Газета "Наш Мир" br> Референдум, затеваемый правящей в Турции Партией справедливости и развития, выглядит вполне демократичным. Вынесенные на него конституционные поправки призваны поставить военных под гражданский контроль, лишить их статуса неприкосновенности и сблизить страну с принятыми в Европе демократическими стандартами. За эти предложения проголосовало большинство в парламенте, да и в обществе преобладают сторонники реформ. Пусть демократия торжествует?
На самом деле все с точностью до наоборот. Заложенная Кемалем Ататюрком традиция секуляризма власти была направлена не против ислама как такового, но против попыток под религиозным знаменем торпедировать процессы модернизации и демократизации. Ататюрк, поднимавший страну после катастрофы Оттоманской империи в Первой мировой войне, остро чувствовал: турецкое общество, освященное исламской традицией, не сможет стать современным и конкурентоспособным. А потому и сам лидер турецкой нации, и хранящая его наследие армия последовательно удаляли ислам отовсюду, где он мог мешать модернизационной политике, часто равнозначной вестернизации. Порой это делалось железной рукой: речь идет не только о свержении правительств, избранных традиционным и очень религиозным большинством, но и, например, о запрете женщинам появляться в государственных учреждениях в платках – нет, не в парандже, стыдливо запрещаемой в толерантной Европе, а именно платках. Разрешить платок (а это может произойти после референдума) – это торжество демократии или наоборот?
Демократия – это не только власть большинства. Это и консенсус большинства с меньшинством по поводу того, на что нельзя посягать. Например, на самостоятельность судебной власти, которая в Турции отстаивает секулярные принципы, или на меры, раскалывающие общество на антагонистичные лагеря. Исламистам противостоят не только военные, но и немалая часть общества, нацеленная на европейские стандарты жизни. Мы видели эту современную Турцию в больших городах и на курортах, как видели и краешек Турции традиционной из окна автобуса, везущего нас через деревни на какую-нибудь экскурсию. Эрнст Геллнер когда-то определил исламскую политику как "деревню, победившую город" за счет своей многочисленности. Инициаторы референдума хотят опереться на эту деревню, чтобы поставить на место турецкий город, стремящийся к светскому современному государству. Если на референдуме победят сторонники партии большинства, идейно-политический раскол станет неизбежным. Вряд ли это послужит модернизации и демократизации страны.
И последнее: это вот желание партии большинства ограничить прерогативы судебной власти, подыграть эмоциям и предрассудкам консервативных масс, чтобы заморозить общество и затормозить модернизацию – ничего вам не напоминает?
|