Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
На Западе взорвалась информационная бомба, начиненная вопиющей
неполиткорректностью по самый детонатор. Культовый голливудский
режиссер, сценарист и продюсер Оливер Стоун, обладатель трех «Оскаров»,
создатель одного из величайших в истории фильмов о вьетнамской войне
«Взвод» (1986) с Томом Беренджером, Чарли Шином и Уиллемом Дефо,
революционно-провокационных «Прирожденных убийц» (1994) с Вуди
Харрельсоном и Томми Ли Джонсом, а также ряда других знаменитых лент, в
интервью британской газете The Sunday Times сделал заявления, на фоне
которых недавнее скандальное выступление ветерана журналистского цеха
США 89-летней Хелен Томас с призывом к израильтянам уйти из Палестины
покажется сдержанной сентенцией. Стоун всегда слыл человеком прямым и
неукротимым, однако на сей раз он превзошел самого себя. Похоже,
допекли.
В интервью The Sunday Times режиссер сообщил, что
евреи, захватившие СМИ в Штатах, создали мощное лобби в Вашингтоне,
формируют произраильскую внешнюю политику США, заставляют американцев
концентрировать излишнее внимание на Холокосте, а ему, Стоуну, не
позволяют «поместить портрет Адольфа Гитлера в исторический контекст»
(имеется в виду документальный фильм Стоуна, посвященный фюреру и
истории XX века).
По словам мэтра, Гитлер был «чудовищем
Франкенштейна», и это означает, что имелся и сам доктор Франкенштейн, в
роли которого выступали «германские промышленные круги, многие
американцы и британцы». Что касается Холокоста, то Стоун, в частности,
заявил: «Гитлер причинил гораздо больше вреда русским, чем евреям, т.
к. убил 25–30 млн русских». В своем документальном фильме режиссер
намерен исправить все несправедливости, поместив Гитлера и Сталина в
верный контекст.
Для тех, кто на основании вышеприведенных
откровений «оскароносца» поспешит сделать вывод о том, что Стоун –
поганый антисемит, оголтелый англосаксонский фашист и недобитый
черносотенец американского пошиба, питающий патологическую ненависть ко
всему еврейскому, напомню, что режиссер – сам наполовину еврей (по
отцу). Мать Стоуна была француженкой-католичкой, и в знак компромисса
родители воспитывали юного Оливера в протестантских традициях.
Протестантство как компромисс между иудаизмом и католичеством –
конечно, презанятное соломоново решение, но это – личное дело семьи
Стоунов. Сегодня 63-летний режиссер считает себя буддистом. Так или
иначе, но, вне зависимости от происхождения и религиозных воззрений
Стоуна, обвинения в узколобом национальном экстремизме и религиозном
фанатизме ему не пришьешь, как бы этого кому ни хотелось. Все фильмы
режиссера, даже самые жесткие и внешне чернушные из них, предельно
честны и проникнуты духом наднационального и надконфессионального
гуманизма. Что, наряду с несомненным талантом, сделало Стоуну имя в
Голливуде и принесло ему всемирную славу.
Тем удивительнее слова
Стоуна о том, что сегодня ему не дают снять тот фильм, который он
хочет. Среди свободолюбивых, либерально настроенных граждан ведь
принято считать, что это только в беспросветно тоталитарных странах
вроде России государство и его клевреты из числа СМИ нагло вмешиваются в
творческий процесс, не дают художнику свободно самовыражаться,
навязывая ему, а заодно – и аудитории свою тоталитарную волю и
собственное понимание жизни. Но не в такой же цитадели демократии, как
США! И, тем более, не в случае с художником масштаба Оливера Стоуна. Ан
нет, как выясняется. Бывает и на демократическую старуху проруха. В
этой связи остается пожелать режиссеру стойкости и упорства, чего,
впрочем, у него и так всегда было в достатке.
Заявления Стоуна о
«захвате евреями СМИ в США» я оставлю без комментариев. Для того, чтобы
компетентно судить о том, так это или не так, недостаточно, на мой
взгляд, лишь перечислить имена американских «медиатитанов» еврейской
национальности – таких, как, к примеру, Роберт Айгер (глава The Walt
Disney Company, которой принадлежит, в частности, телекомпания АВС),
Лесли Мунвес (президент корпорации CBS), Джефф Цукер (президент NBC
Entertainment), Самнер Редстоун (глава конгломерата Viacom Inc.,
включающего в себя кабельные и спутниковые телевизионные сети), Артур
Окс Сульцбергер (издатель The New York Times), Джеральд М. Левин (бывший
глава конгломерата Time Warner Inc.), да в очередной раз
подискутировать на набившую оскомину тему: еврей ли главный медиамагнат
современности Руперт Мэрдок или нет? Для того, чтобы компетентно
судить о том, кто кого захватил и кто кем манипулирует в США, надо жить
в США. Более интересными и знаковыми в данной ситуации мне
представляются те слова Оливера Стоуна, которые напрямую касаются нас с
вами и нашей истории. Истории Великой Отечественной войны. Такой
вольный оборот, как «Гитлер убил 25–30 млн русских», конечно, коробит.
Словно речь идет не о человеческих жизнях, а о бюджете фильма – «25–30
млн». Коробит даже с учетом того, что обнародованные недавно
Министерством обороны России уточненные данные о людских потерях СССР в
Великой Отечественной войне – 26,6 млн погибших – вряд ли можно считать
окончательными. С другой стороны, столь ясное представление о той
цене, которую СССР заплатил ради победы над фашизмом, в высшей степени
похвально для гражданина США, где уже достаточно давно насаждаются мифы
о том, что это Америка выиграла войну, и лишний раз демонстрирует
принципиальность Стоуна и его стремление докопаться до правды и донести
ее до зрителя. Что, надеюсь, удастся ему и в его новом документальном
фильме. Который, надеюсь, ему удастся снять.
То, что всех
погибших в войну советских людей Стоун называет «русскими», понять
можно. Для многих американцев и вообще людей на Западе «русские» – это и
все жители бывшего СССР, и все жители нынешних постсоветских
государств. Не знают и не понимают они там, на Западе, что на той войне
плечом к плечу сражались русские, евреи, украинцы, грузины, татары и
представители других национальностей, потому что они были одним народом,
защищали одну страну и погибали за нее. Поэтому и все заявления
сегодняшних дешевых писак и политиканов с просторов СНГ о том, что
Украина-де не начинала ту войну, что Грузия воевала непонятно за что и
за кого, что молдаване – проигравшие в той войне и т. п., иначе как
паскудством и оскорблением своих соотечественников не назовешь.
Но
вернемся к Стоуну и его интервью, в частности, к словам о Холокосте и о
том, что Гитлер причинил русским гораздо больше вреда, чем евреям.
Безусловно, память обо всех жертвах фашизма священна в равной степени, и
«меряться потерями» здесь абсолютно неуместно. Но и преподносить
Холокост как главную трагедию Второй мировой войны неуместно в не
меньшей степени. С учетом того, что есть страна (пусть и распавшаяся 19
лет назад) и народ, чей Ну а заявления режиссера о том, что
американцы и британцы наряду с германскими промышленными кругами были
«доктором Франкенштейном», создавшим Гитлера, – это хороший ответ тем
западным деятелям, которые сегодня пытаются переписать историю,
возложить на Советский Союз вину за развязывание Второй мировой войны и
ее последствия, уравнять в правах подсудимого – фашистскую Германию – и
СССР. Помалкивая при этом и о масштабных поставках вооружений и
военных технологий из США в гитлеровскую Германию в довоенные годы, и
об активном содействии американских монополий развитию промышленности
фашистского государства, и о предоставлении американскими банками
выгодных кредитов гитлеровцам, и о политической поддержке Гитлера не
только со стороны фашистских организаций США, но и государственных
деятелей вроде председателя комиссии Сената по иностранным делам
Питтмэна, называвшего Гитлера «человеком мужества и усердия» и
«крестоносцем в борьбе против большевизма», и о Мюнхенском соглашении
1938 года, точно именуемом в просторечии «сговором», и о многом-многом
другом. Может, потому и помалкивают обо всем этом, суетливо марая одной
краской СССР и Третий рейх, что пытаются под шумок скрыть собственную
запачканную совесть и запачканные же руки, которые спустя многие годы
после окончания войны чище не стали? Однако очевидные вещи не скроешь,
как ни старайся, и заявление Оливера Стоуна – очередное тому
подтверждение.
|