Газета "Наш Мир" br> Среди множества долгоживущих животных известно лишь три вида, у самок которых наступает менопауза – это два вида дельфинов (косатки и короткоплавниковые гринды) и один вид приматов (люди). Почему такой странный набор и что объединяет нас с водными млекопитающими? Ответ кроется в особенностях социальной структуры. Менопауза наступает с прекращением функционирования яичников, выделения ими гормонов, остановкой менструаций – в общем, она означает конец способности производить потомство. Казалось бы, это противоречит эволюционным интересам вида – если самка еще достаточно здорова и сильна, хорошо бы ей успеть родить больше.
Чтобы как-то объяснить этот очевидный парадокс, была выдвинута «гипотеза бабушки». В ней высказана идея о том, что для рода человеческого выгоднее, если опытная женщина полностью отдает свои силы заботе о внуках, тем самым заботясь и о выживании собственных генов, переданных через детей. А вот очередные роды в этом возрасте, напротив, чреваты высокими шансами погибнуть и для нее, и для новых детей – и это в то время, когда предыдущие потомки так нуждаются в помощи старшего поколения.
Даже среди трех названных выше видов именно человек особенно предрасположен к менопаузе. Это, по мнению британских эволюционистов Руфуса Джонстона (Rufus Johnstone) и Майкла Кэнта (Michael Cant), уже позднее приобретение, связанное с сотнями тысячелетий жизни при общинно-родовом строе, когда женщины, выходя замуж, покидали родное племя и отправлялись к родственникам мужа. В таких условиях, замечают ученые, забота именно о собственном потомстве может диктоваться заботой о сохранности своих генов в этой новой среде. Но как быть с косатками и гриндами? У них же никакого родового строя нет? Или…
Сообщества этих морских животных устроены так, что спаривание чаще происходит между представителями разных стай, но после него и самка, и самец возвращаются «к своим». Эта социальная особенность, насколько нам известно, не встречается у других видов млекопитающих.
Эту модель репродуктивного поведения Джонстон и Кэнт оценили, создав компьютерную модель вытекающей из нее популяционной динамики и оценив ее последствия. Обнаружилось, что в пределах стаи она приводит к постепенному росту числа особей, с которыми старая самка состоит в генетическом родстве. Эта тенденция и требует оставить размножение более молодым и здоровым, а взрослым особям взять на себя больше заботы о народившемся потомстве. Это, по мнению биологов, и создает эволюционное давление, приводящее к появлению менопаузы.
Аналогичным способом было исследовано и человеческое сообщество, традиционно «обменивающееся» женщинами при совершении межплеменных браков (или – при уходе молодой жены в семью мужа). Результат получился тем же.
Вообще, чем дальше – тем больше дельфины нас удивляют, оказываясь весьма близкими к нам если не по развитию, то по духу. Некоторые специалисты даже предлагают исключить их из числа животных и применять к ним термин «Нечеловеческая личность».
|