Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
В настоящее время современные российские СМИ
(телевидение, газеты, Интернет) выживают только благодаря деструктивной
информации: смертям, трагедиям, потерям, разрушениям, пожарам,
потопам, скандалам и т.п. Чисто исторически СМИ всегда питались и
питаются информационной падалью. Если сделать упрёк в их адрес, то они
скажут, дескать, ну, мы же не виноваты, что эта разлагающаяся падаль
лучше читается читателями. И они будут правы. Поэтому я, как психолог,
ниже попробую проанализировать этот феномен.
Как-то, ещё в застойные времена, я увидел из окна
трамвая, как на улице произошла страшная автомобильная авария с
жертвами, но когда я развернул голову в сторону салона, то обнаружил,
что большинство пассажиров, ехавших со мной в трамвае, покинуло его,
чтобы посмотреть аварию. Они словно подчинились какой-то неведомой
силе, которая их понесла куда-то. Почему? Чтобы прийти на помощь? Чтобы
проверить, а нет ли среди погибших родственников? Опросы показали, что
это не так. Большинство затруднились дать ответ.
Уже в наше время, попав в такую же ситуацию,
обнаружил, что трамвай тоже среагировал, но меньшинством пассажиров.
По-видимому, в застойные времена имел место дефицит на всё, в том числе
и на такие зрелища, которые сейчас настолько часто представлены на
телеэкране, насколько люди уже адаптировались к этому.
Способен ли человек, чувствуя боль других как
собственную, отдаваться этой боли на несколько дней и благодаря этому
целыми днями смотреть на страдания жертв терроризма или катастроф? Если
способен, то это самоистязание, это садомазохизм. Практика показывает,
что если человек действительно чувствует чужую боль, идущую с
телеэкрана, как собственную, то он выключает телевизор, чтобы не
доводить себя до шокового состояния. И действительно, некоторые от
такого шокового состояния падали в обморок. Но лишь некоторые…
Большинство же, сами того не осознавая, смотрело на события в Беслане
как на фильм ужасов, как на некое реалити-шоу. Они попали в это время в
некую психологическую ловушку эстетического, но деструктивного
наслаждения, из которого не могли выбраться, и поэтому, целыми днями
всё смотрели и смотрели, перебирая все кнопки телевизионного пульта,
как бы что-то ища или ожидая. Что они искали там? Что они там ожидали?
Можно предположить, что ожидали того момента, когда всё это быстрее
разрешится с хорошим концом? А может быть, сидя у телеэкрана и
перебирая все программы, они искали способ помочь пострадавшим?
Вспомним о двух тысяч пятиста наших туристах,
которые, несмотря ни на что, полетели в Таиланд отдыхать. Несмотря на
то, что страна уложена трупами. Полетели смаковать горе других?
Другой пример. В самом начале атаки небоскрёбов,
американцы, упоённые всякими ужастиками, по инерции лишь смаковали это
зрелище. Дескать, мне хорошо, я лежу под одеялом и смотрю на то, что
творится. Это особое деструктивное наслаждение, как позитивное
напряжение, вызванное внешним ужасом и внутренним (домашним) комфортом.
Именно в этом деструктивном наслаждении пребывала вся Америка,
наблюдая всё по телевизору и купаясь в кайфовой энергетике, которая уже
была привита американскими фильмами-ужастиками. Америка попала в эту
психологическую ловушку, которая основывалась на деструктивной эстетике
– смаковании горя других. В это время большинство американцев
совершенно не чувствовали боли за тех, кто оказался на небоскрёбах.
Именно поэтому часами сидели у телевизоров, смакуя зрелище по всем
каналам, будто занимаясь поиском помощи. Разве можно весь день сидеть у
телевизора, чувствуя боль пострадавших, как свою? Как мы уже отмечали,
может произойти шок. Но с шоковым состоянием от телевизора оттаскивали
лишь немногих. Лишь немногие чувствовали эту боль как свою. Лишь
немногие оказались способными принять других — принять боль других.
Поэтому они либо не смотрели телевизора, либо полетели, поехали,
побежали на помощь пострадавшим. Такие были, но в меньшинстве. Это им
удалось потому, что, вероятнее всего, когда-то они сами были в подобной
ситуации. Тогда, когда это зрелище кончилось, многие американцы были в
депрессии, но не от того, что переживали за пострадавших, а от того,
что зрелище кончилось. Они напоминали плачущих детей, которые впервые
побывали в цирке, а представление закончилось. Всё это деструктивная
эстетика.
При истинном сопереживании человек сам встаёт на
место мёртвого и застревает на этом месте. Он себя как бы хоронит. А
при деструктивной эстетике с большой частотой идёт пограничное
контрастное движение — от смерти к жизни и обратно, но при жизни
(человеку хорошо под одеялом), т.е. в контексте жизни. Следовательно,
возникает наслаждение как основа деструктивной эстетики. При
сопереживании всё в контексте смерти, так как сопереживающий сам может
умереть (на фронте). Это истинное сопереживание. Некоторые настолько
близки с близкими, настолько чувствуют себя одной единой частью
умершего, что идут следом за умершим, не выдерживая жизни без погибшего
близкого.
Чем отличается всё это от садомазохизма? Садист
наслаждается страданиями другого — и всё. Например. Одна женщина,
общаясь со своей дочерью, так «приукрашивала» в своих рассказах об отце
своей дочери, который ушёл от них, что дочь стала бояться отца. И чем
больше мать рассказывала дочери ужасы об отце, тем больше та
реагировала, и тем больше мать наслаждалась и заводилась в своих
рассказах. Позднее, мать по аналогичной схеме начала пророчить об
ухажёрах дочери. Мать своей цели достигла. Теперь дочь за компанию
вместе с ней несчастна. А горевать вдвоём двум горемыкам как-то легче.
Дочь оказалась жертвой деструктивной эстетики матери-садомазохистки.
При деструктивной эстетике эстет не наслаждается
страданием, он не желает таких страданий, но он радуется от того, что у
него их нет. Хотя может быть, садист тоже деструктивный эстет » в силу
того, что имеет место погранично-контрастное состояние как
разновидность садомазохизма?
Пример. Зритель смотрит ужастик и желает смерти
героя, так как сам останется жив, находясь в комфорте под одеялом.
Пример. Один мужчина, узнав о смертельном диагнозе
своего конкурента, поспешил к нему получить деструктивную эстетику и
попрощаться с ним, но был огорчён тем, что тот ещё энергичен и
конкурирует с ним на равных.
Пример. Все уже жили в деструктивной эстетике ухода в
мир иной своего босса, но он так и не умер и вместо того, чтобы
радоваться, у подчинённых почему-то упало настроение.
Пример. Некоторые СМИ и газеты часто смакуют
кризисное состояние здоровья известных личностей, которым завидовали
читатели. Теперь читатели погружаются в деструктивную эстетику того,
что те, кому они завидовали и те, кем они восхищались, страдают и в
некотором смысле уже не имеют того успеха — дескать, оказывается,
«богатые тоже плачут», а мы-то не страдаем и, значит, успешнее этих
великих.
Пример. Один попрошайка как-то сказал, что многие
подающие смакуют моё несчастье. Я вхожу в кураж страдальца, а они мне
всё платят и платят…
Пример. Смакование своего превосходства над другим.
Пример. Человек ходит по магазинам и наслаждается от
того, что всё это купил намного дешевле.
Пример. Тебе плохо… расскажи, а я тебя послушаю,
смакуя всё, что ты мне будешь рассказывать.
Пример. Люди любят общаться с теми, кто их хуже, но
при этом является их конкурентом. (При этом необходимо признать, что
наши близкие, являюсь частью на самих, не могут претендовать на роль
конкурентов. Поэтому в отношении близких вероятность деструктивной
эстетики ниже. Хотя существуют матери и отцы — садомазохисты в
отношении своих детей).
Согласно Л. С. Выготскому, эстетическое наслаждение —
это психическое напряжение, вызванное двумя противоположными
аффектами, которые в конце разрешаются в катарсис, т.е. уничтожают друг
друга, как два противоположных заряда. Поэтому, с нашей точки зрения,
деструктивное наслаждение — это всегда столкновение комфорта и ужаса и
наоборот, как некое психологическое колебание, как некий насос,
качающий адреналин. Эти два аффекта (комфорт и ужас) постоянно
уничтожают друг друга и возникают микрокатарсисы, как некое
деструктивное наслаждение. При этом возможен и большой катарсис, который
вызывает опустошение или просветление сознания. Всё зависит от знака
эстетического наслаждения (отрицательного или положительного).
Пример. Если персонаж просто остался жив — это не
катарсис. Если он погиб — тоже не катарсис. Должна быть аннигиляция.
Катарсис — это то, что у зрителя вызывает экстаз. Если зритель садист,
то для него катарсис — это смерть персонажа. Если зритель нормальный и
сопереживающий, то для него катарсис — это жизнь героя. Последние
сливаются с персонажем, становятся их частью, единятся, сопереживают,
что и есть духовность. Чувствовать боль другого как свою. Духовность
ближе к Боли (за других), а не к Богу. Все грехи от того, что путают
Боль и Бога.
Таким образом, истоки бездуховности в деструктивной
эстетике. Её необходимо людям постоянно осознавать и, по мере
возможности, пресекать. Только в этом случае, личность откроет для себя
способность чувствовать боль чужих как свою. В этом заключается основа
единения людей, то есть духовности. В противном случае сама жизнь
(через горе и страдания) заставит человека стать духовным.
Духовность — это такое производство ценностей,
которое идёт не через механизм страдания других, а через механизм
страданий самого человека за всё человечество.
Сострадание… Со-страдание. Со(вместное) — страдание.
Оно возможно, когда:
Одна личность страдает об одном, а другая, которая
находится рядом, о другом.
Одна личность страдает за того, кто страдает, а
другая страдает только за себя.
Обе личности страдают за себя. Причем одна страдает
за себя через другого. Иными словами, внешние страдания за другого
происходят благодаря внутреннему страданию за себя. Личность в этом
случае как бы представляет себя страдающей по-настоящему и лишь через
такое чувствование страдает за другого. То есть — страдает за другого
через себя (пропуская через себя), воображая себя также страдающей.
Некоторые в процессе такого страдания могут полностью переключаться на
страдания за себя. Им становится настолько плохо, что они перестают
воспринимать рядом страдающего и уже не могут помочь ему. Таким
образом, возникает вопрос: что есть истинное сострадание? Где та граница
соотношения страдания за себя и страдания за другого, начиная с
которой прекращается истинное сострадание? Согласно Вейнингеру, истинно
страдающий человек спокойно оказать помощь страдающему не может.
Вейнингер в сестрах милосердия узрел зло. Что лучше для страдающего —
истинное сострадание или помощь? Способно ли истинное сострадание
помочь страдающему? До тех пор, пока в личности теплится здоровый
эгоизм и она страдает за другого через страдание за себя — она может
оказывать помощь. В противном случае она не может оказать помощь.
Видимо, существует некое этически оптимальное соотношение страдания за
себя и за другого, которое позволяет такую комбинацию чувств называть
состраданием в обыденном понимании этого слова. Истинное сострадание с
прагматической точки зрения является злом. А с чисто этической —
недосягаемым добром. Большим добром является страдание через страдание
за самого себя, нежели отсутствие страдания, то есть безразличие к
страдающему. Сочувствие — это чувствование другого через чувствование
себя в роли другого. Так устроено наше ЭГО. Именно поэтому мы приходим к
феномену святых личностей, для которых ЭГО минимизировано, и они слиты
с единым духовным разумом. Для них нет «Я», нет субъекта. Есть нечто
единое. Это есть феномен просветления — полного отсутствия ЭГО. Святые —
истинные сострадатели. Они сострадают не через себя и через другого.
Они соединены с ним сверхчувственной связью, ощущая вместе с ним и с
другими единый организм. При этом они могут помогать страдающему. Но
существуют ли они?
|