Газета "Наш Мир" br>Бурятия, Забайкалье. Многие, наверное, слышали где-то мельком, может быть в новостях или где-то еще, об этом удивительном крае, в котором, как писал А. Чехов, он находил все что хотел: «и Кавказ, и долину Пела, и Звенигородовский уезд, и Дон. Днем скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь, уж Полтавская губерния – и так всю тысячу верст». И действительно, Бурятия – очень контрастный край, где горы и лес сменяются степью, и чистый воздух с синим небом, повисая над жемчужиной Бурятии – Байкалом, напоминает нам о красотах Рая и жизни будущей. Находясь на берегу «Бурятского моря» и наблюдая все эти чудеса природы, начинаешь осознавать, что все это не могло появиться само собой, что за созданием этой прекрасной картины стоит Великий Художник и Творец.
Ислам в Бурятии появился с приходом татар, которые являются здесь четвертым по численности народом после русских, бурят и украинцев. Следует заметить, что в республике вообще очень пестрый национальный состав. Тут проживают евреи, башкиры, узбеки, киргизы, чуваши, казахи, азербайджанцы, армяне, белорусы, эвенки, сойоты (древний самодийский народ), корейцы, китайцы и немцы.
Появление татар на территории Бурятии началось с заселением Восточной Сибири и Дальнего Востока и налаживанием торговых и производственных отношений этих регионов с Центральной Россией. Так в городе Верхнеудинске (ныне город Улан-Удэ – столица Бурятии) в 1889 году численность татар составляла 85 человек. В конце 80-х годов 19 века в Верхнеудинске действовала мусульманская община (в то время именуемая магометанской). В 1907 году была построена деревянная мечеть. По некоторым данным, на территории Бурятии до прихода советской власти действовало 5 мечетей, к сожалению, они не сохранились до наших дней.
Помимо национального в Бурятии имеется и пестрый религиозный состав, представленный, наряду с православием, исламом, иудаизмом и буддизмом, еще и шаманизмом, различными христианскими деноминациями, (католичество, протестантизм и пр.), а также всевозможными религиозными объединениями.
На данный момент численность мусульман в Улан-Удэ составляет 15 тысяч человек, представленных разными национальностями. По пятницам в городе проходит джума-намаз. Имама пока нет, но есть его заместитель, который произносит содержательные пятничные проповеди, на которых, в частности, рассказывает о жизни пророка Мухаммада и его сподвижников. К сожалению, сегодня в Бурятии нет медресе, где можно было бы более углубленно изучать ислам. Благо, что мечеть уже достраивается, и в этом году (если на то будет воля Всевышнего) ожидается ее открытие.
P.S. После того, как Господь оказал мне Свою милость, и я принял ислам, многие мои друзья, не знавшие об этой религии практически ничего, кроме того, что о ней рассказывают в СМИ, стали интересоваться моим выбором, задавать вопросы… Я пытаюсь донести до них истинную красоту ислама, призывающего к поклонению Единому Богу, нравственному самосовершенствованию, почитанию родителей, доброму соседству с людьми и построению справедливого общества на основе непреходящих ценностей.
|