Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
В то время как в Европе потребители все больше беспокоятся о
долговых проблемах региона и затянувшимся выходом из кризиса, в Азии
уровень потребительского доверия быстро растет. Кроме того, медленный,
но уверенный рост демонстрируют США.
Уровень
потребительского доверия – важный экономический показатель. Он отражает
настроения в обществе и является индикатором экономической ситуации. По
данным исследования Nielsen, глобальный индекс потребительского доверия
во втором квартале повысился всего на один пункт. Это произошло, главным
образом, благодаря росту на быстроразвивающихся рынках Азии. Кроме
того, медленный, но уверенный рост демонстрируют потребители США. В то
же время в Европе усиливается потребителей по поводу углубившегося
долгового кризиса, подорвавшего потребительское доверие в Испании,
Италии и Франции. Индекс потребительского доверия рассчитывается на
основе доверия потребителей к рынку труда, состояния их личных финансов и
готовности тратить деньги.
В последней волне опроса
потребительское доверие снизилось в 9 из 24 европейских стран. Среди
неевропейских стран, где был зафиксирован квартальный спад доверия
потребителей, можно назвать лишь Австралию, Таиланд, Объединенные
Арабские Эмираты, Тайвань, Бразилию и Египет.
«Несмотря на то,
что мировая экономика находится в лучшей форме, чем это было 9 месяцев
назад (рост в 7 индексных пунктов по сравнению с третьим кварталом 2009
г.), продолжающийся долговой кризис в Европе стал основным тормозом на
пути оживления мировой экономики, которое ожидалось в этом году», -
уверен доктор Венкатеш Бала, главный экономист Cambridge Group.
В
западных странах люди осознали, что для восстановления экономики может
потребоваться больше времени, чем ожидалось. «В условиях нынешних темпов
роста - от слабого до умеренного, для бизнеса существует определенный
риск дефляционного давления, и необходимо самым тщательным образом
подойти к формированию политики ценообразования при более эффективном
использовании медиа-каналов взаимодействия с потребителем, инноваций и
маркетинговых программ в местах продаж», - отмечает эксперт.
В
США потребительские расходы будут оставаться неустойчивыми, пока рынок
труда не начнет демонстрировать признаки явного улучшения. «В США
потребители по-прежнему сосредоточены на восстановлении семейных
бюджетов - 45 процентов американцев направляют все свободные доходы
(оставшиеся после покупки предметов первой необходимости и оплаты
коммунальных расходов) на сбережения и погашение долгов (37 процентов)»,
- говорит вице-президент подразделения Global Consumer Insights Джеймс
Руссо.
Во всем мире 58 процентов респондентов (столько же,
сколько в предыдущем квартале) сказали, что они все еще находятся в
рецессии. При этом увеличивается разница в восприятии экономического
восстановления между развитыми и развивающимися рынками. Так, в
Азиатско-Тихоокеанском регионе на рецессию пожаловались лишь 39%, а в
Латинской Америке – 51%. При этом в Северной Америке такой ответ дали
84% опрошенных, а в Европе – 76% респондентов. Интересно, что в США
каждый четвертый из тех, кто чувствует себя в состоянии рецессии (24%),
считает, что она продлится более года. В целом по миру 21% пессимистов
говорят, что рецессия закончится через год.
Самый большой
оптимизм во втором квартале 2010 года продемонстрировали жители Индии
(129 индексных пунктов), Индонезии и Вьетнама (по 119 пунктов). При этом
потребительское доверие в Испании упало на 10 индексных пунктов до
исторического минимума в 69 индексных пунктов (с 79 пунктов,
зафиксированных в 1 квартале этого года).
На региональном уровне,
доверие потребителей повысилось на 3 пункта в Латинской Америке, на 2
пункта в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Северной Америке, и на 1 пункт
в Европе. Латинская Америка возглавила региональные рейтинги
потребительского доверия, показав уровень в 102 индексных пункта. За ней
следует Азиатско-Тихоокеанский регион (101 индексный пункт), а также
Ближний Восток, Африка и Пакистан (БВАП) с 89 индексными пунктами. В
Северной Америке доверие потребителей достигло уровня в 88 индексных
пунктов. Европа оказалась позади – это регион с самым низким уровнем
доверия потребителей (79 индексных пунктов).
Однако, несмотря на
оптимизм азиатских потребителей, экономика региона находится под
воздействием некоторых рисков. «В Азии основные экономики сталкиваются
со сложностями в виде роста инфляции и снижения цен на активы. И хотя в
целом экономический рост в Китае, Индии и других странах Азии все еще
будет сильным, можно ожидать некоторого замедления по мере того, как
правительства и центральные банки будут ужесточать кредитно-денежную и
фискальную политику. Соответственно, компаниям следует проявлять больше
осторожности при распределении своих ресурсов в Азии», - предупреждает
доктор Бала.
Исследование Глобального Потребительского Доверия
компании Nielsen было проведено в период с 10 и 26 мая 2010 года, в нем
приняли участие более 27 тысяч потребителей из 48 стран
Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего
Востока и Северной Америки, которые отвечали на вопросы об уровне их
потребительского доверия и экономических перспективах. Индекс
потребительского доверия Nielsen разработан на основе доверия
потребителей к рынку труда, состояния их личных финансов и готовности
тратить деньги. Выборка была разбита по половозрастным квотам для каждой
страны на основе их пользователей Интернета и взвешена для достижения
репрезентативности Интернет потребителей, максимальная статистическая
погрешность не превышает ± 0,6%
|