Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш Мир»
Филиппинцы, цейлонцы, индийцы – 2 миллиона последователей Иисуса Христа на Аравийском полуострове – колыбели ислама Еженедельный бюллетень приходской церкви Святого Иосифа в Абу-Даби, которая расположена среди мечетей и небоскребов Объединенных Арабских Эмиратов, напоминает распорядок дня дворца ООН в Нью Йорке. Пять священников различной национальности ведут службы на разных языках: английском, арабском, французском, тагальском, малаялам, урду, конкани, тамильском, сингалезе, маланкарском, иногда на итальянском. Причем день, когда совершается наибольшее число служб, – это не воскресенье, а пятница, еженедельный выходной в арабских странах. Это прагматический способ удовлетворить запросы более ста тысяч верующих, которые принадлежат к различным народностям, числом 90. В большинстве своем прихожанами одной из самых многолюдных католических церквей в мире являются слуги и рабочие, которые трудятся в домах и на стройках местных состоятельных мусульман. Подобный сценарий повторяется примерно в двадцати церквях Дубая, Омана, Катара, Кувейта и Бахрейна, эпицентров явления, которое начинает менять лик Аравийского полуострова и Персидского залива и в какой-то мере зеркально отражает то, что происходит в Европе. В то время как на Старом континенте соборы полупусты, зато строятся мечети, и возникают новые сообщества мусульман-иммигрантов, в места возникновения ислама экономический бум последних лет привлекает сотни тысяч католиков, главным образом с Филиппин, из Индии, Шри-Ланки и Пакистана. "Число их растет, несмотря на экономический кризис, и не будет преувеличением утверждать, что на Аравийском полуострове сегодня живет два с половиной миллиона католиков", – объясняет монсиньор Поль Хиндер, который возглавляет викариат Святого Престола в Аравии, ставший самым большим религиозным округом в мире, включающим 6 стран, с общим числом жителей в 60 миллионов и территорией, занимающей более 3 миллионов квадратных километров. Наибольшее количество иммигрантов наблюдается не столько в небольших арабских эмиратах в Персидском заливе, сколько в настоящем колоссе региона – Саудовской Аравии, являющейся наиболее трудным собеседником католической церкви. В стране, где расположены священные для ислама места, где запрещено не только строить церкви, но и отправлять мессы, растет население, исповедующее христианство. Официальные данные отсутствуют, но есть достоверные сведения, циркулировавшие на конференции в Ливане, организованной международным фондом Венеции "Оазис" и посвященной христианам и мусульманам. По этим данным, только филиппинцев на Аравийском полуострове проживает около полутора миллионов, и 85% из них принадлежит к католической вере. В общем, из 27 с половиной миллионов жителей полуострова иммигранты составляют более 8 миллионов, прибывших в основном из юго-восточных стран Азии и из других азиатских регионов, где много христиан. В исследовании Джузеппе Каффулли, опубликованном в последнем номере журнала "Жизнь и мысль", принадлежащем Католическому университету Святого Сердца говорится, что это явление возникло в девяностые годы, когда правительство Эр-Риада решило заблокировать выдачу въездных виз иммигрантам из Йемена, соседней бедной страны, до тех пор традиционного источника рабочих рук для шейхов. Подъем Аль-Каиды, саудовско-йеменской организации Усамы бин Ладена, заставил правителей Риада опасаться взрыва исламского интегрализма в стране и вынудил их закрыть дверь иммигрантам из Йемена, открыв ее для "надежных" рабочих рук с Филиппин и Шри-Ланки. Это привело к самой широкой иммиграции христиан в сердце ислама четырнадцать веков спустя после появления Магомета. Епископ Хиндер, швейцарский священник, принадлежащий к ордену капуцинов, переселившийся на берега Персидского залива, осторожен в своих высказываниях о Саудовской Аравии. Он ограничился следующим замечанием: "Климат меняется". Другие источники говорят о почти незаметных признаках проявления большей терпимости, но всегда в контексте, при котором религиозная полиция не допускает никакого публичного выказывания своей веры, если она не является мусульманской. Сравнение процесса "оккупации" христианами самой сердцевины исламского мира с непрерывным притоком мусульман в христианскую Европу, согласно Хиндеру, правомерно только до определенной степени. "Здесь слишком много различий, начиная с того факта, что мы живем в странах, в которых интегрализм незаконен и нежелателен. Часть мусульман-иммигрантов проходит процесс натурализации и оседает в европейских странах. Этого не происходит в странах Персидского залива. Люди приезжают сюда поработать, а потом перебираются в другие места. Недавно, посещая Торонто, я встретил много людей, переселившихся в Канаду после работы в Катаре, Бахрейне и Дубае", – объясняет Хиндер. Другое различие, по мнению католиков Персидского залива, заключается в том, что мусульмане в Европе имеют значительные финансовые возможности для постройки мечетей. Достаточно вспомнить о саудовских деньгах, выделенных на постройку мечетей в Боснии. "Я же, если получаю разрешение на постройку церкви, должен прибегать к щедрости верующих. У нас большая нужда в новых церквях, так как старые уже не вмещают всех верующих", – говорит монсиньор Хиндер. Аутентичное и комплексное воспитание человека, которому должны подвергнуться как христиане, так и мусульмане, чтобы избавиться как от "абсолютного позитивизма", так и от "формального фундаментализма" – вот одна из целей работы международного фонда "Оазис", который собрал в Бейруте около семидесяти представителей со всего света. Кардинал Анджело Скола, епископ Венеции и основатель "Оазиса", подчеркнул необходимость, общую для христиан и мусульман, считать этот процесс "встречей со свободой".
|