Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Убивать монстров и строить цивилизации, конечно, интереснее, чем возиться с расшифровкой белковых структур, но 57 тысяч участников игрового онлайн-проекта Foldit не могут ошибаться.
Все началось в 2005 году, когда Дэвид Бейкер, биохимик из Вашингтонского университета (США), вместе с коллегами запустил Rosetta@home — один из тех проектов распределенных вычислений, когда пользователи устанавливают на домашний компьютер небольшую программу и подключают его к сети, выполняющей некую грандиозную задачу. Проект был посвящен весьма трудной проблеме свертывания белка: каким образом линейная цепь аминокислот заворачивается в трехмерную структуру, минимизируя давление со стороны внешней среды. При желании на скринсейвере можно было наблюдать, как ПО методически растягивает и скручивает аминокислоты в поисках наиболее эффективной конфигурации.
Популяризатором этой методики стал в 1999 году проект Калифорнийского университета в Беркли (США) SETI@home, в рамках которого компьютеры пользователей всего мира просеивали данные радиотелескопов в поисках сигналов внеземной жизни. В 2002-м инженеры университета выпустили обобщенную версию ПО для распределенных вычислений под названием Berkeley Open Infrastructure for Network Computing (BOINC). Rosetta@home был всего лишь одним из проектов на данной платформе.
Дэвид Бейкер поразился, когда начал получать письма от пользователей, жаловавшихся на медленную работу компьютера. "Я вижу, как сделать лучше, еще до того, как додумаются силиконовые мозги", — гласили послания. С одной стороны, очевидно, что человек обладает интуицией, которая зачастую позволяет ему видеть ответ без перебора вариантов, тогда как компьютеру необходимо учесть все по порядку. С другой стороны, количество операций в секунду, доступное даже домашним ПК, сегодня практически нивелирует преимущество человеческого разума.
Тем не менее Дэвид Бейкер решил попробовать. К середине 2008 года был готов интерфейс Foldit, который позволял человеку принимать участие в вычислениях в игровой форме. Игроки состязались и сотрудничали друг с другом, разрабатывали стратегии, набирали очки, переходили на новые уровни — и все это время распутывали белок.
И вот — сенсация: ведущие игроки в Foldit, обладающие завидным талантом пространственного мышления, справляются с задачей лучше, чем компьютер. "Облако" человеческих мозгов придумывает и продумывает стратегии более эффективно. Г-н Бейкер и его коллеги едва успевают внедрять новые алгоритмы, подстраиваясь под человеческую логику.
"Занимается заря новой эры, когда человек и машина будут вместе производить вычисления", — считает Майкл Кернс, сотрудник Пенсильванского университета (США), работающий над созданием теории "распределенного мышления" и уверенный в том, что в таких областях, как предвидение, понимание языков и сложные логические задачи, компьютер еще очень долго будет отставать от биологического аналога.
Многие с ним согласны. В июле прошлого года на базе ЦЕРН в Женеве (Швейцария) был создан Центр гражданских кибернаук, где внедряются принципы "распределенного мышления". Аналогичный проект готовится в Китае. В сентябре в Лондоне пройдет конференция на данную тему, пишет compulenta. За всем этим стоит сотрудник ЦЕРН Франсуа Грей.
Результаты исследования Дэвида Бейкера опубликованы в журнале Nature.