Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
В своей последней книге под названием «Исламская
культура в индийском кинематографе» (Islamicate Cultures of Bombay
Cinema) авторы Ира Бхашкар (Ira Bhaskar) и Ричард Аллен (Richard Allen)
обратились‚ в частности‚ к такому популярному в Болливуде жанру как
исторические фильмы о мусульманском периоде истории Индии.
Почти
сразу после возникновения жанра исторического кино в 20-х годах
прошлого века индийская история до британского правления стала одним из
источников вдохновения для создателей фильмов этой тематики.
В
колониальном контексте исторические фильмы неизбежно говорили о жизни
людей под игом колонизаторов‚ проводя параллели с периодом
мусульманского правления‚ когда произошло обесценивание индийской
культуры‚ и одновременно пытаясь компенсировать этот феномен с помощью
гиперболизации роли последней и создания образов‚ проникнутых идеей
национального самосознания.
Одновременно с этим исторические
фильмы в аллегорической форме обращались к основным проблемам общества‚
стремясь предугадать возможные пути примирения противоборствующих сил.
Наиболее острой проблемой оказался конфликт между индусами и
мусульманами.
Разрушительная гражданская война 1940-х привнесла
политическое и культурное значение в жанр «мусульманского» исторического
кино‚ которое заговорило о роли династии Моголов в индийской истории.
Исторический
кинематограф Индии описывал эпоху Моголов‚ подчеркивая роль власти‚
сумевшей консолидировать враждующие силы‚ покровительствовавшей
искусствам и религиозному многообразию. Эти качества позволили
приобрести образам периода правления династии Моголов символическое
значение в Болливудском кино 1940-1960-хх годов.
Другой
отличительной чертой индийских фильмов мусульманской тематики критики
считают идею справедливости‚ причем обычно она воплощается в образе
«великого и милосердного императора‚ известного своей справедливостью».
Авторы
книги приходят к выводу‚ что в целом индийское историческое кино о
мусульманском периоде глубоко проникнуто романтикой‚ идеей
централизованной власти и сильной империи.
Оно обычно обращается
к этическим сторонам правления и ответственности властителей за народ и
создает в воображении зрителей запоминающиеся образы‚ представляющие
различные точки зрения режиссеров на исторические события.
|