Газета "Наш Мир" br> Газета
 «Наш
Мир»
 
 В Азии ждет транспортировки нефть из месторождения, по объемам 
запасов сравнимого с Мексиканским заливом.
  
  Атырау, 
Казахстан— Пока нефтяники продолжают дорогостоящее и рискованное бурение
 в Мексиканском заливе, здесь в Центральной Азии существует 
месторождение, которое в одиночку могло бы ежедневно поставлять на рынок
 две трети от тех объемов нефти, которые приносит Мексиканский залив, 
причем с меньшим риском для окружающей среды. 
   Однако сейчас, 
спустя 30 лет после того, как оно было открыто, это месторождение, 
получившее название «Тенгиз», по-прежнему работает лишь вполсилы. Виной 
этому не геология, а геополитика. 
  Проблемы с месторождением, 
основным оператором которого является американская компания Chevron, не 
связаны с самим процессом добычи нефти. У Каспийского моря, в поросшей 
кустарником пустыне западного Казахстана, успешно действуют более 100 
скважин.
  Проблема в том, чтобы доставить эту нефть на рынок. 
  Месторождение
 Тенгиз, одно из самых крупных в мире по объему разведанных запасов, 
связано с 935-мильным трубопроводом, ведущим к Черному морю, который 
российское правительство уже много лет отказывается расширять. На 
позицию русских не влияет даже то, что Chevron является акционером 
эксплуатирующего нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума 
(КТК), в котором заправляет Россия, и который 12 лет назад согласился 
расширить трубопровод, когда этого потребует спрос. 
  В результате
 сейчас вместо планировавшихся 600 000 баррелей в день, Chevron 
прокачивает через нефтепровод КТК к Черному морю – ближайшей точке 
доступа к международным морским путям - лишь около 420 000 баррелей 
нефти. Chevron пришлось также отказаться от дополнительных инвестиций в 
производство, которые позволили бы увеличить ежедневную добычу 
приблизительно до миллиона баррелей. (Для сравнения, дневная добыча в 
Мексиканском заливе составляет около 1,5 миллиона баррелей.) 
  Сейчас
 часть нефти с Тенгиза, которую невозможно перекачать по трубопроводу, 
перевозится посредством дорогостоящей транспортной цепочки – танкерами 
через Каспийское море и потом цистернами по железной дороге к Черному 
морю. Это превратило Chevron в крупнейшего железнодорожного перевозчика в
 Казахстане. 
  «Если бы мы добились своего, и все пошло хорошо, 
КТК бы расширили еще пять лет назад», - утверждает управляющий директор 
Chevron в Европе и Азии. 
  Однако решает не Chevron. Трубопровод 
контролирует Россия, и она отказывается его расширять, одновременно 
пытаясь привлечь инвесторов для проекта другого трубопровода и получить 
права на его прокладку. Речь идет о нефтепроводе для второй стадии 
транспортировки нефти от Тенгиза, который должен пройти по суше от 
Черного моря до Средиземного. 
  Таким образом, Россия хочет не 
только укрепить свой контроль над транспортировкой нефти в регионе, но и
 обойти турецкий пролив Босфор, служащий выходом из Черного моря, 
который уже достиг максимума пропускной способности для танкеров и 
считается потенциальным проблемным местом. Переговоры о строительстве 
этого трубопровода долгое время вел бывший президент и действующий 
премьер-министр России Владимир Путин, проявляющий глубокий личный 
интерес к евразийской энергетической политике. 
  Спор о расширении
 КТК напоминает о том, что если в Соединенных Штатах и в американских 
территориальных водах добыче нефти серьезно угрожают опасения по поводу 
экологии, мировая политика также может стать причиной деловых рисков в 
этой отрасли. 
  В первые годы после распада Советского Союза 
многие нефтяники надеялись, что Каспийский регион станет вторым 
Персидским заливом, который ослабит зависимость мира от ближневосточной 
нефти. Это должно было принести богатство ряду стран и компаний. 
  Однако,
 как считает Сванте Корнелл (Svante E. Cornell), директор по 
исследовательской работе Института Центральной Азии и Кавказа при 
факультете фундаментальных международных исследований Университета имени
 Джонса Хопкинса, Каспийский бассейн «успешно разрабатывается, но не 
соответствует завышенным ожиданиям». 
  «Частично проблемы связаны с
 нежеланием российского правительства расширять поставки нефти», - 
полагает г-н Корнелл. 
  Chevron – не единственная компания, 
сталкивающаяся с транспортными трудностями в Каспийском регионе. Поиски 
выхода на мировые рынки остаются серьезной головной болью для всех 
компаний, работающих в этом мрачном, закрытом нефтяном бассейне в 
Центральной Азии. 
  Консорциум с участием Exxon Mobil, Shell, 
ConocoPhillips, Total и Eni, разрабатывающий другое гигантское нефтяное 
месторождение на Каспии, до сих пор не договорился о приемлемом маршруте
 для экспорта. То же самое относится и к BP, также управляющей крупным 
месторождением в регионе. 
  По сравнению с ними, проблемы Chevron 
относительно невелики. «Тенгиз» - вполне продуктивный и прибыльный 
проект, хотя и приносит намного меньше нефти и денег, чем мог бы. 
Менеджеры Chevron также подчеркивают, что хотя железнодорожные перевозки
 обходятся дорого, в диверсификации транспортной системы есть свой 
смысл. 
  Chevron добилась доступа к месторождению в 1993 году, 
подписав с правительством Казахстана соглашение, согласно которому 
казахская государственная нефтяная компания получила пакет акций 
совместного предприятия, разрабатывающего «Тенгиз». (Кроме Chevron, 
которой принадлежат 50 процентов акций, в число его акционеров входят 
также Exxon Mobil и российская нефтяная компания «Лукойл».) 
  Несмотря
 на участие в консорциуме государственной нефтяной компании, казахское 
правительство периодически начинает выжимать из него дополнительные 
налоги и штрафы, чтобы поддержать государственный бюджет. Особенно такие
 попытки участились с начала рецессии. Только в этом месяце власти 
объявили о новом налоге на экспорт в размере 2,73 доллара на баррель, 
который обойдется Chevron и ее партнерам в 1,6 миллиона долларов в день.
 Правительство также заявило, что оно начало следствие по делу о 
незаконном бурении, которое может привести к огромным штрафам. 
Консорциум, между тем, отрицает, что он отклонялся от утвержденных 
государством планов. 
  В середине девяностых годов появился проект
 сухопутного трубопровода через территорию России к портовому 
Новороссийску на восточном берегу Черного моря. Оттуда нефть могла бы 
перевозиться танкерами либо в другие черноморские страны, либо через 
турецкий Босфор в Средиземное море, а оттуда в порты всего мира. 
  По
 договору 1998 года, российское правительство согласилось, что 
трубопровод будет строиться в две очереди. Пропускная способность первой
 очереди должна была составить 650 000 баррелей в сутки. Вторая очередь 
должна была повысить пропускную способность трубопровода более чем в два
 раза – до 1,4 миллиона баррелей в сутки, – «если прогнозы акционеров 
требуют развития дополнительных мощностей», сообщает информационная 
брошюра КТК. 
  Первая очередь была завершена в октябре 2001 года. 
Работа над второй очередью, в которой остро нуждаются Chevron и ее 
партнеры, до сих пор не началась. 
  Руководствуясь принятыми в 
1990-х годах планами в отношении трубопроводов, Chevron вкладывает сотни
 миллионов долларов в бурение и ввод в эксплуатацию новых скважин. Еще 
дороже ей обошлось строительство огромных нефтеперерабатывающих заводов,
 которые должны очищать нефть от смертельно ядовитого сероводорода, 
чтобы ее можно было продавать на мировом рынке. Сейчас запущены в строй 
шесть таких заводов. 
		
	  |