Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
Президент США Барак Обама ввел полугодовой мораторий на
глубоководную добычу нефти на американских шельфах. О возможности такого
запрета он говорил сразу после аварии на платформе British Petroleum в
Мексикансом заливе, но лицензии на разработку продолжали выдаваться
нефтяным компаниям. Между тем катастрофа уже перестает быть лишь
экологической, а переходит в сферу экономики, затрагивая уже не только
экономику США. Цены на нефть идут вверх, а в ближайшее время на мировом
рынке «черного золота» может начаться борьба за освободившиеся ниши
между странами-импортерами, полагают эксперты.
Интерес к
катастрофе, которая произошла более месяца назад, продолжает
усиливаться. По последним данным, в Мексиканский залив вылилось уже 60
тыс. т нефти, что существенно больше, чем во время крупнейшего до этого
подобного рода инцидента – аварии 1989 года на танкере Exxon Valdez.
Тогда, напомним, в воды у берегов Аляски попало порядка 41 тыс. т нефти.
На ликвидацию последствий той аварии корпорация Exxon Mobil затратила
более чем $4,3 млрд.
На данный момент British Petroleum, которой
принадлежала затонувшая нефтяная вышла, уже израсходовала на очистку
залива и заглушку для скважины $930 млн. И это, похоже, только начало. В
законодательство США, касающееся выплаты компенсации в случае разливов
нефти, подобных тому, что произошел в Мексиканском заливе, сейчас
вносятся изменения, которые повышают возможную к взысканию сумму с $75
млн до $10 млрд. Американские эксперты говорят о том, что катастрофа
может обойтись BP в $60 млрд.
Однако заплатит за катастрофу в
Мексиканском заливе не только BP, но и другие нефтяные компании, ведущие
добычу нефти в море. Власти США продлевают мораторий на бурение на
глубоководном шельфе. «Мы предпримем ряд шагов, чтобы не допустить
повторения подобного. Одним из таких шагов станет продление на шесть
месяцев моратория на бурение шельфа. Мы также приостановим
разведывательное бурение в двух районах у побережья штатов Аляска и
Виргиния, а также на 33 скважинах в Мексиканском заливе», - заявил
президент Барак Обама. Но, согласно сообщению New York Times, за
месяц со дня аварии правительственные регулирующие органы Штатов
отклонили 19 заявок на шельфе, а 17 – одобрили. По словам Барака Обамы,
все полученные разрешения будут аннулированы.
По словам
аналитика ИФД «КапиталЪ» Виталия Крюкова, требования к безопасности,
вероятно, будут ужесточены не только в США, но и во всем мире. В
Бразилии сейчас есть крупные проекты на глубоководном шельфе. Причем
глубина водного слоя над месторождениями здесь составляет порядка 2-2,5
км, что существенно больше того, где находилась затонувшая платформа
Deepwater Horizon (1,5 км). «Из-за процесса внесения поправок в
соответствующие нормативные требования и более глубокой проработки
проектов, большая их часть может быть перенесена на более поздний срок»,
- считает Виталий Крюков.
Между тем авария в Мексиканском
заливе и последовавший мораторий на добычу уже оказывает давление на
стоимость нефти. В последние дни цена «черного золота» уверенно идет
вверх. Но здесь, по мнению экспертов, катастрофа на платформе BP не
окажет существенного значения. «Представляется, что эта авария будет
иметь ограниченное влияние на стоимость нефти. Надо иметь ввиду, что
предложение нефти в мире большое, а США никогда не пойдут на полное
сворачивание работ в Мексиканском заливе, так как это уже чревато
негативными последствиями для энергобезопасности страны в целом и может
способствовать сильному росту цен на нефть. Каждый месяц Организация
стран-экспортеров нефти увеличивает добычу. Сейчас у ОПЕК свободные
мощности составляют около 4-5 млн баррелей в сутки. Эти объемы без
проблем могут покрыть те объемы, которые выпадут в результате аварии», -
подчеркивает Виталий Крюков.
Аналогичное мнение высказал и
аналитик Нью-Йоркского офиса Vantage Trading Тим Дженнингс. По его
словам, на освоение шельфовых месторождений нефти уходят годы, поэтому
мораторий вряд ли окажет сильное влияние на нефтедобычу в краткосрочной
перспективе. Однако в последние дни рынок «искал причины для роста», и
на эту роль подошел запрет.
Тем не менее, в перспективе влияние
аварии на мировой рынок нефти все же может оказаться более чем
серьезным. Ведь США – крупнейший потребитель «черного золота». Поэтому
те объемы, которые не будут добыты с глубоководных месторождений Штатов,
постараются компенсировать другие страны. Что означает некий передел
ниш, занимаемых государствами-экспортерами.
При этом, если
говорить об экономике, то катастрофа в Мексиканском заливе сказывается
уже не только на нефтяниках. На сегодняшний день большая часть залива
закрыта для судоходства. Также не работает второй по величине в США порт
Нового Орлеана, грузооборот которого составляет 224 млн т. Это, как
ожидается, приведет к росту цен на импортируемые в страну сталь, зерно,
кофе, бананы и другие продукты. Отметим, что через Мексиканский залив в
США поставлялась, в том числе, и российская сталь.
Помимо
импортеров страдают местные рыбаки. Морепродукты из залива на 40%
обеспечивали внутренние потребности США, при этом рыболовецкие компании
получали в сумме $661 млн в год. Запрет на вылов рыбы привел к тому, что
только в штате Луизиана без работы оказались 150 тыс. человек. И это
только рыбаки. Нехватка морепродуктов ставит в тяжелое положение
рестораны, а загрязненные пляжи буквально убивают туристический бизнес
на берегах залива.
Последствия катастрофы в Мексиканском заливе,
скорее всего, скажутся и на России. На днях министр энергетики РФ
Сергей Шматко заявил, что не исключает ужесточение требований к
компаниям, работающим на российском шельфе. На сегодня, пока не началась
добыча в Арктике, доля «морской нефти» в общем объеме российской добычи
составляет порядка 2-3%. По словам Виталия Крюкова, большая часть этого
объема приходится на Сахалинские проекты. «Требования к глубоководным
проектам могут быть ужесточены. Может быть, компаниям придется больше
инвестировать в безопасность, вероятно усиление контроля за добычей.
Также возможно введение новых технологий, которые повышают
безопасность», - полагает эксперт.
Авария в
Мексиканском заливе пополнила список крупнейших экологических катастроф,
связанных с разливами нефти.
В 1989 году танкер Exxon
Valdez, принадлежащий компании Exxon Mobil, наскочил на риф в проливе
принца Уильяма у берегов Аляски. Из-за труднодоступности района быстрая
реакция служб спасения была невозможна. В результате катастрофы в воду
вылилось 40,9 тыс. т нефти, которые образовали нефтяное пятно площадью
28 тыс. квадратных км. Также нефтью было загрязнено около 2 тыс. км
береговой линии. Эта авария считается одной из наиболее разрушительных
для экологии катастрофой, которая когда-либо происходила на море.
В
1994 году в Усинском районе Республики Коми в результате серии прорывов
на нефтепроводе Харьяга – Усинск, вызванных его изношенностью,
произошел разлив нефти. В итоге на почву попало около 100 тыс. т нефти. В
пяти поселках района была объявлена чрезвычайная экологическая
ситуация. В месте катастрофы почти полностью уничтожена фауна и флора.
Это была самая крупная авария на суше, которая даже вошла в книгу
Рекордов Гиннеса.
В 2002 году танкер «Престиж», ходивший под
багамским флагом, раскололся на две части в 244 км от берегов Испании.
Разлив нефти составил порядка 77 тыс. т. Образовавшееся пятно достигло
берегов Испании и Франции. Население прибрежной зоны, которое лишилось
рабочих мест из-за аварии, считало, что испанское правительство
предпринимало недостаточные меры для ликвидации загрязнения. В итоге
тысячи людей приехали в Мадрид на акции протестов. Считается, что авария
танкера «Престиж» ускорила процесс создания Европейского агентства
морской безопасности.
|