Газета "Наш Мир" br> Инициатива совершать богослужения с просьбами о ниспослании дождя пришла "снизу", из епархий и благочиний. Молебны и крестные ходы начались в первых числах июля и продолжались весь месяц в Саратовской, Нижегородской, Рязанской и Владимирской областях. Вот как об этом писали в одном из православных блогов: "В прошлую пятницу у себя на приходе служили молебен о дожде. Собралась масса народу, многие бабушки плакали... и о, чудо! Дождик брызнул к вечеру! Хоть и маленький, хоть на пять минут... Но все равно – такая радость была на лицах людей!" Поначалу это воспринималось как курьез. Но на пресс-конференции 30 июля по итогам визита главы РПЦ в Украину журналисты почему-то обратили к представителям Московской Патриархии вопросы о погодных аномалиях нынешнего лета. Тогда протоиереи Всеволод Чаплин и Николай Балашов назвали "примитивным и упрощенным" встречающиеся в СМИ заявления о том, что жара – это Божие наказание за грехи.
Однако вскоре уже сам Патриарх Кирилл призвал православных верующих России совершать молебны о дожде 2 августа, обращая свои просьбы к Илие-пророку. Сам глава Церкви в этот день в городе Лукоянове Нижегородской области совершил специальное богослужение с просьбами о даровании небесной влаги. Ближе к вечеру небеса действительно насупились тучами и... пролились кратковременным дождем. Ни облегчения иссушенным полям, ни помощи в тушении пожаров понедельничный дождик не дал.
В проповеди Патриарх сказал, что многодневная засуха все-таки имеет отношение к тому, что россияне предались "богатой распутной жизни". Осталось непонятным, то ли жители погорелых областей и крестьяне особенно преуспели в сладком распутстве, то ли кара на виновных обрушилась не прицельно. Патриарх также сравнил нынешнюю жару и сушь с карой, постигшей древних израильтян в библейские времена за отступление от веры. Заметим, что с той поры прошло немало столетий, и современные сыны Израиля научились бороться с засухой, придумав капельное орошение.
Удивление вызывает тот факт, что, столкнувшись с небольшим отклонением от метеонормы, русские люди в XXI веке с такой готовностью обратились к средневековым представлениям о природе. Вёдро приводит нынешних фермеров в такое же уныние и отчаяние, что и крепостных крестьян времен Глеба Успенского и Ивана Тургенева. Не стоит забывать, что впереди нас ждут затяжные осенние дожди, а затем зимние холода. Надо ли считать, что январская стужа станет прямым следствием слишком упорной борьбы со своими грехами, которой, по рекомендации Патриарха, мы должны сейчас заниматься, дабы умалить августовский зной? А вот вчера, скажем, Москву накрыл небывалый дым от пожаров. Это что, следствие тяжких грехов исключительно москвичей, или подмосковные граждане также причастны к грехопадению?
Каждый год находятся такие верующие, кто считает, что на Пасху показалось солнышко, потому что Бог особенно любит православных. А если весенняя погода капризно поменялась – ну, дело в том, что на этот раз Пасха совпала с католической.
В цунами 2004 года, смывшем города Таиланда и Индонезии, религиозные лидеры мира увидели наказание за развратный образ жизни на курортах. Ураган "Катрина", по версии консервативных американских проповедников, годом позже уничтожил Новый Орлеан, потому что там должен был состояться гей-парад. В облаке пепла над извергающимся вулканом Эйяфьятлайокудль нынешней весной разглядели какую-то "морду дьявола".
Почему мы так же охотно, как и наши пещерные предки, признаем свою полную беспомощность перед природой, вместо того чтобы брать силой ее милости? Поднимается столбик термометра на несколько градусов – и в наступившей горячке мгновенно и с облегчением мы отказываемся от багажа знаний, накопленного человечеством в борьбе со слепыми силами стихий.
|