Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Для многих компаний кризис стал проверкой на прочность. Но одни выжили и даже потеснили конкурентов, сменив стратегию и сократив расходы, а другие выжили за счет щедрых государственных заказов. С помощью интернет-ресурса Института современного развития Forbes нашел пять крупнейших казенных контрактов с конца 2008-го по 2009 год. Все они оказались направленными на поддержку крупных строительных и инфраструктурных проектов. Почти каждый из этих проектов был втянут если не в скандал, то в неприятности. Одна из пяти компаний-победителей конкурсов на самый сладкий госзаказ принадлежит возглавлявшему в 2008 году российский список Forbes Олегу Дерипаске.
ЗАО «Мосстроймеханизация-5» (МСМ-5)
33,6 млрд рублей — Застройка микрорайона «Кузнечики» в городе Подольске Московской области
Дата заключения контракта — 22 июня 2009
Дата запланированного исполнения контракта — июнь 2011
Заказчик — в/ч 71361 (Главное управление государственного заказчика капитального строительства Минобороны)
Поставщик — ЗАО «Мосстроймеханизация-5» (МСМ-5)
График освоения средств:
2009 – 4,9 млрд
2010 – 20 млрд
2011 – 4,9 млрд
В аукционе по выбору генподрядчика на застройку поселка «Кузнечики» (75 домов, площадь почти 1 млн кв. м, стартовая цена контракта — 33,85 млрд руб.) участвовали «Главстрой» Олега Дерипаски, ГВСУ «Центр» и МСМ-5. Конкурс выиграла МСМ-5, предложившая самую низкую цену. Впрочем, другие участники аукциона тоже внакладе не остались: и «Главстрой», и ГВСУ «Центр» наняты субподрядчиками в этот проект.
Согласно контракту, первая очередь микрорайона должна быть сдана в эксплуатацию в июле, однако, как признаются в областной администрации, «проект развивается не так гладко, как хотелось бы»: проектная документация на строительство школ и садов только разрабатывается. На проектирование и строительство социальных объектов требуется более 8,5 млрд рублей, а инженерная инфраструктура предположительно обойдется более чем в 3,8 млрд рублей. Из федерального бюджета перечислено чуть более 6,5 млрд рублей, и часть средств, около 3,5 млрд рублей, область изыскала сама. Очевидно, что обещание премьера Путина окончательно закрыть потребности военнослужащих в 2010 году, выполнено не будет.
ОАО «УСК Мост»
32,5 млрд рублей — строительство моста на остров Русский через пролив Босфор Восточный во Владивостоке
Дата заключения контракта — 11 сентября 2008
Дата запланированного исполнения контракта — 31 марта 2012
Заказчик — ФГУ «Дирекция по строительству объектов дорожного хозяйства г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе Федерального дорожного агентства»
Поставщик — ОАО «УСК Мост»
График освоения средств:
2008 – 4,09 млрд
2009 – 11,78 млрд
2010 – 9,38 млрд
2011 – 6,52 млрд
2012 – 0,48 млрд
Мост через пролив Босфор Восточный соединит Владивосток и остров Русский, который должен стать центром проведения саммита организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Это третий проект моста, построить который собирались с первой половины XX века. В отсутствие моста горожане добираются на остров по паромной переправе.
Высокую стоимость проекта руководители ФГУ и «УСК Мост» объясняют его уникальностью: его средний пролет составляет рекордные в мировой практике 1104 м, его пилон самый высокий — 320 м, а ванты самые длинные — до 580 м. Кроме того, уверяют они, строится мост в гораздо более сложных условиях и в более сжатые сроки, чем заграничные аналоги.
Это и стало причиной, объясняли в «УСК Мост», что они получили подряд без тендера.
Кроме моста через Босфор Восточный ведется строительство моста на остров через бухту Золотой Рог. Он свяжет город, остров и федеральную автомобильную дорогу М-60 «Уссури» Хабаровск — Владивосток с островом Русский. Стоимость обоих мостов при суммарной длине около 3 км превысит $2 млрд. В Китае за ту же сумму был построен вдесятеро более длинный мост через залив Ханчжоувань (35,6 км), а во Франции мост такой же длины обошелся в €394 млн.
ОАО «Тоннельный отряд №44» (ТО-44)
22,5 млрд рублей — Строительство центральной автомагистрали города Сочи «Дублер Курортного проспекта» (от 172-го км федеральной автодороги М-27 Джубга — Сочи до начала обхода города Сочи ПК 0 с реконструкцией участка автомобильной дороги от улицы Земляничная до Курортного проспекта)
Дата заключения контракта — 12 октября 2009
Дата запланированного исполнения контракта — декабрь 2011
Заказчик — ФГУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства»
Поставщик — ОАО «Тоннельный отряд №44» (ТО-44)
График освоения средств:
2009 – 2,9 млрд
2010 – 8,3 млрд
2011 – 11,3 млрд
Вокруг проекта строительства первого этапа дублера Курортного проспекта — ключевой магистрали олимпийского Сочи — с самого начала разгорелись неспортивные страсти. Первая попытка выбрать генподрядчика по проекту не удалась: процедура вскрытия конвертов была в июне прошлого года отменена. Тогда в конкурсе участвовали: питерское ООО «Флора», ООО «Тоннельдорстрой» (Сочи), ОАО по строительству метрополитена в Санкт-Петербурге «Метрострой» и ТО-44, входящий в «Трансстрой» Олега Дерипаски. Заявку ТО-44 тогда отклонили, так как в конверте компании оказалось три конкурсных предложения вместо одного. В сентябре заявки подали две компании — ТО-44 и омское НПО «Мостовик», заявка которого оказалась дороже. «Мостовик», один из крупнейших генподрядчиков в Сибири, также не остался в стороне от олимпийских проектов: он строит большую ледовую арену для хоккея с шайбой на 12 000 мест (8,49 млрд рублей).
Тем временем заказчик строительства ДСД «Черноморье» оценил полную стоимость дороги-дублера. По подсчетам директора компании Владимира Кужеля, с учетом компенсационных выплат на переселение людей, по жилью которых пройдет дублер, его стоимость превысит 100 млрд рублей.
Протяженность трассы составит 16 км с девятью тоннелями и 13 мостами. По оценке гендиректора петербургского института «Стройпроект» Алексея Журбина, «подобные проекты в нашей стране раньше не реализовывались, по чередованию тоннелей и эстакад дублер подобен автомагистралям Италии и Швейцарии».
ООО «Мортон-РСО»
17 млрд рублей — Разработка рабочей документации с полным комплексом согласований и строительство жилых домов под ключ с внутриквартальными инженерными сетями и благоустройством (г. Балашиха, Московская область)
Дата заключения контракта — 19 июня 2009
Дата запланированного исполнения контракта — июнь 2011
Заказчик — в/ч 71361 (Главное управление государственного заказчика капитального строительства Минобороны)
Поставщик — ООО «Мортон-РСО»
Подмосковная компания «Мортон-РСО» выиграла в прошлом году конкурс Минобороны на застройку второй по величине площадки в Балашихе (24 дома, около 0,5 млн кв. м) и тут же заключила контракт с ЗАО «Мосстройреконструкция» (предприятие Группы ЛСР) о совместной реализации проекта, поделившись частью контракта на 3,9 млрд рублей. «Мосстройреконструкция» построит жилой квартал из шести жилых домов от 14 до 17 этажей общей площадью 140 000 кв. м. Для ЛСР это не первый военный контракт: до этого принадлежащий группе ДСК «Блок» выиграл аукцион Министерства обороны на строительство 49 жилых домов в Осиновой Роще под Петербургом на 11 млрд рублей.
Проект «Мортон-РСО», как и у МСМ-5 «Главстроя», отстает от графика. В областной администрации сетуют, что «по микрорайону 30 в Балашихе завершено проектирование школ и детских садов, а медцентр находится в проектной стадии». Для проектирования и строительства социальных объектов в балашихинском проекте требуется еще около 3,3 млрд рублей, а на инженерную инфраструктуру — 2,7 млрд рублей.
ОАО «Донаэродорстрой»
10 млрд рублей — Выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги М-4 «Дон» — от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке 599 км — 633 км в Воронежской области.
Дата заключения контракта — 7 августа 2009
Дата запланированного исполнения контракта — декабрь 2012
Заказчик — ДСД «Центр»
Поставщик — ОАО «Донаэродорстрой»
График освоения средств:
2009 – 0,5 млрд
2010 – 3,9 млрд
2011 – 3,9 млрд
2012 – 1,8 млрд
Победа фирмы «Донаэродорстрой», управляющей компании группы строительных компаний (ГСК) «Дон», не обошлась без скандала. Гендиректор ООО «Павловскгранит-Дорстрой» Максим Пилюгин пожаловался в администрацию президента и Генпрокуратуру на то, что организатор конкурса ДСД «Центр» признал победителями четырех конкурсов по реконструкции автодороги М4 «Дон» (общая стоимость более 17,5 млрд руб.) компании, аффилированные с замглавы этой структуры Алексеем Борисовым. Один из конкурсов, на 2,7 млрд рублей, выиграло ООО «Дорога», учрежденное отцом чиновника, а три других — как раз «Донаэродорстрой», которая накануне конкурсов выкупила у структур его доли в совместных активах.
Материалы были переданы в ФАС. После нескольких месяцев рассмотрения жалобы служба не нашла нарушений в действиях чиновника.