Газета "Наш Мир" br> Тайны ведьм давно уже волнуют европейцев. Однако мало кто мог себе представить, что во второй половине ХХ века эти полулегендарные персонажи не только возродятся как полноценный религиозный культ, но и приобретут многие тысячи адептов и даже получат признание государства в Британии и США.
Началось все с того, что в 1921 году английская исследовательница Маргарет Мэррей в своей книге "Ведовской культ в Западной Европе" предложила посмотреть на процессы над ведьмами XVI–XVII веков под новым углом зрения – по ее мнению, вырванные под пытками признания в проведении шабашей и поклонении на них дьяволу в образе козлоподобного существа были правдой и говорили о некоем сохранившемся в Англии после введения христианства языческом культе, тем более что древние кельтские боги изображались с рогами. Последующие весьма популярно написанные книги превратили Мэррей в массовом сознании в "эксперта по колдовству", хотя историки отнеслись к ее теориям с большим скепсисом.
В Британии в то время продолжал действовать закон короля Георга от 1735 года о запрете любого колдовства. Для XVIII века он был весьма прогрессивен – отменял смертную казнь для ведьм, предлагая карать их заключением в тюрьму или денежным штрафом, но для ХХ века явно являлся анахронизмом, вдобавок подстегивавшим интерес к "ведьмовству" как к чему-то реально существующему, пусть и запретному. Последний приговор за колдовство был вынесен в 1944 году. Уголовный суд Олд-Бейли в Лондоне приговорил некую Хелен Дункан к девяти месяцам тюрьмы как "ведьму и шпиона, виновного в раскрытии государственной тайны", за то, что на спиритическом сеансе она вызвала дух военнослужащего из готовившейся к десанту в Нормандию части. Как видим, верили в ведьмовство даже присяжные, вынесшие такой дичайший приговор. Отменен этот закон был лишь 22 июня 1951 года.
Длительные запреты и резкое их снятие создали питательную почву для интереса к ведьмовству. Некий Джералд Гарднер, сменивший к тому времени целый ряд профессий и давно интересовавшийся различной мистикой (в 40-е годы он состоял в оккультном ордене Золотой зари и опубликовал ряд романов на "мистические" сюжеты), публично объявил, что является давним хранителем знания английских ведьм. В 1954 году он опубликовал книгу "Ведьмовство сегодня", предисловие к которой написала Мэррей (обрадованная, что наконец-то нашлись адепты описанных ею древних культов), затем еще несколько сочинений, в том числе "Книгу теней", которую он выдавал за подлинный дневник ведьмы XVI века. Возрожденной религии ведьм, культу Верховной Богини и Рогатого Бога, он дал название Викка (Wicca на средневековом англосаксонском – "ведьмак"). В 1964 году он умер, успев незадолго до этого посвятить в викканство Раймонда Баклера, жившего в США англичанина, занявшегося распространением Викки за океаном.
Здесь новую религию ждал большой успех, причем основной рост ее рядов пришелся на 1990-е и 2000-е годы. В 1990 году авторитетный обзор "Исследование американской религиозной идентификации" зафиксировал в Штатах 8 тыс. виккан, в 2001-м – 134 тыс., в 2008-м – 342 тыс. В 90-е годы руководство армии и исправительных заведений США вынуждено было учитывать виккан как конфессиональную группу, тем более что в армии уже насчитывалось около 10 тыс. последователей культа. В августе 1997 года служившая в госпитале на крупнейшей армейской базе США Форт-Худ жрица Мэри Палмер сумела добиться разрешения провести обряды для своих солдат-единоверцев, а в январе 1998 года жрец Патрик Мак-Коллум приступил к исполнению обязанностей в качестве волонтера-капеллана в тюрьме города Техачапи, Калифорния. В декабре 2001 года в США появился первый официальный капеллан-викканин – жрица Джамья была нанята штатом Висконсин на эту должность с зарплатой в 35 тыс. долл. в тюрьму строгого режима в городке Ваупан. Неподалеку, на горе Хорив близ города Мэдисон, находится один из центров викканского движения – основанное в 1978 году "Святилище круга". Впрочем, на федеральном уровне признания за викканами права занимать посты капелланов пока нет, хотя жрецы и жрицы могут проводить обряды как волонтеры. В Британии в 2005 году появились и оплачиваемые государством тюремные капелланы-язычники, и капелланы нетрадиционных религий в армии.
Стоит добавить, что Викка отличается от восточнославянского и скандинавского неоязычества тем, что не связана с правым политическим радикализмом. Еще ее основатель Джералд Гарднер описал якобы бывший случай, когда 1 августа 1940 года все ведьмы Британии собрались на берегу Ла-Манша, чтобы усилием воли "остановить Гитлера". Если с каким социальным движением и связано современное викканство, то прежде всего с феминизмом (в американском варианте Викки преобладает культ Верховной Богини).
|