Газета «Наш Мир»
Центру социологических исследований
Московского университета представилась уникальная возможность сравнить
некоторые характеристики студентов университета, учившихся в начале прошлого
века и учащихся сегодня.
100 лет назад, в 1903-1904 гг.
академическом году среди студентов Московского университета было проведено
социологическое исследование. Это было единственное социологическое
исследование, проведенное в МГУ до революции.
Центр социологических исследований МГУ
попытался воспроизвести, насколько это было возможно, анкету того времени и с
ее помощью в 2003-2004 гг. провел репрезентативный опрос студентов
университета. Было опрошено около 800 человек.
Социальное происхождение студента
Московского университета
Изменения, произошедшие за сто лет в
структуре населения страны, естественным образом сказались на студенчестве.
|
1904
|
2004
|
Семья, в которой воспитывался студент, жила:
в большом городе
в селе, деревне
|
35%
19%
|
59%
4%
|
Имущественное положение семьи:
выше среднего
среднее
ниже среднего
|
13%
67%
20%
|
25%
64%
8%
|
Единственный ребенок в семье
|
10%
|
38%
|
Есть еще братья и сестры
|
90%
|
62%
|
Мать домохозяйка
|
78%
|
16%
|
Высшее образование у родителей:
отец
мать
|
26%
6%
|
83%
85%
|
Студент живет:
с родителями, родственниками
имеет собственную квартиру
снимает квартиру, комнату
в общежитии
|
27%
-
68%
5%
|
64%
6%
4%
24%
|
Русские по национальности
|
65%
|
87%
|
Родители современного студента МГУ имеют
возможность уделять больше времени и средств для его становления и развития,
чем родители начала ХХ столетия. Недаром, соответственно 65 и 44% прошлых
и нынешних студентов сказали, что их воспитанием занимались оба родителя.
Показательно, что телесные наказания испытали на себе 12% нынешних студентов и
треть их давних предшественников.
В формировании молодого человека заметно
изменилась роль не только семьи, но и школы. Она оказала влияние на
нравственное и эстетическое развитие 60% сегодняшних студентов и лишь 30%
студентов начала прошлого века. Это касается и сознательного выбора факультета.
Школа повлияла на выбор факультета примерно у 30% современных студентов МГУ. В
начале ХХ века это влияние испытали только 10% молодых людей, учившихся в
университете.
Досуг студентов и их привычки
В этом отношении студент меняется, но
остается студентом. Вот основные способы его свободного времяпрепровождения в
начале XX и XXI века:
N
|
1904
|
2004
|
1
|
Общение с товарищами
|
Компьютер
|
2
|
Чтение
|
Общение с товарищами
|
3
|
Театр
|
Чтение
|
4
|
Музеи, выставки
|
Музыка
|
5
|
Игра в карты
|
Кино, видеофильмы
|
Две трети (66%) современных студентов МГУ
занимаются спортом. Но и среди их предшественников спортсменов больше, чем
можно было ожидать, - 42%.
В 1903 году курил каждый второй (51%)
студент университета, сегодня таких лишь 28%. Вдвое уменьшилось и число тех,
кто, по их собственному признанию, курит много.
Интерес к спиртным напиткам остается
удивительно стабильным: их пили тогда и пьют сейчас 65% студентов. Правда, с 19
до 29% выросла доля тех, кто никогда не брал в рот спиртного. Изменились и
вкусы. Сто лет назад каждый третий (30%) студент предпочитал водку всем
остальным напиткам. Сегодня, любителей крепких напитков в два раза меньше
(15%).
Чтение
В детском возрасте сегодняшние студенты
читали примерно столько же, как и студенты начала ХХ века.
Много читали
|
1904
|
2004
|
В детском возрасте
|
58%
|
61%
|
В юношеском возрасте
|
70%
|
72%
|
Однако нынешние студенты в значительно
большей мере читали с разбором.
Читали с разбором
|
1904
|
2004
|
В детском возрасте
|
19%
|
62%
|
В юношеском возрасте
|
40%
|
82%
|
Такие различия можно во многом объяснить
той ролью, которую играли семья и школа в формировании отношения к чтению.
Современные студенты в два раза чаще, чем
их собратья, учившиеся 100 лет назад, говорят, что их чтением в детском
возрасте руководила семья и в три раза чаще, чем век назад, - что
школа.
Предпочтения в области чтения сегодня и
100 лет назад выглядят таким образом: до университета нынешние студенты
читали, прежде всего, беллетристику, интересовались естественными науками и
путешествиями и поэзией. 100 лет назад тоже зачитывались романами и
путешествиями, но на втором месте по предпочтениям тогда была поэзия: "Серебряный
век", как-никак.
Что, главным образом, читают в
университете?
|
1904
|
2004
|
Беллетристику
|
25%
|
22%
|
Поэзию
|
10%
|
4%
|
Из области естественных наук
|
18%
|
17%
|
Путешествия
|
|
4%
|
Публицистику
|
|
9%
|
Психологические сочинения
|
10%
|
19%
|
Философские сочинения
|
14%
|
1%
|
Социально-экономические сочинения
|
21%
|
6%
|
Богословские сочинения
|
1%
|
1%
|
Исследование проведено под руководством
зав. лабораторией изучения общественного мнения Центра социологических
исследований А.Т. Гаспаришвили