Газета "Наш Мир" br>Ирина Лагунина: 40 богатейших людей США примкнули на сегодняшний день к кампании, начатой мультимиллиардерами – основателем "Майкрософт" Биллом Гейтсом и инвестором Уорреном Баффеттом. Смысл кампании состоит в том, что сомые богатые люди страны обязуются отдать половину своего состояния на благотворительность. Эта информация пришла в четверг и совпала по времени со стремительным ростом благотворительных пожертвований в мусульманском мира. В понедельник начинается Рамадан, месяца поста, которому сопутствует благотворительность - каждый верующий должен отдать тем, кто нуждается, часть своих заработанных средств. О традициях благотворительности в Турции рассказывает Елена Солнцева.
Елена Солнцева: На стамбульских площадях строители устанавливают палаточные городки, напоминающие армейские полевые кухни. Здесь во время мусульманского праздника все желающие смогут поесть бесплатно. Самый большой шатер, который вмещает несколько тысяч человек, находится в исторической части города, у здания мечети Султанахмета. С раннего утра здесь начинают колдовать сотни поваров. На ифтар - вечерний ужин - выстраиваются длинные очереди за бесплатной едой. В предыдущие годы в очереди были не только безработные, но и студенты, служащие, одним словом, все те, кто сейчас далеко от дома. В общественную столовую приходили политики, представители "беледие" стамбульской мэрии. Даже члены кабинета министров во главе с нынешним премьер-министром Турции, лидером правящей исламистской партии Реджепом Эрдоганом заходили пообщаться с народом. Ужин обычно начинается сразу после вечерней молитвы с горячего чечевичного супа, после фасоли с мясом следует десерты - пахлава, курабье, сютлач, напоминающий сладкую рисовую кашу. Правда, в этом году желающих отведать бесплатной еды значительно поубавится. Городские власти решили ограничить вход всем желающим для того, чтобы предоставить пищу действительно неимущим и нуждающимся. Житель Стамбула Орхан считает вполне оправданным такое решение.
Орхан: Многие в Стамбуле ходят из шатра в шатер, чтобы не платить, приводят свои семьи, ухитряются брать по два три ужина. Эти люди вполне обеспечены, могут сами за себя заплатить, но предпочитают дармовщинку. Это противоречит законам религии.
Елена Солнцева: Благотворительность способствует росту интереса к Исламу и увеличению количества новообращенных. Совершив хадж, многие состоятельные мусульмане, как требует вера, совершают щедрые пожертвования. Вот, например, крупнейший университет в Турции, на здании которого красуются буквы SA - знак деловой империи Сабанджи (Sabanci). Университет был открыт в 1999 году на средства одного из крупнейший турецких холдингов. Его основатель, Омер Сабанджи родился в 1906 году в центральной Анатолии. В пять лет потерял отца, а в 14 лет ушел пешком в Адану, попытать счастья в торговле хлопком, и вскоре стал совладельцем хлопкового завода. В сороковых годах семья основала банк, заводы по переработке хлопка, текстильные фабрики. После того, как Омер совершил хадж в Мекку, его стали называть "отцом и защитником бедных". Студент университета Сабанджи, двадцатилетний Осман
Осман: Школы и больницы обычно называют в честь людей, которые пожертвовали свои средства на их строительство. Сабанджи получил звание хаджи после того, как посетил Мекку. Он щедро помогал бедным, детям, старикам. Его империя до сих пор тратит сотни тысяч долларов на пожертвования. Супруга Сабанджи была объявлена "матерью года" за филантропическую деятельность. Она пожертвовала все свое состояние благотворительному исламскому фонду.
Елена Солнцева: Культуру благотворительности прививают с детства. В стамбульских школах урок религии начинается со слов благодарности, которые произносят школьники дающим. Во время мусульманских праздников сотни детей разбирают из приютов в семьи. Особую заботу проявляют о детях, у которых погибли родители военные. Эти дети пользуются особым почтением в обществе. Им гарантирован зеленый свет – бесплатное обучение в школе, лицее, университете. В Рамадан для них собирают одежду, обувь, игрушки. Если будущий приемный родитель или кто-то из родственников решит забрать из приюта ребенка, ему ежемесячно будут выплачивать по четыреста турецких лир, чуть более трехсот долларов. Десятилетняя Айше, ученица одной из стамбульских школ.
Айше: На уроках религии нас учат помогать близким. Организуют ярмарки, на которые все однокрассники приносят старые вещи и книги. Продав эии вещи, мы зарабатываем деньги, которые отправляем в деревенские школы.
Елена Солнцева: В Анатолии, центральной части Турции, дети из бедных семей получают материальную помощь. Каждый желающий может пожертвовать в пользу сельской школы или детского дома вещи и игрушки. 220 тысяч турецких детей не посещают начальную и среднюю школу. 100 тысяч девочек в возрасте от 15 до 19 лет не имеют свидетельства об окончании средней школы. В системе начального образования в бедных отсталых районах на одного учителя приходится в 44 ученика. Деревенские школы переполнены, не хватает учебников, за партами обычно сидят по трое – по четверо. Если повезет, ребенка возьмет на поруки состоятельный горожанин или крупная торговая кампания. Многие такие фирмы выделяют бурс, то есть гранд на обучение сотням бедных детей и подростков. Стамбульский предприниматель Осман Караголу, например, говорит, что оплачивает обучение трем ученикам в горной деревне на юго-востоке Турции.
Осман Караголу: Я никогда не видел этих детей, но часто разговариваю с ними по телефону. Это два мальчика и одна девочка в возрасте десяти лет. Они ровесники моих детей. Я ежемесячно перевожу каждому из них небольшую сумму - около семидесяти долларов, на эти деньги они покупают учебники и школьные принадлежности. В Коране сироты наделяются особым статусом, в частности, упоминается о загробном наказании для тех, кто отгоняет сироту и не побуждает накормить голодного.
Елена Солнцева: "Приучайте в это время свой язык говорить хорошие и добрые слова -ваши дети берут с вас пример, - пишут авторы книги "Женщины во время Рамадана". Женщинам советуют проявлять заботу о нуждающихся соседях, быть щедрыми, угощать, экономить средства, тратить поменьше денег, делать подарки, жертвовать украшения. На средства, вырученные от продажи женских золотых украшений, которые были пожертвованы в канун мусульманского праздника, была построена одна из самых современных стамбульских мечетей, которую так и прозвали "женская мечеть". Расположенная в районе Юскюдар, футуристическая мечеть будущего спроектирована женщиной архитектором Зейнеб Фадилиоглу. Гладкий купол, похожие на ракеты минареты, внутренние декорации, которые радикально отличаются от традиционных. В форме раковины выполнена михраб - ниша в стене мечети, указывающая направление во время совершения молитвы. Кафедра проповедника сделана из блестящего акрила. Работая над инновационным дизайном, говорит архитектор, она думала о женщинах своей страны. Хотя они, согласно светской Конституции Турции, обладают равными правами с мужчинами, на деле о равенстве говорить трудно. И уж конечно, как везде в мусульманском мире, в мечети женщины не могут находиться наравне с мужчинами в общем зале и совершают молитву на специальной небольшой площадке. Обычно она находится в задней части мечети или на галерее. Но в благотворительности, особенно в дни Рамадана, равны все. Говорит Айше Пынар, активистка женской организации.
Айше Пынар: Мы вместе с другими девушками волонтерами открываем небольшие пекарные лавочки, в которых готовим выпечку и другие лакомства, продаем их и выручку отдаем в благотворительные фонды.
Елена Солнцева: Традиция благотворительности свойственна исламской религии. Правда турецкие политики зарабатывают на ней свой капитал и дополнительные голоса избирателей. Чего стоят названия исламистских турецких партий. Вот, например, радикальная "Рефах", которая была запрещена как угрожающая светскому строю республики. Или "Партия справедливости и развития", дочка, которая образовалась после закрытия партии Сострадания на умеренной политической платформе под руководством Реджепа Эрдогана, нынешнего премьер-министра Турции. Накануне выборов в местные органы власти в минувшем году оппозиция обвинила правящую партию в использовании государственной казны для проведения благотворительных акций в бедных районах страны. Центризбирком наложил запрет на распространение политическими партиями благотворительной помощи малоимущим с тем, чтобы завоевать дополнительные голоса избирателей. Пожертвования от муниципалитетов под страхом отстранения от должности контролировали на местах губернаторы и мэры. Чтобы не встречаться с корреспондентами оппозиционных средств информации, гуманитарную помощь раздавали по ночам. Политолог, аналитик Ардын Кайак
Ардын Кайак: В минувшем августе, когда столбик термометра поднимался до сорока в тени, перед приморскими виллами появились груды мешков с углем. Это было начало так называемой "угольной кампании" правящей исламистской партии, которая вызвала настоящую сенсацию в Турции. Пятидесятикилограммовые мешки с дешевым бурым углем, который много дымит и выделяет довольно мало тепла, доставляли прямо и к дверям роскошных вилл, и в лачуги бедноты. Вместо того, чтобы выполнять "социальные государственные" обязательства в соответствии с Конституцией, партия распределяла помощь нуждающимся.
Елена Солнцева: Исламистский фонд социальной помощи "Fakir Fukara Fonu" был создан в конце девяностых годов для поддержания больных и пострадавших в катастрофах. Правительство оказывало небольшую финансовую помощь отдельным людям. Под крылом исламистской партии фонд превратился в гигантскую машину, которая ворочает миллионами долларов, распределяя мешки с углем, пакеты с сахаром, макаронные изделия, хлебные злаки, муку, галлоны кулинарного жира и купоны на продукты питания. В холодное зимнее время правительство выдавало печи, уголь, продовольствие, - и все это из налоговых сборов. Еще одно детище Эрдогана – благотворительный фонд IHH, "Инсани йардам вакфе", которому правительство выделяло миллионы долларов . В начале девяностых годов эта ныне солидная организация создавалась "с нуля", усилиями волонтеров. Молодые мусульмане оказывали гуманитарную помощь единоверцам, терпящим бедствия в горячих точках - в Косово и в Чечне. Раздавали беженцам мясо животных, принесенных в жертву на Курбан-байрам, начали проводить ифтары, создали аналог "скорой помощи", доставляющей обездоленным необходимые продукты, вещи, медикаменты. В лагерях беженцев создавались передвижные госпитали. За последние годы фонд разросся - с пятнадцати человек до ста пятидесяти в штате. В фонде есть несколько департаментов: отдел образования, служба гуманитарной помощи, действуют программы помощи голодающим в Африке, Палестине и Секторе Газа. Журналист одного из стамбульских изданий на условиях анонимности говорит, что исламистские фонды частенько выполняют политический заказ.
Журналист: В мае этого года фонд приобрел крупное судно, говорят, что на средства, выделенные правительством, чтобы организовать масштабную провокацию. Судно под названием " Мави мармама" и еще два корабля отправились в составе так называемой Флотилии Свободы, чтобы прорвать блокаду сектора Газа. Организаторы этой акции загрузили на борт сотни правозащитников, активистов палестинских организаций, журналистов, даже детей. Чем это закончилось – мы все хорошо знаем. Израильские солдаты приказали им остановиться, чтобы осмотреть судно. Однако они продолжали двигаться дальше. В результате судно было атаковано, погибли люди. Все это делалось для того, чтобы об этом узнали как можно больше людей. Поверьте, многие в Турции заработали на этом солидный политический капитал.
Елена Солнцева: В Турции благотворительность не облагается налогами. В бухгалтерских отчетах она трактуется как некоммерческая деятельность, направленная на оказание поддержки нуждающимся. Документация значительно упрощена и предполагает полное освобождение от трех налогов: НДС, налога на прибыль и на имущество. Однако финансовый кризис сказался и здесь. Люди отказывают себе в мелочах, которые считают "роскошью", усиленно экономят, лишая себя возможности помогать тем, кто не может обойтись без помощи. Из-за недостатка средств огромное количество благотворительных мероприятий просто не состоялись. Представители ряда крупных компаний заявляют о том, что намерены сократить средства на гуманитарные нужды. Правда, несмотря на все это, не так давно вся страна с восторгом наблюдала, как в аэропорт Ататюрка в Стамбуле приземлился самолет с гаитянскими детьми, которых турецкие власти привезли в страну после разрушительного землетрясения. Турецкий Фонд Гуманитарной Помощи взял на себя заботу о семистах осиротевших гаитянских малышах. Проект поддержал турецкий МИД. "У ребят не осталось никаких родственников на Гаити. Мы привезли их в нашу страну, чтобы дети могли начать жизнь с чистого листа", - заявили активисты фонда. Ряд психологов и экспертов уверяли, что идея привезти гаитянских сирот в Турцию не очень уместна, это только принесет вред малышам, к пережитому потрясению добавится культурный шок. Однако дети уже получили новые турецкие имена и гражданство, привыкают к новой культуре и потихоньку начали осваивать турецкий язык.
|