Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
Научная фантастика возникла как жанр, описывающий последствия внедрения
какого-нибудь технического устройства в ширнармассы. Вот есть такая
штука, вот как она меняет социальную структуру. «Штука» может быть
любой – от нового сорта удобрений до антигравитатора. Но вообще-то,
если быть ближе к классике, она должна быть технически реализуемой на
нашем уровне знаний хотя бы в принципе. Антигравитатор непонятно как
делать – а вот, скажем, пятисотэтажный небоскрёб или пассажирский
самолёт-амфибию сделать можно. Ну просто пока не хватает каких-то чисто
технических приблуд, которые обязательно будут сегодня-завтра. Или
экономически невыгодно. Или просто ненужно. ПОКА невыгодно и ненужно. А
чуть подешевеет то-то и то-то, или изменится конъюнктура туда-то и
туда-то – и сделают.
Так вот. Среди технических устройств,
которыми фантасты двадцатого века оснащали будущее, была такая приблуда
– видеофон. То есть телефон с видеокамерой и телевизором. Чтобы не
только, значит, говорить, но и видеть собеседника. Обычно видеофоны
изображали на столах у героев, а на улице – в кабинках… Иногда – с
голографией, чтобы уж совсем поразить воображение читателя.
И
что же? Сейчас видеофон и в самом деле существует. Это не очень
востребованная, но вполне работающая вещь. В скайпе, например, это дело
имеется. Фантасты не ошиблись.
Вот только досада: передача
видеоизображения оказалась мелкой фишечкой, деталькой, появившейся по
ходу совершенствования очень сложной и абсолютно никем не просечённой
системы: компьютеров и интернета. Ну не предполагал никто в те времена
укромные, что даже слово «работать» в двадцать первом веке в развитой
стране будет означать в основном «висеть над клавиатурой».
Похоже,
сейчас аналогичная ошибка делается в отношении уже компьютерных
технологий.
Я имею в виду идею «виртуальной реальности»,
понимаемой как «виртуальное пространство».
То, что комп рано или
поздно срастят с человеческим мозгом напрямую, уже не является
дискуссионным вопросом. Сделают. Хотя бы потому, что выяснилось: мозг –
довольно пластичная штука, и свою архитектуру способен менять в очень
широких пределах. Сейчас, скажем, сделать штуку, позволяющую двигать
курсор «силой мысли», несложно: = можно засунуть в двигательную зону
электроды, можно и без таких ужасов, просто биотоки снимать. Причём
мозг адаптируется к электродам: нейроны, сцуки, учатся, отращивают
дендриты и вообще. В башке появляется чуть ли не центр движения мышью.
Предвидеть
это было, в общем-то, несложно. Дальше мысль идёт понятной дорожкой:
научиться работать не только на передачу, но и на приём. То есть не
только передавать сигналы от мозга в комп, но и получать.
Стандатный
ход мысли дальше – «полностью виртуальное пространство». Люди, лежащие
в этаких саркофагах, а все сигналы, в норме идущие от глаз, ушей,
кожи и так далее, эмулируются компьютером. Сидишь в специальной клетке, а
тебе через проводки гонят виртуальный мир, прекрасный и ужасный. Куда и
провалится всё прогрессивное человечество.
На эту тему написано
множество всяких романов, начиная от классика нашего Гибсона и кончая
потоковым производством. Пересказывать не будем – «все читали»,
ага-ага.
Возникает, однако, вопрос. А является ли этот самый
«виртуальный мир» - понимаемый именно как «виртуальное пространство»,
куда человек с головой ныряет – таким уж востребованным?
На
первый взгляд кажется, что да. Играют же люди годами во всякие игрули.
Значит, спрос именно на это. Экстраполируя…
Вот-вот.
Экстраполируя. А с экстраполяциями вообще нужно осторожнее быть.
Вообще-то
игроманы составляют хоть и заметную, но не столь уж большую часть
потребителей тактовых частот. Большинство топчущих клаву играют в
игрули вполне умеренно, и гораздо больше времени проводят в самом
обычном общении, которое интернет столь облегчает. Ни в какую
виртуальную реальность они особенно не хотят – им и здесь неплохо. Не
нужны им чужие пространства. Посмотреть можно, а с катетером – нет.
А
вот чего они хотят – так это пакета услуг, который можно назвать
ВИРТУАЛЬНЫМ ВРЕМЕНЕМ.
Например. Сейчас крайне обесценилась
эрудиция. Очень многое можно посмотреть в вики, если нет – нагуглить,
если гугль не берёт – пошерстить руками. Через какое-то время найти
можно будет «ваще любую инфу».
Так вот. Чрезвычайно
востребованной вещью может стать «искусственная память». То есть –
гугль, подключённый непосредственно к голове. Чтобы запрос посылался
непосредственно через мозг в сеть, а найденное- тексты-картинки-звуки -
всплывало не на экране, а непосредственно в памяти.
Возникает,
конечно, вопрос, а как это будет работать, если механизмы работы мозга и
сейчас не особо известны. Ответ может быть довольно неожиданным:
вполне возможно, что при достаточно толстом канале связи с мозгом он
начнёт настраиваться на этот канал сам. Как именно он это будет делать –
«а чёрт его знает». Но вполне может оказаться, что достаточно подвести
трубу, а уж там оно само всё прирастёт.
Понятно, что в таком
случае через какое-то время ВСЯ мозговая активность будет
восприниматься как непрерывный «запрос к сети». Что может привести к
неожиданным эффектам. Человек задумался, не посолить ли ему бифштекс – а
у него в голове вспыхивает реклама тибетской соли с ароматизатором,
медицинские сведения о вреде натрий-хлора, ссылка на форум, где
обсуждается несолевая диета, содержание соли в консервантах и так
далее.
Тут возникнет потребность во внутренней баннерорезке,
фильтрах намерений, и так далее. Не исключено, что появится комплекс
духовных упражнений – скорее всего, их разработают буддисты – которые
позволят концентрировать запрос и отсекать ненужные сущности. Не
исключено и появление механизированных фильтров: кроме Гугля и Яндекса
появится какой-нибудь Оккам или Отстой-Барьер. Настройки отказов станут
не менее важными, чем настройки запросов.
Через какое-то время
содержимое мозгов польётся непосредственно в сеть. Без дешифровки.
Будут лежать на файлообменниках огромные файлы непонятно с чем: то ли
хеш-таблицы соответствий запросов, то ли линки на какие-то ассоциации,
то ли хрен знает что. Какое-то время это будут даже исследовать – и
узнают много интересного о работе мозга. Потом забросят: «да хрен с
ним, как оно там работает, главное что работает». Зато обмен этими
файлами окажется очень полезным делом. «У меня тут ассоциативка к
средневековой музыке, покрути. А ты мне обещал ключи к Хайдеггеру,
скинь, если найдёшь?»
Последствия повсеместного использования
такой подключаемой памяти окажутся очень значительными. Например, будет
наконец-то решена лингвистическая проблема. Для начала на каждое слово
чужого языка в голове будет вспыхивать спектр значений, а вот
грамматику придётся «самому соображать». По мере самосовершенствования
системы и грамматические правила будут всасываться по ходу. Через
какое-то время на освоение, скажем, базового английского будет уходить
где-то неделя ненапряжённого слушания попсы и новостей. То же произойдёт
со всеми остальными знаниями. Они будут усваиваться по мере
ознакомления, очень быстро. При этом «проблема образования» не
исчезнет, но очень сильно трансформируется.
Почему подключение
внешней памяти я назвал «виртуальным временем», думаю, понятно. Но и
пространство тоже будет освоено. Только по-другому.
Так,
появится спрос на виртуальное восприятие РЕАЛЬНОГО мира. Не
виртуального, а именно реального.
Самый простой пример: человек
идёт по улице. Его зрение корректируется на уровне мозга – он может
видеть всё происходящее настолько чётко (или настолько нечётко),
насколько ему это нужно. Он может заглянуть за угол, подключившись к
телекамере на углу – причём не так, что изображение в глазах померкнет и
он увидит пространство за углом, а как будто он испытал острейший
приступ дежа вю: в голове вспыхнет, что секунду назад за тем углом было
то-то и то-то. Кстати, посмотреть-вспомнить, что было на улице
секунду, день или год назад – если такая информация есть, он тоже
сможет. А также сможет посмотреть градостроительные планы, уточнить,
где тут ближайший переход и сортир, сделать покупку в соседнем
магазине, не заходя в него – и при этом вовсе не выпадая из реальности,
а наоборот, ГЛУБЖЕ в неё погружаясь.
Прямой контакт сети с
мозгом, разумеется, принесёт и проблемы. Например, с приватностью: уже
сейчас анализ запросов, выдаваемых с определённого компа, может дать о
человека всю или почти всю интересную информацию, «а то ли будет».
Соответственно, расцветут всякие внутренние анонимайзеры, закрытые
сектора хранения данных и много чего ещё. Одним из косвенных следствий
будет чрезвычайное развитие субличностей, «виртуалов», заточенных под
определённые специализации. То, что сейчас является всего лишь игрой –
хотя иной раз она далеко заходит – станет чем-то вроде контролируемого
диссоциативного расстройства идентичности. «То-то будет весело» -
сплошные Билли Миллиганы.
Тут прокладывается мостик к ещё более
интересному. Подключение внешней памяти и манипуляции с мозгом могут,
наконец, позволить интенсифицировать вполне «естественные» его
способности. Люди получат прямой доступ к тому, чтобы натренировать
определённые участки мозга, буквально «лепить» его. А поскольку
возможности этой штуки мы используем не так чтоб уж очень интенсивно –
результаты могут быть самыми неожиданными…
Полностью виртуальные
миры ТОЖЕ будут. Причём сделают это так, по ходу дела, занимаясь куда
более интересными вещами.
|