Газета "Наш Мир" br> Газета
 «Наш
Мир»
 
 «Пост-постреволюционная» Киргизия, давно уверенной поступью идущая 
по пути превращения в полноценное «несостоявшееся государство», в эти 
дни делает новые широки шаги в данном направлении. При этом ни о каком «
 внешнем заговоре» против республики говорить не стоит. Этого заговора 
 просто не было и нет. Системный кризис в Кыргызстане - результат суммы 
 внутренних факторов, сделавших страну неустойчивой к внешнему 
воздействию, внутренне «пустотелой». 
  
  Становится 
очевидным, что вся «государственная машина» Кыргызстана нуждается в 
капитальном ремонте, а саму страну в ее сегодняшнем виде и границах 
может спасти лишь чудо. 
    И дело не в пресловутом 
«противостоянии Севера и Юга». К несчастью, погромы, начавшиеся в ночь с
 10-го на 11 июня, наглядно показали, что дело обстоит гораздо хуже: 
реализуется своеобразный сценарий превращения страны во «флибустьерскую
 республику» (там ведь тоже строилась своеобразная демократия). Обычная
 криминализация всего без исключения спектра общественной жизни 
Киргизии – настоящее и наиболее вероятное будущее этого государства, 
все более превращающегося в «территорию», на которой периодически 
резкие фазы всевозможных конфликтов неожиданно возникают в самых разных
 регионах и формах. 
   Дифференциация основных центров силы в 
стране происходит по основному мотиву, составлявшему, как видно, 
основную суть и «революции тюльпанов-2005» и «революции-2010» - захват 
власти как инструмента контроля над легальными и, особенно, 
иллегальными финансовыми потоками и всеми сколько-нибудь значимыми 
ресурсами Киргизии. 
   Рядовые граждане республики все последние 
годы получали каждодневные «сюрпризы» в виде убийств парламентариев, 
бизнесменов и известных спортсменов, постоянных, неумело скрываемых 
разногласий в элитах, «народных волнений» и рейдерства, а в последние 
дни – межэтнических погромов с сотнями зверски убитых граждан страны. 
   Очередной конфликт происходит в то время, когда не утихли еще 
волнения по поводу предыдущего обострения, затем происходит следующее и
 так до бесконечности. Периодически, как сейчас печально шутят в 
Бишкеке, «озверевшая толпа погромщиков вновь посетила Дом правительства
 с очередным рабочим визитом». 
   Сегодня не секрет, что именно 
криминал обеспечил и первую (в большей мере) и вторую (в меньшей 
степени) «революции» необходимыми средствами и «живой силой» для 
проведения акций протеста и захвата Дома правительства. Поэтому нет 
ничего удивительного в том, что именно криминальная составляющая и 
стала главной сутью всех процессов, происходящих в республике. И в 
погромах в Оше, Джалал-Абаде, под Сузаком четко прослеживается все тот 
же криминальный «след». И «элита» Киргизии, похоже, не видит в подобном
 ничего из ряда вон выходящего. 
   Роль Бакиева и его Семьи в 
событиях на юге КР представляется как очень вероятная в плане 
«первотолчка», но не определяющая. В не меньшей, а даже в большей 
степени виновна сама «новая» власть, неспособная ни на что, кроме 
пустой болтовни. 
   В Киргизии продолжается вялотекущая 
гражданская война среднеазиатского типа - погром по этническому 
принципу. Далеко не первая в этом регионе, тянущаяся в Ферганской 
долине где-то с середины ХIХ века. В данном случае киргизы, 
подстрекаемые собственными вождями и нанятыми «бакиевцами» 
провокаторами и наемниками, срывают зло за свою экономическую 
несостоятельность и грабят чуть более состоятельных узбеков. Плюс 
годами вбиваемая разными доморощенными идеологами мысль о величии 
кыргызов, «Манасе Великодушном» и родной земле, на которую зарятся 
«пришельцы-сарты», за спиной которых маячит тень Ташкента (а там своя 
мифология – о великом гуманисте и собирателе земель Тамерлане). 
Киргизская политика и политики вообще чрезмерно эмоциональны и 
истеричны. Как справедливо отметил российский аналитик Виталий Хлюпин, 
«ошские погромщики в массе своей - чрезвычайно жестокая подростковая 
масса, которая ничего и никого не понимает, когда выходит из-под 
управления. Ее обуздать может только хороший пулемет». Провокаторы 
только начали, а с энтузиазмом и воодушевлением продолжили «простые 
люди». 
   В перспективе крайне низкий уровень политического 
сознания «революционной элиты» и «патриотической толпы» будет, похоже, 
 по-прежнему определять и тактику, и выбор средств в продолжающейся 
борьбе за власть и мы долго будем наблюдать в Киргизии использование 
толп земляков, родни и «спортсменов», заказные убийства, погромы, 
неприкрытое вовлечение криминалитета и наркобаронов в сферу 
публичной/непубличной политики... 
   Разочарование в результатах 
таких «революционных перемен» может стать предпосылкой уже для 
внутренних потрясений более высокого порядка и интенсивности (путча 
силовиков, новых всплесков межэтнических столкновений, очередных 
«стихийно-погромных» смен власти и т.д.). Рейтинги «временных» лидеров 
Киргизии уже сейчас – ниже некуда, а впереди референдум и эксперимент 
по превращению страны в парламентскую республику. 
   При этом 
ресурсы Киргизии весьма ограничены, и надежды на преодоление 
перманентного социально-экономического кризиса не сбудутся. Нет у 
«ново-старой власти» и какой-либо концепции экономических 
преобразований. Осенью в стране, «прогулявшей» за революцией и погромами
 посевную, начнется голод. «Временные» вынуждены будут опять продолжать
 просить другие страны об оказании материальной помощи, «гуманитарных 
поставках», кредитах и т.д. Опасность раскола страны, когда юг станет 
де-факто независимым от центра, после недели погромов лишь усилилась. 
Фактически в районах и на местах складывается тенденция к дальнейшему 
развитию процессов, неконтролируемых центральной властью. Каждый аким 
района все меньше и меньше подчиняется центру и становится подобен 
«полевому командиру» или афганскому «губернатору». 
   В этой 
ситуации в Кыргызстане по-прежнему не исключена фрагментация страны на 
находящиеся в состоянии перманентных конфликтов регионы, управляемые 
«удельно-криминальными» элитами. Все большее распространение в 
центрально-азиатском экспертном сообществе получает понятие 
«афганизация Кыргызстана». 
   Следует также отметить, что в 
отношении погромов на юге Киргизии российские власти заняли наиболее 
разумную позицию. Поскольку, с одной стороны, был соблазн ввести свои 
войска в эту страну, чтобы закрепить здесь безоговорочное российское 
влияние. Но Москва разумно не пошла на такой шаг (к которому, как ни 
странно на первый взгляд, РФ активно подталкивали наши «западные 
друзья» - достаточно почитать оценки ведущих англоязычных СМИ за 
истекшую неделю). 
   Ясно, что подобную российскую услугу никто 
не оценит, наоборот, вмешательство подчеркнет полную ущербность и 
никчемность киргизского нового руководства, компенсировать которую 
часть из его членов на предстоящих парламентских выборах будет 
антироссийской риторикой. 
   Война всегда была и есть крайнее 
средство политического действия, когда все другие способы решения 
проблемы исчерпаны. Зачем вводить войска, если под рукой другие 
эффективные рычаги замирения? Судя по тому, как быстро и без всякого 
заметного внешнего вмешательства «сдулся» конфликт в своей открытой 
фазе (без применения силы) эти рычаги и были задействованы и по линии 
ОДКБ, и по линии ШОС. 
   Впрочем, ясно, что нормализация ситуации
 на юге носит временный характер и в любой момент может смениться новой
 «вспышкой». 
   В Киргизии механизмы взаимодействия институтов и 
общества все в большей мере работают уже не на уровне государства, а на
 уровне конкретных кланов и племенных групп. У каждого из членов 
правительства и у их оппонентов из «контрэлиты» есть свои рычаги 
влияния и «опорные регионы». Система власти в Киргизии за последние 
годы перестроилась из «президентской вертикали» в «горизонталь» паутины
 неформальных родовых связей. Теоретически государство Республика 
Кыргызстан еще есть, но оно деградирует из года в год, сквозь него 
прорастают корни племенной организации. Суверенная Киргизия – пример 
ремодернизации, транзита государства и общества наоборот – «назад, к 
истокам». 
   В случае с Киргизией не видно серьезных позитивных 
сценариев, пока государственная власть в стране не будет способна взять
 под контроль ситуацию в республике. А перспектив этого пока совершенно
 не просматривается. Реакция временного правительства рефлекторна, 
заторможена, а соответствующие госструктуры деморализованы. Вся 
государственная машина нуждается в капитальном ремонте, если не в полной
 замене. Сделать это самостоятельно новая киргизская власть не 
способна. 
   Спасти Киргизию может только масштабное, 
многостороннее, срочное и системное внешнее вмешательство – «внешнее 
управление». Впрочем, этого не происходит и вряд ли произойдет. Пока 
ясно одно: киргизскому обществу остается только посочувствовать. 
  
		
	  |