают это, они
имеют долю в мироустройстве.
Посмотрите на Китай, многими
средствами ставший самой многозначительной развивающейся страной. Он
хочет сохранить приоритетный доступ к энергетическим ресурсам Ирана,
однако в случае появления конфликтных результатов от ядерных амбиций
Ирана, Китаю придется заплатить за эти ресурсы намного больше.
Перспектива угрозы стабильности Ближнего Востока и потока нефти должны
дать Китаю стимул – поддержать санкции против Ирана. Однако неясно,
признают ли это власти Китая и будут ли они действовать в долгосрочных
интересах своей страны.
Суть не в том, чтобы изолировать Китай.
Такие же вопросы применимы к Индии и Бразилии. И пересмотреть свой
подход к миропорядку следует не только развивающимся странам. США должны
сделать то же самое. Хотя многое было сказано и написано о призыве
Америки к тому, чтобы Китай стал мировым посредником, он просто так не
согласится стать «колонной» установленного американцами мира. Китай
хочет содействовать в установлении правил и построении институтов по их
внедрению.
Это Америка должна работать с Китаем и заставить
других делать то же самое, и это требует открытости Америки к
предпочтениям других стран и предоставления им большей роли. Усиление
влияния «Большой двадцатки» – шаг в правильном направлении, однако
необходимы многие другие меры, в том числе реструктуризация ООН, МВФ и
Всемирного Банка таким образом, чтобы они также отражали новое
распределение власти. Новые схемы, в свою очередь, должны призывать
развивающиеся страны делать вклад в решение проблемы изменения климата,
предоставлять средства на поддержание мира и построение государства,
продвижение свободной торговли, а также применению санкций против тех,
кто поддерживает террор или создает оружие массового поражения.
Главные
державы этой эпохи, как развитые, как и развивающиеся, способны достичь
договоренности по сегодняшним злободневным проблемам. Их готовность и
воля определят, когда и как завершится этот период мирового перехода и
что последует за этим.
|