Газета "Наш Мир" br> Газета "Наш Мир"
Иногда делаешь все вроде бы правильно, а душа не на месте. У меня так
бывает всякий раз, когда иду вдоль шеренги помятых личностей,
выпрашивающих на подходах к храму денежку "во славу Божию". Или когда в
метро вижу очередную печальную женщину с картонкой в руках: "Помогите
Христа ради! Умирает сын-дочь-внук-муж". Или когда поддатый инвалид в
армейской форме пристает к водителям, пока машины стоят в пробке у
железнодорожного переезда....
Ведь сто раз уже, наверное, видел по телевизору репортажи о подобных
способах "разводки на жалость". И в глубине души склонен считать, что
так оно все и есть: денежку, полученную возле храма "во славу Божию",
помятые личности тут же потратят на горячительные напитки, у женщины из
метро никто не умирает, а пьяный инвалид – наемник мафии. Все так.
Только вот душа... Как-то она все же беспокоится, если прохожу мимо
таких "неправильных" нищих, ничего не подав. Неуютно ей тогда бывает,
душе. Мается она потом. Будто спрашивает, мол, что ж ты, христианин?
Тебе ведь ясно заповедано: просящему – дай. А ты чего?
А я ей тут же в ответ слова Василия Великого: ...нужна опытность,
чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И
кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу и от Него получит
награду; а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который
докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своей нищетою.
Вот так. Поспорь, душа, со святителем! А если мало этих слов – добавлю
еще и из Дидахе: ...пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде
чем ты узнаешь, кому даешь. И в придачу укажу еще на Иоанна
Кронштадтского, который очень любил эту цитату и часто упоминал ее.
Короче, неоспоримо и авторитетно докажу своей душе, что подавать
милостыню невесть кому – дело душевредное и богопротивное. Вроде бы и
докажу, и объясню, и на Отцов сошлюсь... а только мимо все. Она, глупая,
все равно чего-то болит, тревожится. И никакие авторитеты ей тут не
указ...
Мое отношение к нищим формировалось достаточно долго, под
впечатлением ряда наблюдений, встреч и знакомств с людьми этого круга. О
некоторых из них я хотел бы вкратце рассказать.
После пожара
Смотреть на это было страшно. По грязноватому весеннему снегу
разметались цветастым пунктиром одежки моих детей. Я шел вдоль обочины и
почти машинально подбирал желтую Антошкину курточку, синие штанишки
Никиты, свитер, связанный для Глеба бабушкой Олей... А потом растерянно
стоял на дороге с охапкой мокрой испачканной детской одежды. И не
понимал, что нужно делать дальше...
За пару дней до этого к нам постучалась женщина с печальными глазами.
Горьким был ее рассказ. Сгорел в деревне дом. С двумя маленькими детьми
она осталась в одночасье без крыши над головой, без вещей, без денег.
На первое время их приютили соседи. Мужа нет, родственников тоже. Как
жить дальше, не знает. А пока – ходит вот, побирается Христа ради.
На дворе стоял девяносто восьмой год. В каком-то смысле мы тоже были
тогда бездомными – с тремя детьми ютились в очередном съемном жилье без
удобств. Как тут не помочь чужой беде? Только вот помогать-то особо было
нечем. Сами едва сводили концы с концами. Ну, что делать: собрала жена
немножко продуктов, дала немножко денег, извинилась, что больше нечем
поделиться. Женщина поблагодарила. А потом спросила, нет ли у нас
какой-нибудь одежды для ее детей. Эх, как же мы обрадовались, что хотя
бы здесь можем помочь! Уж чего-чего, а этого добра у нас было в
достатке. Долго выбирали все самое подходящее, чтоб по сезону, по
размерам. Набрали два здоровенных пакета. Женщина была очень довольна,
на прощанье желала нам здоровья и всех благ.
...А теперь я стоял на грязном проселке, держал в руках эти вещички и
не знал, как с ними поступить. На душе было тягостно, словно бы теперь
уже мой дом сгорел, а курточки, штанишки и кофты – это все, что
уцелело на пожаре. Глупо, конечно... Однако бросить на дороге я их так и
не смог. Притащил домой. И тайком, чтобы не огорчать жену, спрятал в
сарае.
Прошло три месяца. Однажды захожу во двор и вижу: жена отстирывает в
корыте эти самые дареные погорельцам детские вещи.
– Что, – говорю, – нашла "заначку"?
– Ага, – жена шмыгнула носом. – Я их еще тогда, на дороге
видела. Только не стала тебе говорить, чтобы не расстраивать. А
подобрать не догадалась.
Помолчала и добавила тихо:
– Там еще и продукты были раскиданы...
Думали мы, думали, что же это с нами приключилось, но так и не пришли
ни к чему в своих думках. Просто перестирали все, да и отдали
мальчишкам дальше донашивать.
Двое в поезде
В моей жизни был случай, когда я не подал нищим ничего. Вернее,
бывало-то их гораздо больше. Но именно этот врезался в память
по-особенному.
Рассуждая о нищих, мы обычно подразумеваем под этим словом некий
обобщенный типаж человека, который пусть и по-своему, но как-то все же
устроился в жизни. На ум сразу приходят члены полукриминальных
сообществ, талантливые симулянты-одиночки или обычные тунеядцы,
принципиально не желающие добывать хлеб насущный честным трудом. Однако
за этими, самыми броскими и распространенными вариантами нищенства
существует еще один его пласт. Мы крайне мало знаем о нем, потому что в
своей обыденной жизни практически не пересекаемся с его представителями.
Но если это все же происходит, такие встречи запоминаются на всю жизнь.
В тот день я ехал на пригородной электричке домой. Пригревало
апрельское солнце. Молодой зеленью светились за окном деревья. На душе
было хорошо, как это бывает лишь весной в такие вот погожие деньки. И
тут в вагон вошли двое. Назвать их мужчиной и женщиной можно было лишь
потому, что так уж принято называть разнополых особей людского рода.
Человеческий облик едва угадывался в них за какой-то совершенно
невероятной ветошью, составлявшей их одежду. Ничего подобного я не видал
на живых людях ни до, ни после. Засаленные, полуистлевшие, грязные до
полной потери цвета мерзкие тряпки, когда-то бывшие кофтой, брюками,
пиджаком...
И лица у них были под стать одеянию: одутловатые, заплывшие, не
красные даже, а какие-то бурые. Мужчина был безглазым. Веки над пустыми
глазницами свисали у него до середины щек, как у гоголевского Вия. По
черному от грязи воротнику бродили крупные вши. Женщина-поводырь шла
впереди него по вагону с помятой консервной банкой в руке. Слепой
держался сзади за резинку ее рейтуз. Но окончательно вогнал меня в
ступор даже не вид их, а запах. Вернее – чудовищная, непередаваемая
словами вонь. Чем от них несло – аммиаком, гнилью, прелью,
разлагающимся человеческим телом – Бог весть как это все еще можно
назвать. Они медленно шли мимо меня, не произнося ни слова. А я смотрел и
смотрел на них, цепенея от увиденного. Даже в голову мне раньше не
приходило, что люди могут дойти до такого края. Наивно думалось, что у
нищеты бывают какие-то пределы...
Нищие вышли в тамбур и направились в следующий вагон. Оторопевшие
пассажиры пришли в себя и дружно бросились открывать окна. Зазвучали со
всех сторон возмущенные вариации на тему: "Как можно позволять вонючим
бомжам заходить в электрички!"
А я думал о том, что перед такой огромной чужой бедой человек
попросту бессилен. Да, тогда я растерялся. И не бросил в их жалкую
баночку ни копейки. Но даже если бы я отдал все, что у меня было с собой
– деньги, одежду, сумку с книгами, – все равно это ничего не
изменило бы в их страшной жизни. Это и жизнью-то назвать язык не
поворачивается.
Наташа
Впервые она появилась у нас в доме с огромным животом и маленьким
хмурым мальчиком, вцепившимся в ее подол. Молодая изможденная женщина на
последних сроках беременности просила подаяния. Рассказала свою
нехитрую историю: детдомовка, вышла замуж, жили в Грозном. Началась
война, муж погиб. Его родственники от нее отказались. Осталась одна с
ребенком, да еще и беременная. Дело происходило в самый разгар первой
чеченской кампании. Я лично знал в нашем краю пару-тройку людей с
подобными судьбами. Сорванные войной с родных мест, без жилья, без
средств к существованию, они находили себе приют в российской глубинке –
благо, брошенных домов в пустеющих деревнях хватало на всех...
Наташу поселили в недостроенном общежитии местного ПТУ, в комнате без
отопления. Для летнего сезона жилище вполне подходящее. О том же, что
будет зимой, она старалась не думать. Мы помогали ей, чем могли, –
деньгами, едой, вещами. Через несколько недель Наташа родила еще одного
мальчика и перебралась в соседний райцентр, где власти нашли ей более
подходящее жилье. Но нас она время от времени навещала, поскольку
кормилась, как и прежде, нищенством. Детские пособия были тогда совсем
мизерными, а получить работу в ее положении было практически нереально.
Правда, позже она дважды пыталась устроиться уборщицей – сначала в
школе, потом в Доме культуры. Но дети постоянно хворали, приходилось
отпрашиваться, брать больничные... А тут, в придачу ко всем бедам, у нее
самой открылась язвенная болезнь. Ну кому нужна такая уборщица? Короче,
работать не получилось. Теперь, уже с двумя детьми в вечно ломающейся
коляске, она ходила от дома к дому, надеясь лишь на людское милосердие. У
нас она иногда останавливалась отдохнуть часок-другой. Ела очень мало.
Худая, с черными полукружьями под глазами, вечно уставшая до
полусмерти. К нам в Жиздру она приезжала побираться не от хорошей жизни
– в соседнем райцентре народ был куда жестче. Случалось, в подъездах
тамошних "хрущевок" ее избивали и даже спускали с лестницы. Местная
шпана несколько раз отбирала у нее собранные с таким риском крохи. У нас
же она в каждый приезд обходила несколько домов, где ее давно знали.
Появлялась нечасто – раз в две-три недели. Если Наташи долго не было,
мы с женой начинали волноваться: уж не случилось ли чего? Знакомство
наше продолжалось несколько лет.
Однажды я разговорился с женой нашего священника, которая тоже все
это время помогала Наташе. И не сразу смог осмыслить услышанное. Дело в
том, что матушке она рассказывала о себе совсем другую историю. Не помню
всех подробностей, но в этом варианте Наташиных злоключений никакой
Чечни не было и в помине. Зато детей у нее оказалось уже не двое, а...
пятеро! И прописана она была в Овсороке – деревне, где еще с
послевоенных времен обосновался цыганский табор. Все это матушка своими
глазами прочла в ее паспорте, который Наташа сама показывала. А
приходские всезнающие бабульки говорили еще более интересные вещи: будто
живет она там преспокойно с мужем-цыганом. А к нам ездит, потому что
таков национальный обычай – цыганская жена должна промышлять либо
гаданием, либо попрошайничеством. Вот ведь какая версия: хочешь –
верь, хочешь – нет... Я – не хотел. Потому что лично знал Наташу не
один год и верил своим глазам больше, чем досужим россказням. Ну не
укладывалось у меня такое в голове, и все тут!
А закончилась эта история следующим образом. Однажды поехали мы с
женой за какой-то надобностью в тот самый соседний райцентр. Влезли в
битком набитый автобус. К середине пути в салоне стало попросторней. Мы
перебрались на заднюю площадку, где освободились места. И увидели прямо
перед собой... Наташу. С пятью детьми. И с коренастым цыганом в обнимку.
Она сразу же сделала вид, будто не замечает нас. Мы тоже старались не
смотреть в ее сторону. Это стоило нам всем значительных усилий,
поскольку сидели мы в двух шагах напротив друг друга. Вскоре они сошли у
какой-то придорожной деревушки. С тех пор Наташу я больше не встречал.
Два смысла милостыни
Ни в коем случае не оспаривая чьей-либо точки зрения, сразу хочу
сказать: я стараюсь по мере сил подавать каждому, кто ко мне обращается
(за исключением, разве что, откровенно пьяных). Мне кажется, что за
всеми этими спорами и обсуждениями на тему "кому дать, кому не дать" мы
незаметно ушли в сторону от христианского понимания милостыни и теперь
рассматриваем ее лишь как социальное понятие. А ведь это далеко не одно
и то же.
В христианстве мы призваны делами милосердия исправлять самих себя;
учиться любить ближнего не на словах, а на деле; милостыней лечить свою
душу. Казалось бы, очевидная мысль. Но сегодня мы почему-то куда более
озабочены совсем другими проблемами: как потратит нищий полученные от
нас деньги? Не напьется ли на них? Не согрешит ли с их помощью? А может
быть, он и вовсе подпольный миллионер и аферист?
И здесь нам неизбежно приходится делать вывод: подавляющее
большинство сегодняшних нищих – "неправильные". То есть – не
соответствующие нашим высоким требованиям к настоящему, добросовестному
нищему, которому мы могли бы вручить милостыню с твердой уверенностью в
том, что он потратит ее исключительно на благое дело. Пытаясь угадать,
как просящий распорядится полученными деньгами, мы, по сути, выносим ему
приговор. То есть уже загодя считаем его мошенником, пьяницей,
тунеядцем и т. д. И самое главное – понимаем вдруг, что не любим этого
человека. А значит, денег ему не дадим.
Вот это я и называю социальным подходом, когда "хорошим" нищим мы
даем милостыню, "плохим" – нет. А ведь и в евангельские времена нищие
едва ли были более нравственным народом, чем теперь. Однако Христос ясно
и недвусмысленно сказал: просящему – дай. Любому. Каждому, кто к тебе
обратится. И вовсе не потому, что он достоин подаяния, а совсем по
другой причине: каким бы он ни был плохим и нечестным, мы все равно
призваны отнестись к нему с любовью. Иначе и сами отпадем от Любви
Божьей. Вот чего нужно действительно бояться, а не гадать – жулик этот
несчастный или нет.
Однажды я столкнулся в магазине с нищенкой, покупавшей пиво на только
что выпрошенные у меня деньги. Сперва, конечно, возмутился. А потом
подумал: ну а что, разве я сам никогда не покупал себе пивка в охотку?
Какая разница-то? Вот, Господь посылает мне деньги, и я трачу их по
своему усмотрению. В том числе и на пиво. И нищенке Господь тоже послал
деньги, на этот раз – через меня. И она точно так же свободна
распоряжаться ими. Так что же тогда меня возмущает в ее выборе, за
который я себя, кстати, никогда не осуждал?
А возмущает меня следующее: когда я понимаю, что побирушка может за
день насобирать в большом городе денег больше, чем я сам за этот же день
зарабатываю, то подавать милостыню как-то уже и не хочется. Ну не
хочется мне, чтобы тот, кому я помогаю, жил лучше, чем я! Вот если
гарантировано, что его условия жизни хуже моих, тогда подам без проблем.
Только где ж ее взять, такую гарантию? Справку о доходах у нищих
спрашивать? Или частного детектива нанимать, чтоб проследил, как они
расходуют полученные от меня средства?
Такие вот мысли... Горькие и гадкие, если честно.
Запотевшая денежка
Есть такой святой – Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский.
Однажды его слуги заметили в толпе нищих несколько хорошо одетых девиц,
также просивших подаяния. На вопрос слуг, подавать ли милостыню и им
тоже, он ответил: "Если вы действительно рабы Христовы, то подавайте
так, как Христос повелел, не взирая на лица и не расспрашивая о жизни
тех, кому даете". И ведь это сказал не кто-то, а святой, вошедший в
историю Церкви под именем Милостивого. То есть – осуществившего
добродетель милостыни так, как она должна быть осуществлена и всеми
нами. Ну как же мне с ним спорить? И на каком основании?
Я стараюсь каждому обратившемуся дать хотя бы что-нибудь. Не надеясь
особо изменить его жизнь к лучшему – ну что там изменит моя десятка? –
а просто для того, чтобы самому остаться человеком и не смотреть на
несчастного опустившегося бродягу как на никчемный отброс. В дневниках
Тараса Шевченко есть страшная запись: "Шел я в декабре по набережной.
Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку.
Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу – плеск воды. Возвращаюсь
бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались,
пристава зовут... С того дня я всегда подаю любому нищему. А вдруг,
думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости..."
Я не знаю, почему обратившийся ко мне с просьбой человек оказался в
бедственном положении. Не знаю, что им движет. Ничего о нем не знаю,
кроме того, что сам он о себе рассказал. И не дай мне Бог в таких
случаях принять настоящую людскую беду за ловкое мошенничество. Уж лучше
я еще сто раз ошибусь в другую сторону, чем хотя бы однажды окажусь
мерилом жестокости для подлинно бедствующего.
Никакие святоотеческие цитаты не смогут меня в этом разубедить.
Конечно, фраза из Дидахе о запотевшей в руке милостыне – очень сильный
аргумент. Но только в том случае, если она цитируется вне контекста.
Потому что строкой выше там же, в первой главе Дидахе, написано: Всякому
просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы всем
было раздаваемо от даров каждого. Блажен дающий по заповеди, ибо он
неповинен. Горе тому, кто берет! Ибо если он берет, имея в том нужду, то
он неповинен; а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что он взял...
И цитата из Василия Великого, несмотря на всю свою убедительность, в
данном случае не работает, поскольку речь в ней идет о совершенно иной
ситуации. Приведенные мною в начале статьи слова святителя взяты из
наставления человеку, который решил раздать все свое имущество без
остатка. К нему-то обращаясь, и пишет Василий Великий: ...не на себя
должно брать раздаяние имения, но поручить тому, на кого возложено
распоряжаться делами бедных. ...Ибо нужна опытность, чтобы различить
истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. Остается лишь
удивляться, с какой легкостью и постоянством искажается смысл этих слов в
многочисленных публикациях, где они приводятся в качестве
доказательства прямо противоположной мысли. Василий Великий призывает
собеседника не заниматься благотворительностью лично, по причине
отсутствия опыта. У нас же сегодня эта фраза часто воспринимается едва
ли не как требование ко всем и каждому руководствоваться такой
опытностью. Но ведь нет ее почти ни у кого, за редчайшим исключением. И у
меня тоже нет.
А вот нищие вокруг – есть. И время от времени обращаются ко мне с
просьбой о милостыне. Плохие, обманщики, воры, пьяницы – Бог весть,
кто они там такие. И что мне с ними делать? Да, Иоанн Кронштадтский
любил повторять слова о запотевшей в руке милостыне. Но ведь как же он и
благотворил при этом! Сколько раз жена корила кронштадтского пастыря за
то, что он возвращался вечером домой без сапог, подарив их на улице
очередному босяку! Вот бы в чем равняться на Праведника. Иначе
получается, что милостыня у меня в руке потеет, а сапоги-то на месте...
Жизнь наша не такая уж и долгая. Как мы ее ни проживем – в нищете
ли, в богатстве – все равно через какое-то время она закончится. И
единственный ее результат для всех будет лишь в одном: научились ли мы
любить другого человека? Научились ли видеть сквозь все его недостатки
образ Божий?
Да, мне трудно с любовью отнестись к нищему. А ему трудно с любовью
отнестись ко мне. И купюра в кружку не изменит чужой жизни. Но с моей
стороны она может стать делом любви, а нищему поможет смотреть на меня
хотя бы без неприязни.
Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в
руках твоих, прежде чем узнаешь, кому даешь. Хорошие и правильные слова.
Вот только к себе я их примерить никак не могу. Потому что боюсь так и
остаться с сопревшей в кулаке денежкой, для которой не нашлось
"достойного" нищего.
|