Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
В нашем обществе совершенно отсутствует понимание разницы между верой, религией и клерикализмом, что стало очевидным в свете идущих сейчас дискуссий.
Я даже подозреваю, что некоторым кругам это выгодно – подменять религиозную веру клерикализмом.
Религиозная вера – это особое состояние человеческой души (или свойство человеческой психики, если угодно), внутреннее и очень интимное чувство, не нуждающееся в лимузинах и помпезных церемониях.
Религия – это явление общественное, целая система ритуалов, норм, запретов и предписаний, иерархия святынь и священников. Здесь уже имеют значение и церемонии, и даже лимузины, хотя обойтись можно и без них. Ибо и религия явление интимное: даже в самые атеистические времена были верующие люди, которые хранили дома святыни, по мере возможностей праздновали свои праздники и вообще сохраняли свою связь с религией.
Клерикализм же – это желание профессиональных верующих (священников) навязывать обществу свою систему ценностей и себя как верховных судей по всем вопросам – от морали до науки и искусства. Клерикалы заинтересованы не в духовном преображении общества, как они любят сами говорить, а в контроле над его властными и финансовыми рычагами. Им важнее внешнее почтение к их религиозным титулам и святыням, нежели глубокая вера и искренняя религиозность.
Более того, возможно, формальная религиозность и обрядоверие даже удобнее: глубоко верующий человек не ходит на митинги и пикеты, не сидит день и ночь в блогах, матеря «богохульников», не увлекается политикой и вообще ведет образ жизни скромный и тихий. В современных условиях это, чаще всего, значит, что и с деньгами у него не очень хорошо. А значит, пожертвований и пользы для решения политических и финансовых задач клерикалов с него – чуть.
То, что мы наблюдаем в нашей стране последние годы – это колоссальное усиление клерикализма при очевидной потере интереса к религии. В 80-е-90-е годы люди активно интересовались сутью веры, искали, находили и читали дефицитную религиозную литературу, активно искали ответы на свои вопросы. Сейчас никакого дефицита духовной литературы нет, храмы открыто действуют, государство всеми силами помогает «возрождать духовность» – но даже по большим религиозным праздникам в религиозных церемониях участвует лишь несколько процентов наших сограждан. Что не мешает клерикалам выступать от имени всего народа.
Клерикальной элите важно не качество своей паствы, а ее количество. Это залог ее выживания в будущем, прежде всего – экономического выживания. Меркантильный интерес религиозных лидеров современной России так явно бросается в глаза, что даже как-то неловко. Причем не только нерелигиозным людям, но и многим верующим.
Чем же занять внимание общества, чем отвлечь его от лимузинов с мигалками и дорогих часов на запястьях пастырей? Только проверенным способом: шумной борьбой с «богохульниками», в которой от участников требуется отнюдь не личная вера, а готовность драть глотку на пикетах, митинга и активничать в блогах.