Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
Известный бард рассказал нам, как пишет песни лежа на диване, не
знает, что делать с деньгами, и как заставлял Ксению Собчак уступить
эфир Пушкину и Бродскому.
— Олег Григорьевич, барды всегда
держались особняком, никогда не «вписывались» в шоу-бизнес…
— Я
помню, как в 1986 году бардов пригласили на большую сцену в Лужники —
чуть ли не десять концертов подряд отыграть. Был режиссер, который
сказал нам: «Нужно придумать каждому специальные костюмы». И Юрий Кукин,
известнейший бард, ужасно возмутился: «Да я всю жизнь выступаю в этом
джемпере, какие там костюмы?». Барды — это штучный товар. А вообще, на
самом деле, как сказал Юрий Никитин, барды — это люди, которые
занимаются не своим делом. Бард может быть доктором наук, а в свободное
от работы время писать песни. А потом оказывается, что эти песни кому-то
нужны — он с ними не бегает ни за кем, а люди сами приходят…
— А
вам не действует на нервы то, что основная масса слушателей знают вас
только по одной песне — «Как здорово, что все мы здесь сегодня
собрались»?
— Да, ко мне подходят люди и говорят, что если бы я
написал всего одну песню, «я бы вас все равно любил и уважал». Но, слава
богу, называют они всегда разные песни — то «Авиатора», то
«Француженку». Да и замечательно, что вспоминают хотя бы одну эту песню.
Меня это совершенно не раздражает.
— Вы очень поздно нашли свое
призвание?
— Ну это ведь основной вопрос в жизни каждого
человека — «Кем быть?». Когда я окончил монтажный техникум, ушел в
армию, то стоял на посту, охраняя адмирала. А мог же в это время писать
песни! Но мне тогда даже в голову это не приходило. Я просто стоял два
года на этом самом посту и ничего не делал. И только потом, совершенно
случайно, написал ту самую песню — «Как здорово, что все мы здесь
сегодня собрались», и пошло-поехало.
— С чего вы вдруг взяли
гитару в руки?
— Я совершенно случайно попал на фестиваль
авторской песни. Подумал, а может, вернуться сюда на следующий год? И
специально для этого написал песню. Потом еще одну — о родильном доме, а
после нее еще целых три. Ну а после этого я вообще ничего не писал
целых пять лет — просто исполнял эти несколько песен. У меня спрашивали:
«Ну что, брат, исписался?». А я отвечал: «Ах так?», так и завертелось.
—
То есть, по большому счету, это произошло случайно?
— Я
совершенно не собирался этим заниматься. Я же поступил в ГИТИС, думал,
что буду артистом. Но у меня просто не было выхода — меня приглашали, я
собирал полные залы, мне платили за это деньги. Ну как от этого уйти? А
на что жить?
— Сейчас вам денег, кстати, хватает?
—
Хватает, в действительности, вполне — этот вопрос меня никогда особенно
не волновал. Как-то оно само всегда получалось. Вся беда в том, что я не
знаю, куда девать деньги. Грех жаловаться — все в порядке. Какая-нибудь
яхта мне не нужна, большой дом тоже без надобности. Что еще? Какие-то
путешествия? Я и так езжу практически безвылазно. Дать много денег детям
— это значит только их испортить. Будут просто сидеть и курить…
—
У вас уже есть внуки. Как воспитываете?
— Да как мне их
воспитывать? Я же всегда занят. Только личным примером. Кстати, мой
средний сын Филипп организовал рок-группу «Дети Гете», они играют очень
тяжелую музыку. Их первый альбом — под названием «Тяжелая
наследственность».
— Не обидно, что теперь юноши у костров поют
другие, не ваши песни?
— Да, у костров теперь поют песни «ВИА
Гры», а что поделаешь? Уже смирился. Обидно на самом деле то, что ни у
вас, украинцев, ни у нас, россиян, нет национальной идеи. Ведь самое
главное — образование и воспитание. Это лежит на поверхности, и
возразить против этого может только полный идиот. Лучшие люди общества
должны заниматься этим за хорошую зарплату. А наша власть сейчас делит
деньги между собой — им некогда этим заниматься.
— Как именно вы
пишете ваши песни? Есть специальный рецепт?
— Если бы я знал,
как это наверняка делается, то написал бы гораздо больше песен!
Непонятно, как это происходит. Но точно должны быть условия. Например,
чтобы написать песню, нужно ничего не делать. Просто лежать на диване.
Проснуться утром — и никуда не идти. Зубы почистил — и лег обратно, лежи
себе, смотри на природу. Вечером придут друзья — ты с ними чего-нибудь
выпьешь, почитаешь, сходишь в баню. Ни в коем случае нельзя ничего
делать! Никаких счетов за свет, за газ, походов в жэк.
— У вас
очень позитивные песни. Просто не получается разозлиться?
— Они
получаются такие, какие получаются. Я здесь ни при чем — о себе ничего
не знаю. Вот у моего Филиппа совсем не позитивные песни, как бы я ни
пытался его уговорить написать что-нибудь светлое и «общечеловеческое».
—
Вы чувствуете себя звездой?
— Да не звезда я вовсе! Звезды — в
планетарии. Звезды для меня — это люди, которые, например, делают
хирургические операции. А все эти тусовщики... Вот, например, Ксения
Собчак — я обращался к ней через СМИ с просьбой, чтобы она отдала часть
своего эфирного времени популяризации поэзии Пушкина и Бродского. Она бы
сделала для народа большое дело, но все это ничем не закончилось.
—
Что самое тяжелое в вашей работе? Все еще волнуетесь перед выходом на
сцену?
— Раньше было гораздо больше нервов и волнения. А сейчас
все переросло в какую-то собранность. Нужно просто вовремя приехать и
настроиться.
МОНТАЖНИК ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА
Имя: Олег Митяев Родился:
19.02.1956 в Челябинске (Россия) Карьера: народный артист России
(2009)
Родился в семье рабочего Челябинского трубопрокатного
завода. В 1975 году закончил Челябинский монтажный техникум по
специальности «Монтаж электрооборудования промпредприятий». Песни пишет с
1978 года, когда выступал в составе дуэта вместе с Петром Старцевым.
Песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», с которой
Митяев стал лауреатом Ильменского фестиваля (1978), является негласным
гимном бардовского движения.
|