Газета "Наш Мир" br>Конкуренция в современном мире ведется не танками, а программами телепередач и переписыванием истории, считает известный экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
В Грузии изучают "200 лет российской оккупации", в Польше учат тому, что эта страна во время Второй мировой вместе с США боролась с двумя "интервентами" - Германией и СССР. Россию винят в Катыни и во всем, в чем только можно, и она идет на поводу у фальсификаторов ради сиюминутных прагматичных интересов. При этом – пытается проводить модернизацию. Кто нам может помочь в этой модернизации? На кого опереться? Об этом Михаил Делягин рассказал в интервью Накануне.RU на форуме "Петербургский диалог".
Вопрос: Михаил Геннадьевич, в России объявлена модернизация. На опыт чьих стран России следует опираться в модернизации? Раньше это были страны Старой Европы, теперь, вроде, ориентируемся на США. Насколько это оправдано?
Михаил Делягин: Заимствование технологий и систем управления является элементом модернизации, тут надо брать у всех, что-то – у немцев, что-то у других европейцев. Но поскольку наиболее передовой страной в мире в части управленческой науки является США, то берут-то, в основном у них. У Китая есть много, чего брать, но мы недостаточно хорошо их знаем.
Вопрос: У американцев, вроде, попытались взять, но "дружественный" визит Медведева в США завершился скандалом со "шпионами".
Михаил Делягин: Это внутриамериканские разборки, связанные с тем, что Обама вызывает нарастающее негодование как со стороны населения, так и со стороны американских элит. Это не совсем шпионы, они, действительно, не имеют собственных разведывательных результатов. Насколько я могу судить, они были там совершенно для другого. То, что их стремительно обменяли и эвакуировали, свидетельствует о том, что не только мы не заинтересованы в том, чтобы расследование их деятельности проводилось в Штатах, но и значительная часть американского истеблишмента тоже в этом не заинтересована.
Это удар не по России и Медведеву, а по Обаме. Нас задели по касательной, но это их разборки.
Вопрос: Согласно исследованиям социологов, в сознании общества в качестве дружественных нам государств в последнее время укрепились три страны: Китай, который Вы уже упомянули, а также Белоруссия и Германия. Врагами народ считает США, Украину и Грузию. Может, следует модернизацию основывать на сотрудничестве с теми странами, которые мы считаем друзьями?
Михаил Делягин: Есть очень разные направления, но их объединяет то, что эти страны на практике реализуют идеи здравого смысла. Простой крестьянский здравый смысл лежит в основе их политики. Другое дело, что "крестьяне" немного разные в этих странах, поэтому политика немного разная. Но здравый смысл является опорой их политики, и они никому не навязывают заведомо ложных идей для внутреннего разрушения своих противников. Это свойственно американцам, и именно поэтому они воспринимаются как стратегический противник России, а совсем не по памяти времен "холодной войны".
Самое главное, что модернизация возможна только в том случае, если она основана на собственной идентичности. Можно учиться у кого угодно, брать любые рецепты, но это надо приспосабливать для себя, самим "переваривать". Если вы пытаетесь модернизировать ценой утраты идентичности, то вы приходите туда, куда пришли мы за последние 20 лет – на грань катастрофы. И высокие цены на нефть тут не помогают. В этом смысле тема переписывания истории остается важной, потому что главный инструмент и разрушения, и созидания национальной идентичности – формирование собственной общественной истории.
Переписывание истории – нормальный инструмент глобальной конкуренции. Вам пытаются вынуть ваши мозги, ваши ценности, идеи, представления о ваших интересах и заменить их тем, что выдумано противником.
На форуме приводился пример, когда вполне взрослая девушка из России на вопрос о том, кто все-таки сбросил бомбу на Японию, подумала и ответила: "На нас похоже". Беда не в том, что она не знает, кто сбросил, беда в том, что она четко знает, что во всем плохом якобы виновата ее страна, ее общество. Это уже случилось. Надо брать историю и восстанавливать. Переписали в одну сторону, что и в Катыни мы виноваты, оказывается, и во всем другом. Значит, нужно восстанавливать историческую справедливость, историческую правду. Масштаб фальсификации таков, что восстановление исторической истины неминуемо выгодно нам, потому что огромное количество обвинений возведено просто так, чтобы нас завиноватить.
Вопрос: В польских учебниках говорится, что Германия и СССР якобы одновременно напали на Польшу, при этом Польша вместе с США боролись против нас и Германии. Со сменой президента в Польше будет ли какое-то другое отношение к вопросам истории?
Михаил Делягин: Самоидентификация современной польской элиты – это "враждебность России". Если убрать Россию, чтобы она улетела куда-нибудь на Канарские острова, как это было в одном фильме, то у сегодняшней польской элиты возникнет вопрос: "Кто мы?" Президенты меняются, а стратегия остается.
При этом, нужно отметить, что польская экономика скуплена Германией, им винить в чем-то немцев сегодня очень трудно, поэтому проблема этих обвинений – не их проблема, а наша, что нас поливают фекалиями, при том, не нашими. В Катыни немцы расстреляли основную массу людей. Не стоит идти на поводу фальсификаторов истории ради мелких, текущих, прагматичных интересов. Я понимаю, что капитализация "Газпрома" – великая вещь, но по сравнению с возможностью разрушения национальной идентичности эта вещь – незначительная.
Вопрос: В этой связи, если говорить о навязывании ложных идей, то не случится ли так, что, проводя модернизацию, мы попадемся на американский крючок и получим "перестройку-2"?
Михаил Делягин: Если у вас слабый иммунитет и, например, если вы СПИДом больны, то любой, кто нас вас чихнул, может стать вашим убийцей. Если у вас иммунитет нормальный, то вы можете быть в эпидемии опасной болезни, и ничего с вами не случится. Здесь дело не в американцах, здесь дело в нас. Нас всегда будут виноватить, пока мы существуем. Это нормально, это конкуренция. Современная конкуренция ведется не танками, а программами новостей и дискуссиями культурологов. Это нормально.
Вопрос: Насколько у нас сильный иммунитет для того, чтобы вести модернизацию в современных условиях?
Михаил Делягин: Иммунитет слабенький, но придется наращивать, заниматься физкультурой.
|