Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
«Пост-постреволюционная» Киргизия, давно уверенной поступью идущая
по пути превращения в полноценное «несостоявшееся государство», в эти
дни делает новые широки шаги в данном направлении. При этом ни о каком «
внешнем заговоре» против республики говорить не стоит. Этого заговора
просто не было и нет. Системный кризис в Кыргызстане - результат суммы
внутренних факторов, сделавших страну неустойчивой к внешнему
воздействию, внутренне «пустотелой».
Становится
очевидным, что вся «государственная машина» Кыргызстана нуждается в
капитальном ремонте, а саму страну в ее сегодняшнем виде и границах
может спасти лишь чудо.
И дело не в пресловутом
«противостоянии Севера и Юга». К несчастью, погромы, начавшиеся в ночь с
10-го на 11 июня, наглядно показали, что дело обстоит гораздо хуже:
реализуется своеобразный сценарий превращения страны во «флибустьерскую
республику» (там ведь тоже строилась своеобразная демократия). Обычная
криминализация всего без исключения спектра общественной жизни
Киргизии – настоящее и наиболее вероятное будущее этого государства,
все более превращающегося в «территорию», на которой периодически
резкие фазы всевозможных конфликтов неожиданно возникают в самых разных
регионах и формах.
Дифференциация основных центров силы в
стране происходит по основному мотиву, составлявшему, как видно,
основную суть и «революции тюльпанов-2005» и «революции-2010» - захват
власти как инструмента контроля над легальными и, особенно,
иллегальными финансовыми потоками и всеми сколько-нибудь значимыми
ресурсами Киргизии.
Рядовые граждане республики все последние
годы получали каждодневные «сюрпризы» в виде убийств парламентариев,
бизнесменов и известных спортсменов, постоянных, неумело скрываемых
разногласий в элитах, «народных волнений» и рейдерства, а в последние
дни – межэтнических погромов с сотнями зверски убитых граждан страны.
Очередной конфликт происходит в то время, когда не утихли еще
волнения по поводу предыдущего обострения, затем происходит следующее и
так до бесконечности. Периодически, как сейчас печально шутят в
Бишкеке, «озверевшая толпа погромщиков вновь посетила Дом правительства
с очередным рабочим визитом».
Сегодня не секрет, что именно
криминал обеспечил и первую (в большей мере) и вторую (в меньшей
степени) «революции» необходимыми средствами и «живой силой» для
проведения акций протеста и захвата Дома правительства. Поэтому нет
ничего удивительного в том, что именно криминальная составляющая и
стала главной сутью всех процессов, происходящих в республике. И в
погромах в Оше, Джалал-Абаде, под Сузаком четко прослеживается все тот
же криминальный «след». И «элита» Киргизии, похоже, не видит в подобном
ничего из ряда вон выходящего.
Роль Бакиева и его Семьи в
событиях на юге КР представляется как очень вероятная в плане
«первотолчка», но не определяющая. В не меньшей, а даже в большей
степени виновна сама «новая» власть, неспособная ни на что, кроме
пустой болтовни.
В Киргизии продолжается вялотекущая
гражданская война среднеазиатского типа - погром по этническому
принципу. Далеко не первая в этом регионе, тянущаяся в Ферганской
долине где-то с середины ХIХ века. В данном случае киргизы,
подстрекаемые собственными вождями и нанятыми «бакиевцами»
провокаторами и наемниками, срывают зло за свою экономическую
несостоятельность и грабят чуть более состоятельных узбеков. Плюс
годами вбиваемая разными доморощенными идеологами мысль о величии
кыргызов, «Манасе Великодушном» и родной земле, на которую зарятся
«пришельцы-сарты», за спиной которых маячит тень Ташкента (а там своя
мифология – о великом гуманисте и собирателе земель Тамерлане).
Киргизская политика и политики вообще чрезмерно эмоциональны и
истеричны. Как справедливо отметил российский аналитик Виталий Хлюпин,
«ошские погромщики в массе своей - чрезвычайно жестокая подростковая
масса, которая ничего и никого не понимает, когда выходит из-под
управления. Ее обуздать может только хороший пулемет». Провокаторы
только начали, а с энтузиазмом и воодушевлением продолжили «простые
люди».
В перспективе крайне низкий уровень политического
сознания «революционной элиты» и «патриотической толпы» будет, похоже,
по-прежнему определять и тактику, и выбор средств в продолжающейся
борьбе за власть и мы долго будем наблюдать в Киргизии использование
толп земляков, родни и «спортсменов», заказные убийства, погромы,
неприкрытое вовлечение криминалитета и наркобаронов в сферу
публичной/непубличной политики...
Разочарование в результатах
таких «революционных перемен» может стать предпосылкой уже для
внутренних потрясений более высокого порядка и интенсивности (путча
силовиков, новых всплесков межэтнических столкновений, очередных
«стихийно-погромных» смен власти и т.д.). Рейтинги «временных» лидеров
Киргизии уже сейчас – ниже некуда, а впереди референдум и эксперимент
по превращению страны в парламентскую республику.
При этом
ресурсы Киргизии весьма ограничены, и надежды на преодоление
перманентного социально-экономического кризиса не сбудутся. Нет у
«ново-старой власти» и какой-либо концепции экономических
преобразований. Осенью в стране, «прогулявшей» за революцией и погромами
посевную, начнется голод. «Временные» вынуждены будут опять продолжать
просить другие страны об оказании материальной помощи, «гуманитарных
поставках», кредитах и т.д. Опасность раскола страны, когда юг станет
де-факто независимым от центра, после недели погромов лишь усилилась.
Фактически в районах и на местах складывается тенденция к дальнейшему
развитию процессов, неконтролируемых центральной властью. Каждый аким
района все меньше и меньше подчиняется центру и становится подобен
«полевому командиру» или афганскому «губернатору».
В этой
ситуации в Кыргызстане по-прежнему не исключена фрагментация страны на
находящиеся в состоянии перманентных конфликтов регионы, управляемые
«удельно-криминальными» элитами. Все большее распространение в
центрально-азиатском экспертном сообществе получает понятие
«афганизация Кыргызстана».
Следует также отметить, что в
отношении погромов на юге Киргизии российские власти заняли наиболее
разумную позицию. Поскольку, с одной стороны, был соблазн ввести свои
войска в эту страну, чтобы закрепить здесь безоговорочное российское
влияние. Но Москва разумно не пошла на такой шаг (к которому, как ни
странно на первый взгляд, РФ активно подталкивали наши «западные
друзья» - достаточно почитать оценки ведущих англоязычных СМИ за
истекшую неделю).
Ясно, что подобную российскую услугу никто
не оценит, наоборот, вмешательство подчеркнет полную ущербность и
никчемность киргизского нового руководства, компенсировать которую
часть из его членов на предстоящих парламентских выборах будет
антироссийской риторикой.
Война всегда была и есть крайнее
средство политического действия, когда все другие способы решения
проблемы исчерпаны. Зачем вводить войска, если под рукой другие
эффективные рычаги замирения? Судя по тому, как быстро и без всякого
заметного внешнего вмешательства «сдулся» конфликт в своей открытой
фазе (без применения силы) эти рычаги и были задействованы и по линии
ОДКБ, и по линии ШОС.
Впрочем, ясно, что нормализация ситуации
на юге носит временный характер и в любой момент может смениться новой
«вспышкой».
В Киргизии механизмы взаимодействия институтов и
общества все в большей мере работают уже не на уровне государства, а на
уровне конкретных кланов и племенных групп. У каждого из членов
правительства и у их оппонентов из «контрэлиты» есть свои рычаги
влияния и «опорные регионы». Система власти в Киргизии за последние
годы перестроилась из «президентской вертикали» в «горизонталь» паутины
неформальных родовых связей. Теоретически государство Республика
Кыргызстан еще есть, но оно деградирует из года в год, сквозь него
прорастают корни племенной организации. Суверенная Киргизия – пример
ремодернизации, транзита государства и общества наоборот – «назад, к
истокам».
В случае с Киргизией не видно серьезных позитивных
сценариев, пока государственная власть в стране не будет способна взять
под контроль ситуацию в республике. А перспектив этого пока совершенно
не просматривается. Реакция временного правительства рефлекторна,
заторможена, а соответствующие госструктуры деморализованы. Вся
государственная машина нуждается в капитальном ремонте, если не в полной
замене. Сделать это самостоятельно новая киргизская власть не
способна.
Спасти Киргизию может только масштабное,
многостороннее, срочное и системное внешнее вмешательство – «внешнее
управление». Впрочем, этого не происходит и вряд ли произойдет. Пока
ясно одно: киргизскому обществу остается только посочувствовать.
|