Газета
«Наш
Мир» В
675 году, через 43 года после смерти пророка Мухаммада, в Дамаске, в
христианской семье высокопоставленного чиновника халифата родился
мальчик, который был наречен именем Мансур. Анонимное арабское предание
говорит даже, что отцом младенца был правитель Дамаска, которого
простые горожане величали эмиром.
В наставники Мансуру был дан старец-монах Косьма, специально
выкупленный для этого из рабства, куда он угодил, попав к мусульманам в
плен. Отрок продемонстрировал незаурядные способности, в совершенстве
познав греческий, философию, риторику, физику, арифметику, геометрию,
музыку, астрономию, богословие. Унаследовав должность отца, он стал
одним из самых доверенных лиц халифа Йазида I (680—683 гг.). По одним
сообщениям, Мансур заведовал сбором налогов с христианской общины, по
другим — был визирем халифа. В общем, как написал Гордий Семенович
Саблуков, «цветущее время его жизни прошло в занятиях делами
мусульманской империи». При Валиде I (705—715 гг.), пятидесяти лет от
роду, будучи весьма состоятельным человеком, Мансур, вопреки воле
ценившего его халифа, «вышел в отставку» и отправился в Иерусалим, где
постригся в монахи лавры Св. Саввы Освященного.
Ну а теперь самое неожиданное, ради чего я всё это рассказываю: постриг
он принял под именем Иоанна Дамаскина. Сегодня в России мало кто не
слышал, во всяком случае среди православных, этого имени. В большинстве
церковных и иконных лавок, в книжных магазинах страны представлены
труды преподобного Иоанна, Отца Христианской Церкви, православного
святого.
Христиане чтят его как первого систематизатора церковных догматов,
устроителя церковной службы и церковного песнопения, первого
литературного защитника иконопочитания.
Получается, что держава мусульман может по праву быть названа
повивальной бабкой православия как вероучительной и культовой системы.
Именно исламский халифат «откомандировал» в братскую авраамическую
религию виднейшего своего мыслителя в расцвете творческих сил, одного
из высших государственных сановников, возможно, статуса канцлера,
премьер-министра.
Заметьте, никого не интересовали его религиозные убеждения, и именно
мусульмане защитили христианина Мансура, главного идеолога
иконопочитания (!), от его злейшего врага, тоже христианина, но
иконоборца, византийского императора Льва III Исавра (717—741 гг.).
Сочинения Мансура в защиту икон имели широкое хождение в Византии и
выводили императора из себя. Против Мансура им была замышлена
клеветническая кампания: Лев повелел изготовить поддельное письмо на
свое имя, якобы написанное рукой Мансура, с призывом напасть на
халифат. Отослав фальшивку к халифу, христианский самодержец смиренно
советовал в сопроводительном послании не церемониться с изменником делу
исламской государственности.
Из подлой затеи ничего не вышло. Но византийский престол не унимался. В
754 году, спустя пять лет после смерти Иоанна, состоялся подконтрольный
императору Константину V Копрониму (741—775 гг.), сыну Льва III,
иконоборческий Вселенский Собор, проклявший Дамаскина как, я цитирую,
«мыслившего по-сарацински, сочинителя лжи, клеветавшего на Христа и
злоумышлявшего против империи, учителя нечестия, извращавшего Писание».
Когда власть в Византии переменилась, был созван Седьмой Вселенский
(Второй Никейский) Собор 787 года, догматизировавший с опорой на идеи
Иоанна Дамаскина культ икон. Сам же Иоанн был прославлен как «глашатай
истины».
Вот так мусульмане спасли от неминуемой мучительной гибели одного из
предтеч Русской Православной Церкви, «паладина иконопочитания» и
«златоструйного песнопевца».
Эта поучительная история во всей наглядности демонстрирует не только
царившую в халифате веротерпимость, но и процветавший там культ знания,
позволивший будущему святому, вооруженному мощным аналитическим
инструментарием передовых наук того времени, поставить православие на
твердую догматическую почву. Признание Иоанна непревзойденным церковным
слагателем молитвословий и песен свидетельствует о предельном раскрытии
им в лоне исламской цивилизации не только своих выдающихся
интеллектуальных способностей, но и гениальных поэтических дарований.
|