Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
Случайность этнического конфликта в Оше, который продолжает
обеспечивать работой журналистов информационных агентств мира, всего
лишь кажущаяся, как бы многим ни хотелось думать по-другому. И вызван он
отнюдь не дестабилизацией ситуации в Киргизии из-за смены власти,
произошедшей нелегитимным путем. Последняя всего лишь актуализировала
латентное межэтническое напряжение, которое копилось на протяжении
последних 20 лет, то и дело прорываясь наружу в форме убийств и
погромов.
Причина скрытого межэтнического напряжения достаточно банальна. В
Кыргызстане существуют территории компактного проживания узбеков -
народа, обладающего собственной государственностью в форме Республики
Узбекистан, который как раз и граничит с Киргизией. Причем узбеки отнюдь
не малочисленный этнос. Они составляют примерно 14% населения страны, и
большая часть из этих 14% проживает вблизи границы с Узбекистаном.
Отсюда и противостояние. Первым непонятно, почему на территории Киргизии
проживает так много представителей народа соседней республики. Вторым
же не ясно, почему, если они компактно заселяют юго-запад Кыргызстана,
эта территория относится к последнему.
Пока политическая ситуация относительно стабильна, а власть -
относительно устойчива, никто не делает радикальных выводов о
необходимости изменения существующего территориального status quo, но
как только ситуация дестабилизируется, скрытое противостояние
активизируется, рождая прямые конфликтные столкновения.
Однако стоит признать, что на самом деле проблема даже не в Киргизии.
Проблема в том, что подобная ситуация имеет место на двух третях
территории бывшего СССР, разрушение которого дало толчок
этно-национальной доминанте, использованной местными элитами в борьбе с
союзным руководством. Двадцать лет назад на большей части территории
СССР по сути дела было создано единое этно-конфликтное пространство, на
котором различные этнические группы на площади в 18 млн. кв. км, что
составляет более 70% территории бывшего Советского Союза, оспаривают
друг у друга 168 территорий.
Можно выделить четыре основных района притязаний: Запад, с
территорией в 1547.9 тыс. кв. км и населением 84.4 млн. чел., Кавказ и
Закавказье - 440.4 тыс. кв. км, 28.2 млн. чел., Средняя Азия и Казахстан
3994.4 тыс. кв. км, население - 49.4 млн. чел., Поволжье - 864.2 т. кв.
км, 28.7 млн. чел. Кроме того, существуют несколько безграничных
анклавных зон потенциальных притязаний, то есть территорий, компактно
заселенных представителями одного народа, но непосредственно не имеющих
общей границы с основной территорией проживания данного народа -
Каракалпакия, заселенная преимущественно русскими, Крым, Калининградская
область, заселенная русскими, но оторванная от территории России и
страдающая от скрытых притязаний Германии.
Более того, на сегодняшний день в явном или латентном виде
практически вся территория СССР окружена кольцом этно-территориальных
притязаний. В том или ином виде их имеют Норвегия, Польша, Германия,
Словакия, Венгрия, Румыния, Турция, Иран, Китай. Япония. Кроме того, не
стоит забывать и об остро стоящем "русском вопросе", который связан,
прежде всего, с масштабным ущемлением прав русскоязычного населения в
бывших республиках СССР.
Впрочем, тут встает проблема выбора, рассматривать ли понятие "нация"
исключительно в этническом смысле, характерном для националистов
Прибалтики и Закавказья, или в европейском смысле - как общности,
объединенной историко-культурным, территориально-географическим,
государственно-политическим и экономическим началом. Естественно, что в
условиях России приоритет следует отдать второму подходу, тем более что
по данным опросов, хотя около 83% формально считают себя русскими (в
России), лишь 17% готовы себя идентифицировать "чисто русскими".
Полиэтнизм СССР и РСФСР (РФ), длительный период существования наций в
едином сообществе предопределили на сегодня реальное существование на
территории СНГ особой формы национального вопроса. Большинство населения
бывших республик СССР до сих пор отождествляет себя не с территорией
своей республики, а либо с местностью своего проживания, либо со всей
территорией СССР. Принимая современное Европейское понимание "нации", мы
должны признать, что в СССР, несмотря на многочисленные утверждения
обратного, реально сложилась некая новая - "советская" нация
полиэтнического характера, которая в значительной степени интегрировала в
себя формальных представителей традиционных этносов - хотя и не всех.
А это ставит вопрос о проблеме самоопределения каждой конкретной
постсоветской нации, обретения ею своего национально-государственного
образования. И относится это не только к среднеазиатским республикам, но
и к Российской Федерации. Если бы в Москве вдруг произошли события,
подобные недавним в Бишкеке - во многих регионах страны могли бы
развиться события, аналогичные тем, что произошли на юге Киргизии.
Это объективно означает, что этнополитическая ситуация неустойчива и
требует как политических, так и смысловых стратегических решений. В этом
отношении исключение возможности конфликтов, подобных южно-киргизскому,
требует либо нового обращения к теме изменения границ в соответствии с
реальными зонами проживания тех или иных народов, что может привести к
непредсказуемому развитию событий. Либо оно требует восстановления в той
или иной форме единого Союзного государства, внутри которого
существующие границы будут иметь статус относительной условности. Причем
возможно это будет только при соблюдении трех необходимых условий:
1) Обеспечение сильной и эффективной союзной власти, способной
выступать полноценным арбитром в отношениях между составными частями
государства и населяющими их народами;
2) Обеспечение реального равноправия государственных образований,
являющихся субъектами Союза;
3) Обеспечение смыслового покрытия данного пространства, полноценно
объясняющего и легитимизирующего реинтеграцию проживающих на территориях
Союза различных этносов.
Только при соблюдении этих условий созданное Союзное государство
сможет просуществовать достаточно долго и не пасть жертвой тех
этнических конфликтов, которые породила 70-летняя национальная политика
СССР.
Впрочем, есть еще один выход - установление жесткой авторитарной
власти, которая бы пресекала деятельность националистических агитаторов.
Вот только насколько успешным будет этот вариант? Ведь демоны
национализма и этнического насилия никогда не умирают, они лишь
затаиваются на время, чтобы напомнить о себе в самое неподходящее время.
И события в Оше яркое тому подтверждение. Двадцати лет спокойного
сосуществования узбеков и киргизов в рамках одного государства как будто
бы и не было.
|