Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
В 2009 году военно-морской флот КНР отметил две знаменательные даты -
55-летие образования национальных подводных сил и 35-летие ввода в
строй первой китайской атомной подводной лодки (АПЛ).ПЛАРК проекта 885
(«Северодвинск»).
К сожалению, эти события не нашли должного
освещения в российской прессе, а ведь речь идет о соседней великой
державе, являющейся ныне полноправным членом мирового атомного
подводного клуба. В него, напомним, кроме США («отца-основателя»),
России и Китая входят также Великобритания, Франция и Индия, уже имеющая
опыт эксплуатации сдававшейся ей в аренду в 1988-1991 годах советской
многоцелевой ракетной АПЛ проекта 670 и строящая собственную атомную
субмарину-ракетоносец «Арихант».
ПОРТ-АРТУРСКОЕ НАЧАЛО
Год
нынешний тоже является в этом плане юбилейным - в декабре исполнится 20
лет с момента завершения постройки первой в истории Китая серии АПЛ,
появление которых внесло серьезные коррективы в геополитический баланс
морской силы на Тихом океане вообще и в водах, омывающих Восточную и
Юго-Восточную Азию, в частности.
А начиналось все 24 июня 1954
года, когда в Люйшуне (Порт-Артуре) были подняты национальные флаги на
двух первых подводных лодках военно-морских сил Народно-освободительной
армии Китая (НОАК) - «Новый Китай-11» и «Новый Китай-12» (по другим
данным - «Оборона»). Такие названия получили переданные КНР советские
дизельные субмарины С-52 и С-53 серии IX-бис, построенные в 1943 году.
Это событие столь растрогало мэра Шанхая маршала Чэнь И, что при
посещении «Нового Китая-11» он внес в ее вахтенный журнал поэтическую
запись, которая в русском переводе звучит примерно так:
Летят
самолеты, плывут корабли, Субмарины освоить нам надо. Нырнем в океан мы
на тысячу ли, Врагу не будет пощады!
С глубиной погружения
товарищ Чэнь И, конечно, несколько переборщил, так как китайская мера
длины «ли» соответствует 576 метрам, но эмоциональный порыв маршала
вполне объясним: освоение (с помощью советских инструкторов) даже старых
подлодок стало серьезным заделом на будущее.
Первыми двумя
«Новыми Китаями» дело не ограничилось, и вскоре ВМС НОАК получили из
состава Тихоокеанского флота СССР еще несколько субмарин типов С и М. Но
этапным моментом в развитии подводных сил коммунистического Китая
явилась передача ему в 1954 году чертежей и технологии постройки
советских средних дизельных ПЛ проекта 613, а еще через пять лет -
проектно-технической документации на средние дизельные субмарины проекта
633.
С конца 50-х - начала 60-х годов Китай построил более сотни
подводных лодок этих проектов, что позволило ему в следующем
десятилетии выйти на третье место в мире по общему количеству субмарин
после СССР и США. А главное - китайцы приобрели опыт подводного
кораблестроения.
Однако ограничиваться дизель-электрическими ПЛ
(а их китайцы впоследствии научились проектировать самостоятельно) Пекин
вовсе не собирался. Зная об успехах американцев в создании атомного
подводного флота и будучи уверенными, что Советский Союз тоже не сидит
сложа руки (возможно, руководители Поднебесной располагали какой-то
информацией о строительстве первых советских АПЛ в Северодвинске и
Комсомольске-на-Амуре), лидеры КНР в 1958 году попросили Кремль
предоставить Китаю техническую документацию на атомные субмарины, но
получили отказ, хотя, наверное, и не слишком категоричный. Москва все же
рассматривала возможность передачи Пекину атомных подводных лодок
проекта 659 - носителей крылатых ракет П-5 в ядерном (!) снаряжении,
предназначенных для поражения площадных наземных целей.
Учитывая,
что применение ракет П-5 в обычном снаряжении не имело смысла из-за
низкой точности их стрельбы (даже в усовершенствованной модификации П-5Д
круговое вероятное отклонение - КВО - составляло 4-6 км), уместно
предположить, что СССР действительно имел намерения оснастить НОАК
ракетно-ядерным оружием. Но, похоже, ядерные боевые части Поднебесная
получила бы лишь в случае возникновения реальной опасности войны с США и
их союзниками. Причем китайские моряки уже должны были иметь (и уметь
применять) ракеты - носители ЯБЧ. Этим, видимо, объясняется, почему,
например, во второй половине 50-х годов Пекин снабдили документацией на
стратегическую баллистическую ракету средней дальности Р-5М, а несколько
ранее - боевыми образцами оперативно-тактических баллистических ракет
Р-2 (освоенных в производстве как «Дунфын-1») и Р-11 (по китайской
номенклатуре - «тип 1060»). На основе Р-5 в конечном итоге был создан и
принят на вооружение НОАК в 1966 году первый собственно китайский
образец ракетно-ядерного оружия - ракета «Дунфын-2», получившая ядерную
боевую часть собственной разработки.
В пользу такого
предположения говорит и то, что СССР поставил Китаю две дизельные
подводные лодки проекта 629 - носители баллистических ракет (одну
субмарину, отбуксированную из Комсомольска-на-Амуре, достроили в КНР на
плаву в 1960 году, а вторую собрали из полученных ранее советских узлов и
секций в 1964-м). Вместе с ними отправили шесть боевых баллистических
ракет надводного старта Р-11ФМ - по три на лодку (плюс еще одну учебную
ракету).
Баллистическая ракета Р-11ФМ, принятая у нас на
вооружение в 1959 году, стала первым в мире оружием такого класса для
подводных лодок. Ее применение в ВМФ СССР предусматривалось только в
ядерном снаряжении (мощность заряда - 10 кт при дальности стрельбы 150
км и КВО 8 км). Фактически речь шла о передаче Поднебесной новейшего,
хотя и не слишком совершенного отечественного морского оружия,
предназначенного для поражения наземных целей, то есть де-факто
стратегического! Не оказались в то время в руках у китайцев лишь ядерные
боевые части.
А СВАДЬБА ПОДОЖДЕТ!
Однако начавшееся
охлаждение советско-китайских отношений, вскоре перешедшее в фазу
конфронтации, воспрепятствовало осуществлению этих планов. Поскольку
курс на противодействие «советским ревизионистам», взятый после ХХ
съезда КПСС, Мао Цзэдун менять не собирался, сомнений по поводу скорого
свертывания военно-технического сотрудничества с Москвой у руководства
КНР тоже не было.
Поэтому еще в июле 1958 года Политбюро ЦК
Коммунистической партии Китая постановило: стране надо самостоятельно
создать атомную подвод-ную лодку и баллистические ракеты морского
базирования. Очевидно, что на фоне американской баллистической ракеты
подводного старта «Поларис», испытания которой в то время успешно
завершались, появившаяся вскоре у китайцев советская Р-11ФМ выглядела
более чем скромно, уступая ей в дальности стрельбы в 14,4 раза и
абсолютно - в скрытности применения.
Решение высшего
партруководства КНР председатель Мао прокомментировал в свойственной ему
высокопарно-патетической манере: «Мы должны строить атомные подводные
лодки, если даже у нас уйдет на это 10 тысяч лет!». Некоторые источники
утверждают, что «великий кормчий» поставил такую задачу еще в 1956 году,
то есть до того, как Китай приступил к постройке дизельных субмарин.
История
создания атомного подводного флота КНР полна драматизма. Данная
программа имела для Поднебесной характер национального приоритета особой
важности, сравнимого с созданием собственного ядерного оружия (1964) и
выводом на околоземную орбиту первого китайского спутника «Дунфаньхон-1»
(1970).
Осуществление этой программы сразу же столкнулось с
трудностями как внутреннего, так и внешнего порядка. Последние
объясняются разрывом с СССР, помощь которого, вероятно, позволила бы
НОАК обзавестись атомными субмаринами советского дизайна уже в первой
половине 60-х годов. С другой стороны, благодаря поддержке Москвы,
оказанной в предыдущее десятилетие, в Китае появились национальные кадры
судостроителей, моряков-подводников, ученых-ядерщиков и оружейников, а
также была развернута собственная промышленная база по строительству
подводных лодок, что имело ключевое значение для реализации задуманного.
Сформированная
в 1958 году группа специалистов, привлеченных к осуществлению «проекта
09» (такое наименование получила атомная подвод-ная программа КНР),
состояла из молодых физиков, кораблестроителей, энергетиков-атомщиков и
ракетчиков. Возглавил группу только-только окончивший Московский
энергетический институт Пен Шилу, впоследствии - академик, один из
ведущих ученых Китая в области ядерной науки и техники.
Талантливая
молодежь с большим энтузиазмом взялась за порученное дело. О рабочем
настрое, царившем в группе, свидетельствует забавный эпизод. На
дружеской вечеринке один из разработчиков проекта вдруг бесцеремонно
оставил партнершу прямо во время танца с возгласом: «Не женюсь, пока
наша лодка не войдет в строй!». И сдержал слово, расписавшись с ней
через 16 лет - только после того, как произошло это долгожданное
событие.
Но самым главным препятствием оказались проблемы
внутреннего характера.
Во-первых, на осуществлении программы
сказывалась нехватка квалифицированных кадров и средств, так как
наивысший приоритет был все-таки отдан созданию ядерного оружия,
форсированному развертыванию баллистических ракетно-ядерных систем
наземного базирования и космической программе. Часть специалистов была
«изъята» из «проекта 09» и направлена на решение именно этих задач.
Во-вторых,
разразившаяся в конце 60-х Культурная революция, нанесшая огромный
ущерб китайскому обществу и экономике, привела к диким эксцессам в
отношении военно-морских специалистов и научно-технической
интеллигенции. Так, репрессии обрушились примерно на 3800 опытных
командиров ВМС, в том числе на 11 бывших адмиралов (в 1965 году воинские
звания в Китае были отменены, их восстановили в 1988-м).
Училище
подводного плавания в Циндао с 1969 по 1973 год и вовсе оказалось
закрытым. А один из руководителей «проекта 09» Хуан Сюхуа подвергся
жесточайшему преследованию со стороны хунвейбинов, которые устраивали
ему форсированные допросы, заставляя признаться в принадлежности к
иностранной агентуре. И только личное вмешательство премьера Госсовета
КНР Чжоу Эньлая спасло Хуана Сюхуа от отправки на свиноферму - такой
«исправительный» приговор вынесли ему истязатели. (Как тут, кстати, не
вспомнить, что и конструктор первой советской атомной субмарины проекта
627 «Ленинский комсомол» Владимир Перегудов тоже прошел в свое время
через репрессии, угодив в «ежовые рукавицы» НКВД по абсурдному
подозрению в шпионаже...)
ПО-КИТАЙСКИ С ФРАНЦУЗСКИМ АКЦЕНТОМ
Сам
факт выдвижения против разработчиков «проекта 09» обвинений в шпионаже,
очевидно, можно объяснить тем, что разрыв научно-технических связей с
СССР заставил китайцев обратиться за инженерной поддержкой в создании
атомной подводной лодки к западным фирмам, в первую очередь французским.
Переработанному
с участием французов проекту присвоили номер 091, а головную атомную
подводную лодку «Чанчжэн-1» заложили на верфи в Хулудао в 1967 году.
«Чанчжэн» переводится как «Великий поход» (в честь исторического похода
китайской Красной армии в 1934-1935 годах) - всем АПЛ Китая дается
именно такое наименование с соответствующим порядковым номером. В США и
НАТО субмарины проекта 091 назвали «Хань».
Постройка «Чанчжэн-1»
затянулась из-за причин технико-экономического характера на долгие семь
лет - в состав ВМС НОАК она была принята только 1 августа 1974 года, да и
то с существенными дефектами, в том числе связанными с первым контуром
ядерной энергоустановки. Устранение их и доводка прочих систем заняли
еще шесть лет, так что на боевое патрулирование лодка вышла только в
1980 году. Последующие четыре корабля передали морякам в 1980-1990
годах, причем накопленный опыт позволил сократить продолжительность
постройки (последняя в серии «Чанчжэн-5» строилась около четырех лет).
По
своей архитектуре первые китайские лодки проекта 091 весьма напоминают
как бы увеличенные в размерах французские АПЛ типа «Рубис», строившиеся в
1976-1993 годах (всего шесть единиц). Впрочем, возможно, следует
говорить наоборот - очень похоже на то, что для французов строительство
«Чанчжэн-1» стало полигоном для отработки оптимальных решений,
воплощенных в собственных кораблях. Ведь первая их попытка постройки
атомной подводной лодки Q-244, относящаяся к концу 50-х, окончилась
неудачей. Ее пришлось достраивать в качестве опытовой ракетной субмарины
«Жимнот» с дизель-электрической энергоустановкой.
На китайских
АПЛ проекта 091 и на французских лодках типа «Рубис» отсутствует главный
турбозубчатый агрегат, поскольку гребной винт приводится в движение
главным гребным электродвигателем, питаемым постоянным током, в который
преобразуется переменный ток турбогенераторов. На субмаринах установлен
один водо-водяной реактор тепловой мощностью 48 МВт.
Казалось бы,
выбранная схема электродвижения и умеренная мощность реакторной
установки должны были обеспечить относительную малошумность лодки,
однако на деле она оказалась в 2,68 раза более шумной, чем мощнейшая
американская атомная субмарина типа «Лос-Анджелес» с турбозубчатым
агрегатом. Это, в частности, обусловило невысокий противолодочный
потенциал первых китайских АПЛ.
Лодки проекта 091 создавались как
«чисто» торпедные, но последние три из них вдобавок к торпедным
аппаратам получили противокорабельные ракеты YJ-8, запускаемые из
расположенных за рубкой пусковых установок в надводном положении, что
неизбежно демаскирует корабль.
Тем не менее атомные субмарины
проекта 091 превратились в предмет национальной гордости КНР, несмотря
на серьезные «детские болезни» (впрочем, некоторые со временем удалось
«вылечить», например связанные с надежностью реакторной установки). Они
нашли широкое применение для демонстрации мощи ВМС Поднебесной, прежде
всего в омывающих ее побережье морях. Отмечены случаи нескрываемого
(даже невзирая на обнаружение) преследования первыми китайскими атомными
подлодками американских авианосных групп.
КОНТУРЫ ОКЕАНСКОГО
ЗАВТРА
Сегодня «Чанчжэн-1» выведена из боевого состава ВМС НОАК.
На смену ей уже поступают новые многоцелевые АПЛ проекта 093 (на Западе
они отнесены к классу «Шань»), строительство которых началось в конце
90-х. По крайней мере одна лодка проекта 093 к 2005 году уже
отправлялась на ходовые испытания, а к 2010-му ожидалось, что в составе
китайского флота будут находиться четыре атомные подводные субмарины
этого типа (к 2015-му их должно быть шесть).
Предполагается, что
по своим тактико-техническим элементам новые китайские лодки близки
зарубежным АПЛ 70-80-х - советским проекта 671РТМ или даже американским
типа «Лос-Анджелес» первой и второй серий, а в составе их вооружения
могут появиться перспективные маневрирующие крылатые ракеты для точного
поражения наземных объектов.
Единственная построенная по проекту
092 китайская атомная ракетная подводная лодка с баллистическими
ракетами (ПЛАРБ) «Чанчжэн-6» (на Западе для нее принята условная
категория класс «Ся») вступила в строй в 1987 году после длительной
доводки, последовавшей за спуском на воду в 1981-м (заложили субмарину в
1978-м). Основой для проекта 092 послужил проект 091 - в принципе это
такая же субмарина, но с врезанным в корпус ракетным отсеком.
На
лодке класса «Ся» используются практически такие же ядерная
энергетическая установка и комплексы торпедного и радиоэлектронного
вооружения. Большие трудности у китайских специалистов вызвала доводка
комплекса из 12 твердотопливных баллистических ракет подводного старта
«Цзюйлан-1»: первый старт БР с борта субмарины в 1985 году оказался
неудачным, а успешный ракетный пуск «Чанчжэн-6» произвела только в
1988-м.
По своим характеристикам моноблочная «Цзюйлан-1» близка к
американской ракете «Поларис» А-1, но уступает ей в дальности стрельбы
(всего 1700 км).
Понятно, что одна-единственная «Чанчжэн-6»,
техническая надежность которой к тому же оставляла желать много лучшего,
никак не могла считаться основой китайских морских стратегических
ядерных сил: для обеспечения постоянного боевого патрулирования
необходимо наличие в составе ВМС не менее трех таких лодок. Эта проблема
решается развертыванием новых ПЛАРБ типа «Дацынгуй» (проект 094),
которые разработаны с использованием российских технологий и
представляют собой значительный шаг вперед по сравнению с лодкой проекта
092.
ПЛАРБ проекта 094 (на Западе ее условно относят к классу
«Цзин») отличается от предшественницы более надежной ядерной
энергетической установкой, меньшей шумностью, усовершенствованными
гидроакустическими и радиоэлектронными системами и может рассматриваться
как аналогичная по своим характеристикам российским ПЛАРБ проекта
667БДРМ, правда, с меньшим боекомплектом.
Ракетное вооружение
«Дацынгуй» представлено 12 твердотопливными МБР подводного старта
«Цзюйлан-2» (дальность стрельбы - не менее 8000 км). В отличие от первой
китайской баллистической ракеты с подводным стартом «Цзюйлан-1»,
устаревшей уже к моменту своего поступления на вооружение, «Цзюйлан-2» -
ракета межконтинентальной дальности, несущая разделяющуюся головную
часть индивидуального наведения.
По своим характеристикам ракета
«Цзюйлан-2» сравнима с американской БРПЛ «Трайдент» С-4 образца 1979
года. При патрулировании северо-восточнее Курильских островов ракетные
удары с борта «Дацынгуй» могут быть нанесены по целям, расположенным на
75% континентальной территории США. По информации источников, близких к
американской разведке, первая лодка этого проекта начала проходить
ходовые испытания в 2004 году и в настоящее время предположительно ВМС
НОАК располагают двумя субмаринами типа «Дацынгуй». Всего серия включает
четыре или даже пять ПЛАРБ, которые должны быть полностью развернуты в
2015-2020 годах.
Таким образом, КНР в настоящее время реализует
ограниченную программу строительства атомного подводного флота, чьи
количественные параметры сопоставимы с английским и французским. Это
соответствует общей задаче нынешнего этапа развития национальных ВМС,
которые к 2020 году должны контролировать обширную океанскую зону от
Курильских до Марианских и Каролинских островов, Новой Гвинеи и
Малайского архипелага. В более отдаленной перспективе, к 2050 году
предполагается иметь полноценный флот, способный действовать в любых
районах Мирового океана.
Говоря об этой перспективе, эксперты уже
сейчас упоминают будущие китайские атомные подводные лодки - проекта
095, предназначенные в том числе для обеспечения боевой устойчивости
предполагаемых китайских авианосных групп, и ПЛАРБ проекта 096,
аналогичные американским субмаринам типа «Огайо». О мощи такого флота
можно только догадываться, но нет оснований сомневаться, что у динамично
развивающегося Китая есть все предпосылки для его создания.
|