Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
Президент США Барак Обама в своем знаменательном
выступлении перед мусульманами, прозвучавшем 4 июня 2009 года, указал,
что мусульманки в США беспрепятственно носят хиджаб, так как «…в Америке
понятие свободы нераздельно связано со свободой вероисповедания». Эти
слова Обамы вызвали серьезную критику со стороны арабской интеллигенции
Франции, где продолжаются дебаты о допустимости носить мусульманскую
вуаль.
«…В Америке понятие свободы нераздельно связано со
свободой вероисповедания. Поэтому в каждом штате есть мечети, в общей
сложности на нашей территории находятся 1200 мечетей. Поэтому
правительство США в судебном порядке защищает право женщин и девушек
носить хиджаб и наказывает тех, кто отказывает им в этом праве», -
заявил американский лидер.
На это доктор Абдельвахаб Меддеб
(Abdelwahab Meddeb) – писатель-реформатор, профессор сравнительной
литературы в университете французского пригорода Нантер и автор книги
The Malady of Islam («Недуг ислама») пишет:
«В целом толковое и
своевременное выступление Обамы в Каире по крайней мере в одном было
ошибочным. Предположим (в качестве аргумента, хотя мне это и трудно),
что женщина должна иметь право беспрепятственно носить вуаль. В таком
случае Обаме следовало добавить, что она должна иметь право снять ее».
Профессор
религии и социологии в Католическом университете Лилля Лейла Барбе
(Leila Barbès) также высказалась по поводу хиджаба, однако
безотносительно к выступлению Обамы.
Она считает, что, когда речь
идет о вуали, «свобода выбора» является иллюзорной: «Как только о вуали
начинают говорить как о божественной обязанности, разговоры о свободе
выбора теряют всякий смысл. В этом случае мусульманки выполняют
религиозные предписания. Как можно притворяться, что они имеют свободу
выбора, если им говорят, что носить вуаль их обязывает вера? Женщина,
которая носит никаб, делает это, чтобы соответствовать требованиям и
ожиданиям мужа или общины».
Личный выбор - личное право
Вопрос
о никабе шейх Юсуф Карадави, например, проясняет такими логическими доводами.
Среди
мусульманских ученых, правоведов, толкователей Корана и хадисоведов
существуют разные подходы по поводу того, является ли ношение никаба
(вуали) обязательным, желательным или разрешенным действием для
мусульманки.
Есть женщины, которые считают, что ношение никаба
приближает их к богобоязненности и набожности. В таком мнении нет ничего
плохого, и никто не имеет права обвинить его сторонников за то, что они
его придерживаются.
Это их личное право, ведь придуманные людьми
законы и конвенции прав человека – и те защищают личные права людей.
По-иронии,
свобода в одежде предоставляется тем, кто не покрывает свое тело, и
никто им в этом не препятствует, тогда как женщины, носящие никаб,
подвергаются осуждению, хотя они считают это учением своей религии и не
могут этим пренебречь!
|