Газета "Наш Мир" br>Спустя двадцать лет после Ошских событий 1990 года - одного из самых кровавых межэтнических конфликтов, ознаменовавших распад СССР, ожесточенные столкновения между узбеками и киргизами повторились. Является ли это знаком того, что резня на юге Киргизии ставит нас лицом к лицу с опасностью дальнейшего распада постсоветских государственных образований?
Власти Киргизии ввели в Ошской и Джалал-Абадской областях режим чрезвычайного положения, но собственных сил временному правительству республики не хватает. Масштаб столкновений и количество жертв говорит о том, что Киргизия стоит на грани такого конфликта, который может взорвать всю Ферганскую долину.
Поводом для столкновения между киргизами и узбеками стала драка молодёжи в одном из игровых клубов поздним вечером 10 июня. И сразу же начались повсеместные стычки с применением огнестрельного оружия. Правительство привело в состояние боевой готовности подразделения армии, милиции и внутренних войск, к жителям Оша обратился по телевидению мэр города Мелисбек Мырзакматов, призывавший сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации, но предотвратить беспорядки это уже не могло.
В городе начались пожары. Горели жилые дома, торговые комплексы, машины, кафе, рестораны, автозаправки. Перестали работать детские сады, школы, областные учреждения, не ходил общественный транспорт. По улицам города перемещались молодые люди с палками и арматурой, раздавались автоматные очереди. Во всём городе отключили газ.
К середине дня пожары и стрельбу в центре Оша удалось прекратить, но беспорядки переместились на окраины, в микрорайон «Черёмушки», блокированный солдатами внутренних войск и милицией. В микрорайоне можно было наблюдать «большое количество людей с оружием». Группа неизвестных разоружила стоявших в оцеплении солдат. Затем в «Черёмушки» были переброшены дополнительные силы спецназа, милиции и бронетехника, которым удалось овладеть ситуацией.
На центральных улицах Оша жители построили баррикады из торговых прилавков, блокировав передвижение транспорта. Огромная очередь скопилась в ошском аэропорту. Перестали работать магазины, возникла нехватка продуктов. В городе бесчинствовали мародеры. «Весь город перегорожен баррикадами, - рассказывал очевидец. - На машине проехать нельзя. Останавливают авто, водителя выбрасывают, машину переворачивают и сжигают».
К вечеру 11 июня накалилась ситуация в Баткенской области. В центре города собралось около 200 решительно настроенных молодых людей, собравшихся ехать на помощь своим соплеменникам в Ош. Раздались призывы захватить здание УВД и хранящееся там оружие, но ситуацию удалось разрядить. К вечеру, однако, забурлила столица. Около 500 человек собрались в Бишкеке у здания парламента и потребовали предоставить им транспорт для поездки в Ош. Не получив автобусов, они захватили около десятка маршруток. Для разгона толпы милиция применила спецсредства.
12 июня резко ухудшилась ситуация в Баткенской и Джалал-Абадской областях. В некоторых районах Баткенской области ночью прошли погромы. Днем неизвестные напали на воинскую часть в местечке Кугарт, в пригороде Джалал-Абада, захватили несколько военных машин и оружие, после чего двинулись в сторону поселка Сузак. Вскоре там началась перестрелка. Волнения начались и в Аксыйском районе Джалал-Абадской области. В самом Джалал-Абаде стала собираться молодежь, на улицах зазвучали выстрелы.
Положение в Оше всё больше походило катастрофу. Бесчинствующая толпа захватила несколько бронетранспортёров, из которых вели огонь по мирным жителям. По неполным данным сайта «Фергана.ру», количество убитых перевалило за тысячу, абсолютное большинство из них - узбеки. Беженцы с юга Киргизии хлынули в соседний Узбекистан, который перебросил на границу спецподразделения. Правительство обратилось с официальной просьбой о введении миротворческих сил к России, которая пока предпочла от этого воздержаться. Пытаясь взять ситуацию под контроль, киргизские власти объявили частичную мобилизацию резервистов и разрешили силовикам применять оружие на поражение.
13 июня Ош стал успокаиваться, но в Джалал-Абаде беспорядки вспыхнули с новой силой. Группа молодежи в масках напала на узбекский квартал, где началась перестрелка. Горели банки, кафе, рестораны, торговые центры, жилые дома. В город ввели спецназ из Бишкека. Россия перебросила на авиабазу в Канте усиленный батальон 31-й десантно-штурмовой бригады ВДВ с задачей охраны российских военных объектов и защиты соотечественников.
По данным на утро 16 июня, количество погибших составило 187 человек. Еще 1918 человек обратились за медицинской помощью, 902 из них были госпитализированы. Точное число погибших в эти дни на юге Киргизии не знает никто. По информации интернет-ресурса «Фергана.ру», ссылающегося на данные органов местного самоуправления, в Оше и прилегающих районах убиты 1526 человек, абсолютное большинство из них – узбеки. Десятки тысяч узбеков бросили свои дома. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, на 15 июня количество вынужденных переселенцев достигло 275 тыс. человек. Около 100 тыс. беженцев нахлынули в Узбекистан, 90% из них - женщины, дети и старики.
По мнению наблюдателей, новая ошская резня стала результатом целенаправленной провокации, за которой стоит отстраненный от власти клан Бакиевых. 14 июня комендант Джалал-Абадской области, первый заместитель главы Службы национальной безопасности К. Байболов обвинил в разжигании беспорядков группу граждан Таджикистана, одинаково расстреливавших, по его словам, «представителей обоих этносов». К.Байболов утверждает, что это были люди, которых наняли «приближенные семьи Бакиевых, отлученные от власти». Заявление К. Байболова уже вызвало резкую реакцию в Душанбе, где потребовали от Бишкека доказательств или извинений.
Основная цель беспорядков - срыв назначенного на 27 июня референдума, который должен легализовать временное правительство. Отчасти эта цель уже достигнута, так как при огромном количестве беженцев всеобщий характер референдума окажется под сомнением. Помимо самой Киргизии, в конфликт косвенно уже вовлечены Узбекистан и Таджикистан: первый принял узбекских беженцев, а второй обвинен в том, что его граждане участвовали в организации беспорядков. Дальнейшая эскалация конфликта неизбежно затронет и эти республики. Если же учесть, что с Киргизией граничит и Казахстан, то ясно, что опасность угрожает всей Центральной Азии.
|