Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
Четвёртого июня 2010 года новая ракета-носитель, стартовавшая с
космодрома на мысе Канаверал в 22:45 по московскому времени, вывела на
околоземную орбиту прототип космического корабля. И пусть до его полёта
с экипажем пройдёт не один год, этот день можно считать началом
отсчёта новой эпохи – присутствия частных фирм в пилотируемой
космонавтике.
Миллионер Элон Маск (Elon Musk), основатель
компании SpaceX, как когда-то и обещал, планомерно движется к цели —
сокращению стоимости доступа в космос. Его компания совместила в себе и
конструкторское бюро, проектирующее ракетные двигатели, сами ракеты и
космические аппараты, и завод по производству всего этого добра, и
организацию, осуществляющую запуск.
Метод "всё в одном флаконе"
на удивление работает, хотя по некоторым деталям и узлам, конечно,
имеются субподрядчики. А ведь полвека назад для достижения тех же целей
(вывод спутников, а потом и пилотируемых кораблей) США и СССР
задействовали всю государственную мощь и создавали целую индустрию.
Но
вот, пожалуйста, полюбуйтесь: прошлым летом лёгкая ракета от SpaceX —
Falcon 1 — вывела на орбиту малайзийский спутник, а теперь
ракета-носитель Falcon 9 выполнила свой первый полёт.
Старт
состоялся не без шероховатостей. Сначала первая ступень заглушила
двигатели сразу же после зажигания. Ошибку устранили и через некоторое
время вновь запустили обратный отсчёт. Зато потом всё прошло
феноменально гладко. (К примеру, ракета Falcon 1 впервые вышла на
орбиту с четвёртой попытки.)Ныне в вояж вокруг Земли отправился Dragon
Qualification Unit — нефункциональный прототип космического корабля
Dragon (мы о нём рассказывали, когда данный аппарат только
разрабатывался). "Квалификационная единица" во многом близка к
"боевому" образцу, но лишена целого ряда систем, ведь её цель состоит
лишь в испытании ракеты-носителя.
Как мы ранее говорили, NASA
возлагает большие надежды на Dragon в плане доставки грузов на МКС.
Потому следующие полёты пары Falcon 9/Dragon (возможно, уже в конце
2010 года) должны пройти в рамках контракта с агентством (рейсы по
программе Commercial Crew and Cargo/COTS). Тогда на вершине носителя
установят уже настоящие "Драконы".
После серии
демонстрационных испытаний и сближений с МКС эти машины приступят к
транспортировке припасов на орбитальную станцию.
Так что
получается, первое время Dragon будет летать только как беспилотный
грузовик. Но конструкция корабля предусматривает и пилотируемый
вариант. И это самое удивительное во всей истории: никогда ещё частная
компания не поднимала экипажи на орбиту (суборбитальные рейсы частников
мы рассматриваем отдельно).
Сама же Falcon 9 предназначена не
только для работы в паре с родным "Драконом". Это ракета, способная
выводить на низкую орбиту коммерческие спутники и корабли весом до
10,45 тонны. И цена такого запуска заявлена вполне симпатичная —
порядка $50 миллионов.
Грузовой рейс "Дракона" на МКС обойдётся
NASA, конечно, дороже: по $133,3 миллиона за каждый из 12 полётов уже
заказанных на 2011-2015 годы. Но и это, учитывая потенциал корабля,
очень неплохо. Хотя в данных рейсах грузовик заполнят далеко не
полностью.
В перспективе компания Элона намерена показать миру и
более продвинутую версию "девятки" — ракету Falcon 9 Heavy. Её
грузоподъёмность при выводе на низкую орбиту составляет уже 32 тонны, а
на геопереходную — 19,5 тонны. По другим сведениям – "только" 30 и 15.
Все
эти величины существенно больше, чем, к примеру, у отечественного
"Протона". Между тем ориентировочная стоимость запуска 9 Heavy
составляет весьма "разумные" $80-90 миллионов. Если Маск выполнит
обещания, потесниться на рынке придётся многим.
|