Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш Мир»
В современном мире чисто национальное государство все явственнее становится синонимом варварства. Национальные ценности можно уважать, холить и лелеять, но делать их фундаментом, краеугольным камнем государственности взрывоопасно. На наших глазах разворачиваются два спора о соотношении национальных и общечеловеческих ценностей. Один в ЮАР, совсем недавно избавившейся от возмутительной системы апартеида, расовой сегрегации по цвету кожи, касается невинных дудочек-вувузел, ставших едва ли не главным предметом раздора в начале чемпионата мира по футболу. Звук у этих музыкальных инструментов, национальных символов ЮАР, для европейского уха действительно прескверный. Футболисты и тренеры команд стали добиваться их запрета, поскольку вувузелы мешают игрокам сосредоточиться на футбольном поле и спать «после отбоя». Но
Международная федерация футбола, сознательно культивирующая отказ от расизма на стадионах и межнациональную толерантность в качестве своей официальной околофутбольной идеологии, запрещать вувузелы отказалась.
А глава оргкомитета чемпионата сказал прямо и без обиняков: «Чемпионат мира в ЮАР — наша вечеринка, и вы, как гости, должны уважать наши обычаи».
Чемпионат мира закончится скоро, 11 июля, игроки и туристы разъедутся, а потом, глядишь, вывезенные ими в качестве сувениров вувузелы будут напоминать о визите в далекую экзотическую страну.
Второй спор о соотношении общечеловеческих и национальных ценностей разгорелся в Бельгии — вроде бы куда более цивилизованной, развитой и уж точно более богатой, чем ЮАР. И этот спор намного серьезнее, чем конфликт вокруг какофонии африканских дудочек. В центре Европы распадается вполне благополучная внешне страна, столица которой, на минуточку, является столицей всего Европейского союза — оплота мировой демократии и западных ценностей, приведших к самым лучшим результатам с точки зрения уровня жизни населения за всю историю человечества
История стара, как мир. В одной маленькой уютной европейской стране есть более богатый север, Фландрия, говорящая по-фламандски, и чуть менее богатый юг, франкофонная Валлония. И есть двуязычная столица Брюссель. На досрочных парламентских выборах в трех этих регионах побеждают три диаметрально противоположные силы. В консервативной Фландрии — националистический «Новый фламандский альянс». Его лидер Барт де Вейвер выступает за смену федеративного устройства страны на конфедеративное с разделением страны на две автономии — Фландрию и Валлонию. В Валлонии больше всех голосов набрали социалисты, не желающие разделения Бельгии на автономии, но готовые к реформе госуправления. Наконец, в третьем регионе Бельгии — двуязычном Брюсселе — побеждает партия «Реформаторское движение», выступающая за сохранение федеративного устройства и больше сконцентрированная на экономике. При этом ни одна из партий-победительниц не имеет достаточного количества голосов, чтобы сформировать однородное правительство, а прочная коалиция между ними маловероятна из-за фундаментального расхождения во взглядах.
Фламандцев в Бельгии 60% населения, и они недовольны тем, что по конституции политическое влияние делится поровну с французским меньшинством.
Что такое формирование власти по этническому принципу и насколько стабилен такой вариант — мы хорошо знаем по своим кавказским республикам. Такая «национальная справедливость», как правило, не приводит к прочному национальному миру — кто-то обязательно чувствует себя ущемленным по этому самому искусственно выпячиваемому национальному признаку.
При этом во Фландрии на выборах выиграла партия, которая не считает, что фламандцы и французы в Бельгии — прежде всего европейцы, а потом уже фламандцы и французы. Партия, которая хочет иметь национальную власть в национальной автономии. А ее взгляды на бельгийских мусульман и франкофонное население граничат с умеренным фашизмом. То есть к истреблению людей других национальностей призывов нет, но организовать кампанию по медленному выдавливанию из Фландрии франкоязычного населения «Новый фламандский альянс», судя по заявлениям его лидера, вполне способен. Между тем,
когда «зов крови» становится главным государствообразующим элементом, безопасность граждан и развитие страны сразу подвергается системной опасности.
Потому что нельзя физиологический признак ставить выше фундаментального набора общечеловеческих ценностей, когда речь идет об организации человеческого сообщества. В противном случае общество становится стадом. Мононациональные государства вообще все менее адекватно отражают объективные неостановимые тенденции к глобализации человечества и атомизации самого человека. Фламандцы и французы в Бельгии, конечно, способны прожить друг без друга, но распад Бельгии стал бы громадным ментальным ударом по Евросоюзу — не менее значимым, чем проблемы евро для экономики.
Желание любого человека плясать под свою дудку вполне объяснимо. Но, когда совершаются попытки силой заставить плясать под эту дудку тех, кому не хочется, или наказать за отказ от подобных плясок, мы получаем этнические чистки, распад самой ткани государства и расчеловечивание даже вполне респектабельных и консервативных во взглядах людей.
Переход от пещерного уровня, уровня племени и стада к уровню всечеловеческому, к пониманию органического единства всего живого на нашей планете — вот единственно достойный путь для человека и единственно разумная база для построения современной государственности с учетом объективного наднационального характера всех главных угроз нашему несовершенному биологическому виду.
|