Газета "Наш Мир" br> Неправильно было бы утверждать, будто Союз православных женщин возник одномоментно. Женские православные организации уже не первый год работают в различных епархиях, и не первый год идет речь об их сотрудничестве как друг с другом, так и с организациями светскими. Решение о создании новой общественной организации было принято еще в декабре минувшего года на I Всероссийском православном женском форуме. Тогда же эту инициативу одобрил на заседании Священный Синод. Организация будет иметь международный характер и создается по благословению патриарха Кирилла.
В Московском патриархате с женским Союзом связывают большие надежды. "Я думаю, эта организация очень нужна, на нее есть общественный запрос. Она обладает огромным потенциалом реального влияния на наше общество", – заявил на учредительном собрании глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, по мнению которого православное женское движение должно быть "дерзновенным, должно не бояться ставить самые серьезные вопросы перед властью и обществом", делать заявления по самым разным темам, инициировать законотворческие процессы, "предлагать свои варианты решения экономических, политических и иных общественно значимых проблем".
Если говорить о том, что уже есть в наличии, а не о том, что еще только хотелось бы создать, то в женской церковной и околоцерковной активности можно отметить два направления. Первое – это воинственные, политизированные дамы, обязательно находящиеся в непримиримой оппозиции к власти и гневно обличающие ее. Второе – женщины подчеркнуто аполитичные, домашние. В их кругу принято разделять темы на мужские и женские. К женским, по их мнению, относятся темы семейных отношений, беременности, родов, грудного вскармливания, стиля одежды и кулинарии. Богословие считается приемлемым только в осторожной форме "вопросы батюшке", политика – в стихах и песнях о любви к России, которые можно разучить вместе с детьми. Для женщин с подобной жизненной философией издается немало православной литературы, но это то, что делается не женщинами, а для женщин, читательницам же здесь отводится пассивная роль. Авторы всевозможных "Энциклопедий православной кухни" могут быть любого пола и любых политических убеждений – главное, что гарантирует спрос на их продукцию, это способность убедить женщину в том, что, существуя в своем уютном мирке, она права, и нет объективных причин его покидать.
Оба дискурса – и "православных валькирий", и "детско-кухонно-церковный" – проистекают из сугубо мужского, брутального православно-патриотического дискурса, сформировавшегося в позднесоветское время. Когда бородатые мужчины собирались на кухнях, пили водку, цитировали Сергия Нилуса и рассуждали о том, каким путем в России восстановится монархия, женщинам тоже хотелось принять в этом какое-то участие, но правый дискурс не предлагал широкого простора для маневра. Оставаясь в координатах этой реальности, женщина могла либо вынести за скобки свой пол и стать просто товарищем, как все, брутальным и агрессивным, либо исполнять роль домостроевской жены, молча подавая к водке закуску.
Если участницам женского православного движения удастся развить активность и при этом сохранить женский взгляд на мир и женскую модель поведения, это станет их главным успехом. "Сущность справедливости состоит именно в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми", – писал философ Иван Ильин, имея в виду как социальные, так и половые различия.
Союз православных женщин может выступить эффективным инициатором диалога между светскими женскими организациями и Церковью. Многим российским женщинам переступить церковный порог мешают страхи и ложные стереотипы: "Церковь – это место, где женщин унижают, заставляют носить бабушкины платки и уродливые длинные юбки, беспрекословно слушаться мужа, даже если он самодур, распускающий руки". В свою очередь женщины православные часто не могут найти понимание ни в светском обществе, ни в Церкви. "В миру" часто с агрессивной неприязнью относятся к многодетным, домохозяйкам, к тем, кто не считает главными ценностями материальный успех и следование моде. Но и церковная община, если таковая сложилась, не дает женщине чувство уверенности в правильном выборе жизненного пути. "Муж бросил жену с четырьмя детьми и женился на молоденькой? Ну и правильно, ведь его бывшая-то совсем перестала за собой следить, располнела и стала неинтересной", – подобное не удивительно услышать и в церковной ограде. А ведь уверенность женщины в том, что, делая выбор в пользу традиционной семьи, она права, она "спасается чадородием" – одно из важнейших условий существования семейного института.
Новой организации есть чем заняться. Например, до сих пор женщине, на которую оказывают давление врачи или члены ее семьи, принуждая к аборту, в принципе некуда было пожаловаться. Теперь о подобных случаях можно будет сообщать на горячую линию Союза. Также православным женщинам есть смысл потрудиться над тем, чтобы между феминизмом и правом женщины на аборт перестали ставить знак равенства. Существуют ведь в той же Германии католические женские организации социалистического толка, которые выступают за права женщин, но в то же время считают аборт и абортивную контрацепцию детоубийством.
Одна из важных задач – научить общество с уважением относиться к труду домохозяек и многодетных матерей, помочь им стать более защищенными социально, в том числе и путем законотворческих инициатив.
Есть мнение, что в женских коллективах более агрессивно протекает борьба за лидерство, и это может пагубно отразиться в том числе и на новосозданном Союзе. В Союзе православных женщин еще нечего делить, кроме "портфелей" с планами не выполненной пока еще работы и ответственности за нее. Сможет ли эта организация стать заметной общественной силой – покажет время.
|