Газета
«Наш
Мир» Евнухи являлись идеальными служителями гарема, используемыми из простой предосторожности: чтобы наложницы жили в безопасности и ублажали только своего хозяина. Но была и еще одна причина.
Главным преимуществом евнухов являлось отсутствие женских и мужских признаков пола и полная нейтральность в сексуальном отношении. Гарем по существу своему был огромной женской армией, ведущей непрерывные тайные войны, и руководить ею не могли ни мужчина, ни женщина, которых лишали беспристрастности присущие обоим полам эмоции. И те и другие неминуемо погибли бы, а евнухи выживали. Они идеально подходили к руководству сложной системой гарема и по положению своему становились самыми могущественными лицами государства.
Османская империя: от гарема до профсоюза
Кастрированных стражей, евнухов (от греч. Eunuchos — «блюстители ложа»), у владыки османов имелась целая армия, численность которой в разные времена колебалась от 600 до 800 человек…
Для кастрации использовалось несколько способов, сам же метод превращения мужчины в бесполое существо держался в глубокой тайне, но известно, что после принудительной кастрации, многие погибали, теряя жизнь от потери крови и антисанитарных условий, в которых осуществлялась «операция». Случалось, что некоторые мужчины не выдерживали ужаса превращения их в бесполые существа и сходили с ума.
Известны три способа кастрации: полное отрезание яичек и пениса; отрезание пениса; удаление только яичек. Первый тип евнуха считался самым надежным, другие два нет, поскольку у них еще могло пробуждаться сексуальное желание.
Внешний облик евнухов, подвергнутых самому радикальному способу кастрации, был жалок. Их тело с годами становилось дряблым и толстым, голос — писклявым, исчезал волосяной покров, по характеру они приближались к женщинам. Старели евнухи очень рано и в 40 лет уже казались шестидесятилетними… Мучительным последствием кастрации было недержание мочи, и, как утверждали очевидцы, приближение евнуха всегда можно было узнать издалека по сильному аммиачному запаху, исходящему от него. Для того чтобы помочиться, употреблялась серебряная трубочка, которую евнухи носили в своих тюрбанах.
Утрату любовных наслаждений стражи гарема восполняли другими радостями жизни. Они были тонкими гурманами, получали удовольствие от музыки и танцев, любили слушать сказки и пение соловьев, считаясь наиболее тонкими ценителями этого любимца гарема. Чтобы заглушить тоску и восполнить «пустоты тела», евнухи иногда использовали легкие дурманящие средства — кальяны с примесью опия…
Считалось, что отрезанные пенисы вырастали снова, поэтому обычно все евнухи периодически обследовались врачом. В стражи гарема предпочитали брать кастратов с отталкивающей внешностью, и это было объяснимо. Те, у кого был оставлен пенис, могли испытывать половое влечение и заниматься любовью, достигая в этом искусстве необыкновенных высот, особенно в оральном сексе. Прелесть же любовных отношений с евнухами состояла еще и в их полной безопасности, ведь от кастратов невозможно забеременеть…
В Турцию обычай держать в услужении евнухов проник из Византии. А в оттоманском гареме евнухи появились во времена султана Мехмеда Завоевателя. Сперва гарем охранялся белыми евнухами, поставляемыми с Северного Кавказа, из Армении и Грузии, но никогда ими не могли быть турки, так как мусульманам кастрация запрещена. С 1582 года, когда султан Мурад III (1574-1595) назначил евнухом абиссинца Мехмеда Агу, в евнухи почти всегда отбирались абиссинцы (эфиопы). Оказалось, что белые мальчики тяжелее переносят кастрацию, черных же выживало значительно больше … Чернокожие евнухи были предпочтительнее белых и по другой причине. Бытовало мнение, что евнухи все же способны к зачатию, а рождение черного ребенка у одалиски сразу же укажет на его незаконное происхождение.
При поступлении в гарем евнухи получали новые имена — названия цветов. И огромные, уродливые стражи звались нежными гвоздиками, розами, нарциссами и гиацинтами. Считалось, что это наиболее приличествует тем, кто охраняет «чистых и благоуханных» жен султана.
У евнухов, как у всех служителей гарема, была своя иерархия и обязанности. Белым евнухам с капу-ага во главе вменялась наружная охрана гарема и покоев султана, в женские помещения им входить запрещалось. Покои черных евнухов, которые занимались воспитанием и обучением наследных принцев, отличались своим убранством и роскошью от жилых помещений иных черных евнухов…
Евнухи были неплохо обеспечены, получая жалованье в размере от 60 до 100 акче в день и отдельное годовое содержание. Существенной добавкой к этому были дары от других дворцовых служб. Имелись у них и свои негласные статьи дохода. Евнухи составляли особое торговое товарищество, устанавливая цены на нужные гарему товары и драгоценности, закупали их у купцов и перепродавали женщинам гарема.
Евнухи были самыми большими взяточниками в Османской империи, где царила поистине чудовищная коррупция. Получали подарки не только от своего повелителя, но и от просителей. Фаворитки султана могли повлиять на решение того или иного вопроса в пользу просителя. Но «выйти» на них можно было за хорошую мзду, врученную евнухам, которые создали сложную систему отношений с внешним миром.
Комичный случай произошел с Михаилом Илларионовичем Кутузовым, будущим фельдмаршалом и победителем Наполеона в кампании 1812 года. Прибыв в качестве главы дипломатической миссии в Стамбул, он собрал информацию о приметах и пристрастиях фавориток султана и, наладив отношения с евнухами, проник в Великий сераль. Знаменитый полководец был человеком мужественным и рискнул один войти в сад гарема. Там, владевший турецким языком, Кутузов красноречием и драгоценными украшениями, точно рассчитанными на вкус каждой высокопоставленной дамы, покорил их. О продолжительной беседе с «розами султана» стало известно, Стамбул был потрясен, и испуганный главный евнух, оправдываясь перед султаном Селимом III, был вынужден назвать бравого военного и отца семейства Кутузова главным евнухом императрицы Екатерины II! Это вызвало бурю веселья в русской миссии, но главное было сделано: все вопросы улажены за неделю, а полученные условия мира чрезвычайно выгодны для России.
Мечта и вершина карьеры евнуха — должность кизлярагасы. В его руках была сосредоточена огромная власть, а официальное положение могло быть приравнено к положению премьер-министра европейского двора. Он являлся главнокомандующим дворцовой стражи, круг его обязанностей был чрезвычайно широк, а влияние огромно. Кизлярагасы выступал главным свидетелем на свадьбе султана и его детей, проводил церемонии обряда обрезания и помолвки, объявлял принцу о смерти отца или о его отречении. Он же отвечал за продвижение по иерархической лестнице гарема женщин и евнухов, и их карьера во многом зависела от его расположения. В обязанности кизлярагасы входила также защита женщин гарема и поставка туда новых одалисок.
Всякая женщина, обращавшаяся к султану, должна была сделать это через главного евнуха, что, учитывая обычай даров, обогащало его безмерно, а право личного доклада султану и частые встречи с ним давали возможность приумножить состояние за счет других придворных, и кизлярагасы являлся одним из самых богатых людей империи османов. Он был и одним из самых доверенных людей султана. Именно кизлярагасы провожал одалиску в спальню султана. Если же ночью в гареме происходило что-либо чрезвычайное, то только главный черный евнух мог войти туда. Фигура черного евнуха была не только могущественной, но и грозной и зловещей. Он объявлял приговоры женщинам гарема и отводил осужденных к палачу, а когда несчастных топили в море, сам надевал на них кожаные мешки.
Когда главный евнух уходил в отставку, ему назначалась пенсия. Новый султан, как правило, выбирал другого главного евнуха, но иногда оставлял старого. Евнухи были хранителями казны султана, его жен и, самое главное,— тайн гарема, от которых зачастую зависела жизнь многих. Их влияние на государственные дела росло, став поистине огромным во времена правления женщин (1541-1687), а в XVII и XVIII столетии они вместе с султаншами и валиде, собственно говоря, руководили империей, сыграв существенную роль в ее упадке. Евнухи организовывали заговоры, свергали и возносили на троны султанов. Они же решили исход «войны» султанш Турхан и Кесем, задушив последнюю.
Но с начала XIX столетия власть главного черного евнуха стала ослабевать, а к началу ХХ века его функции были сведены к наблюдению за порядком в гареме… С исчезновением гаремов пропали и евнухи. Разговоры о том, как устроить их дальнейшую жизнь, быстро затихли, а попытки бывших стражей гарема организовать свой собственный профсоюз не удались…
Китай: сын за отца
Институт евнухов в Китае, по мнению некоторых историков, насчитывает, по меньшей мере, 3-4 тысячи лет, и ни в одной стране они не имели такую власть, как в Поднебесной. Евнухи составляли узкий круг доверенных лиц императора, зачастую оказывали решающее влияние на государственные дела, иногда с помощью интриг и заговоров становились могущественнее своих повелителей. Евнухи помогали друг другу отстаивать общие интересы, и их власть нередко достигала пределов, позволявших узурпировать власть, что, как правило, вело к пагубным последствиям для страны.
Сперва евнухами становились в наказание. Оскопление в Китае было поставлено в число шести тяжких кар… Затем, когда евнухи стали использоваться в гаремах, их физическая неполноценность компенсировалась многими преимуществами, и кастрации начали подвергаться дети по решению родителей, а иногда шли добровольно на эту унизительную операцию и взрослые мужчины. Необременительная, сытая служба при дворе императора или князя служила соблазном, преодолевающим естественное стремление к полноценной жизни, и дело оскопления приобрело размах.
По некоторым источникам, император мог иметь до 3 тысяч евнухов, принцы и принцессы — до 30 евнухов каждый, младшие дети императора и племянники — до 20, их двоюродные братья — до 10.
Существовали целые семьи специалистов, занимающихся кастрацией… Вот что писал путешественник Картнер Стенц в 1877 году: «Операцию эту выполняют следующим образом. Нижнюю часть живота и верхнюю часть бедер туго перебинтовывают, чтобы предупредить излишнее кровотечение. Затем те части тела, которые предстоит оперировать, трижды промывают горячей перечной водой; будущий евнух при этом полулежит. После того, как эти части тела достаточно хорошо промоют, их отрезают под самое основание небольшим кривым ножом, по форме напоминающим серп. По завершении кастрации рану накрывают бумагой, намоченной в холодной воде, и тщательно забинтовывают. После перевязки раны пациента, поддерживаемого двумя „операторами", заставляют ходить по комнате два-три часа, после чего ему позволяют лечь. Пациенту не разрешается ничего пить в течение трех суток, и все это время он нередко испытывает страшные мучения, причем не только из-за жажды, но и из-за сильной боли и невозможности облегчиться на протяжении всего периода. По прошествии трех суток повязку снимают, и страдалец может, наконец, облегчиться. Если у него это получается, это означает, что пациент вне опасности, с чем его и поздравляют. Если же, однако, бедняга не в состоянии помочиться, он обречен на мучительную смерть, ибо нужные проходы распухли и ничто уже не сможет спасти его».
Кастрацию мальчиков, которых брали в услужение императору, обычно производили до достижения половой зрелости, но не у всех отцов имелись деньги на нее, и детей оскопляли домашним, «частным» образом, во время которого оскопляемые нередко гибли. О выживших оскопленных сообщалось в уездное правительство, чтобы имя мальчика внесли в список кандидатов в императорскую челядь. Честолюбивые замыслы отцов касались не только судьбы их сыновей, но и всей семьи и клана, ибо, попав на высокую должность, кастрат был обязан помогать всем их членам…
Особенностью евнухов Китая было их трепетное отношение к удаленному «нефритовому стеблю», который бережно хранили для того, чтобы тело могло быть похоронено целиком, ибо, как говорили китайцы, «кожа, покрывающая тело, получена от рождения и ее нельзя повредить либо поранить». В случае же нарушения целостности тела китаец, согласно верованиям, не будет допущен на тот свет к предкам…
Утвердившись во дворце, евнух обычно заводил жену, которая ухаживала за ним, и усыновлял мальчика (чаще всего родственника) для продолжения своего рода …
Господство евнухов в Китае явилось следствием уединенной жизни императора, которую он должен был вести согласно этикету. Сын Неба редко покидал свой дворец, в путешествиях министры видели своего повелителя только на аудиенциях, где они обращались не непосредственно к нему, а к чиновникам (чаще всего евнухам), окружавшим трон. Именно евнухи доносили мнение и советы сановников императору, и верность сообщений целиком и полностью лежала на совести передающих. Они являлись единственным каналом связи императора с внешним миром. Евнухам были досконально известны все дворцовые тайны, но о положении дел в провинции и за Китайской стеной они могли узнать только из вторых рук, и, как правило, ведение ими государственных дел имело для империи тяжелые, а иногда катастрофические последствия.
Евнухи использовали и богатый «женский ресурс» гарема, возвышая или, наоборот, оставляя в забвении наложниц. Они получали от них взятки деньгами, а затем — продвижением по службе, в котором помогали их возвысившиеся протеже.
Наследника императора евнухи окружали с рождения. Они определяли границы его знаний обо всем, что находилось за стенами Запретного города, и очень часто будущий правитель уже с детства превращался в игрушку скопцов, знающих все его слабости и пристрастия и использующих их ради достижения собственных, чаще всего корыстных целей, а иногда просто развращающих своего воспитанника…
Гомосексуальные связи Сынов Неба не были редкостью, любовниками императоров становились и евнухи, причем инициатива часто исходила именно с их стороны…
Неуемное властолюбие евнухов доходило до того, что, если повелитель мешал им, его могли устранить физически, жертвами скопцов нередко становились императоры и члены их семей.
Они скрыли смерть императора Цинь Шихуана, и пока процессия с его телом (император скончался в путешествии) следовала по стране, евнухи делали вид, что кормят его, зачитывали какие-то указы, якобы подписанные Сыном Неба, и скрыли завещание, по которому назначался наследником неугодный им принц. Вместо этого они сфабриковали послание, приказывающее принцу и преданному ему военачальнику покончить с собой, и возвели на трон удобного для воплощения их замыслов принца.
Когда же интриги евнухов терпели крах, возмездие было беспощадным. После кончины императора Линди (189 год) между евнухами и армией разгорелась ожесточенная борьба. Десять главных евнухов заманили главнокомандующего принца Хэ Цзиня (брата императрицы) и, казнив, выставили голову на стене дворца. Последствия оказались губительными для виновников преступления. Войска ворвались во дворец и изрубили всех евнухов. Страна была ввергнута в анархию, и империя Хань пала.
Власть евнухов неоднократно пытались ограничить, и некоторые императоры завещали своим потомкам «держать евнухов в узде». «Сделаешь их своими доверенными,— предупреждал император Тайцзу (Чжу Юаньчжан, 1368-1398), — душа заболит, сделаешь своими глазами и ушами — глаза и уши испортятся… » По мнению этого императора, евнухи и родственники императора по женской линии приносят зло делу политического управления страной. Они нужны во дворцах, но там они должны быть только рабами и слугами и прислуживать императору, подавая вино или подметая пол. Опасения императора оказались не напрасны. Следующий император Ченцзу (1403-1424) захватил трон с помощью евнухов, и они узурпировали власть. Во второй половине правления династии Мин евнухов было несколько десятков тысяч, а к концу периода Мин их насчитывалось несколько сотен тысяч. При дворе евнухи захватили 24 присутственных места, 12 департаментов и 8 управлений. Их грозная камарилья назначала сановников, казнила министров, обирала народ, и империей от имени императора фактически управлял евнух Вэй Чжунсянь.
Встречались среди евнухов и талантливые руководители, которые действовали на благо общества и страны, в частности знаменитые экспедиции к берегам Африки в 1405 году возглавлял евнух — адмирал Чжэн Хэ. Но влияние евнухов на политику и экономику Китая было разлагающим и во многом способствовало упадку империи…
Евнухи делились на категории. Принадлежавшие к первой категории пользовались особыми привилегиями и обслуживали императора, императрицу, мать императора и императорских наложниц. Принадлежавшие ко второй категории обслуживали всех.
Обязанности евнухов были чрезвычайно разнообразны — от бытовых до государственных и жреческих. Они должны были присутствовать во время сна и при пробуждении Сына Неба и его домочадцев, принимать участие в трапезе императора и членов его семьи, сопровождать императора и его свиту, а также императорских врачей. Евнухи обеспечивали противопожарную охрану, следили за сохранностью книг и антикварных изделий, картин, одежды, оружия, домашней утвари. Они же обеспечивали материалами строителей дворца и готовили лекарства.
В их обязанности входило также распространять высочайшие указы, провожать чиновников и зарубежных гостей к императору, принимать прошения, получать деньги и зерно от казначеев двора, хранить императорские драгоценности.
Тщательное распределение обязанностей не гарантировало их исполнения. Император Пу И вспоминал: «С детских лет я постоянно слышал, что во дворце происходят кражи, пожары и даже убийства, не говоря уже об азартных играх и курении опиума. Воровство достигло такой степени, что, например, не успела еще закончиться церемония моей свадьбы, как все жемчужины и яшмовые украшения короны были подменены на фальшивые»…
Наказывали евнухов жестоко. За проступок их избивали бамбуковыми палками, за попытку к бегству наказание было тем же самым. При повторной попытке на шею вешалась колодка, которую он должен был носить не снимая в течение двух месяцев. При последующей попытке его высылали в древнюю столицу маньчжуров — Мукден. За воровство казнили, а императрица Цыси расправлялась с неугодными с помощью яда, который выбирала сама. Из китайской истории известны случаи, когда погибало свыше 100 евнухов одновременно…
|