Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Говорят, что «пожары победить нельзя». Пожары победить можно. Для
начала – несколько цифр по республике Беларусь, в которой при сходных
климатических условиях самый большой пожар за год раздуло всего до
одного квадратного километра, а все остальные были задавлены в
зародыше. Почему?
В распоряжении лесхозов Беларуси –
лесхозов сохраненных со времён СССР и усиленных техникой - сейчас
находится 470 пожарных автомобилей. Авиационную охрану лесов ведут
пятнадцать самолётов на общей площади 8 миллионов га. Вроде бы
немного?
Считаем. Площадь требующих охраны лесов России около
800 миллионов га - то есть больше в сто раз. Чтобы достичь среднего
белорусского уровня безопасности в лесах нам нужно задействовать в
этих целях 1 500 самолётов и примерно 50 000 пожарных автомобилей. Наша
Авиалесохрана под конец своей «оптимизации» имела всего 103 самолёта –
что, в пересчёте на гектар леса, в пятнадцать раз меньше
белорусского уровня. Точное число пожарных автомобилей в стране
я не нашел, и буду благодарен за уточнения, но, по действующим нормам
МЧС их в стране должно около десяти-пятнадцати тысяч штук всего и всех -
а не 50 000 (белорусский уровень, если пересчитать на площадь лесов)
выделенных только и исключительно для охраны лесов. Причем белорусские
товарищи утверждают, что при необходимости они могут легко
удвоить-утроить число техники в лесу, что, в пересчете на российские
масштабы составило бы 100-150 тысяч единиц только противопожарной
техники - не считая подсобной, вроде грузовых автомобилей.
Хотелось
бы напомнить что в самый пик пожаров, по докладам МЧС, для тушения
огня из всех источников (МЧС, Армия, силы регионов …) было выделено
всего навсего около 20 000 единиц техники. Это позорная цифра, для
такой страны как наша.
Между тем, никаких признаков того, что
власти осознали масштаб проблемы и склонны пойти на радикальные
изменения системы пока не наблюдается. С большой помпой объявлено о
закупке 2 000 пожарных машин в год. Если даже все они займутся охраной
лесов - что сомнительно – это сократит наше отставание от Беларуси по
насыщенности лесов техникой всего на 4%. Похвально, но такими темпами
нам потребуется двадцать пять таких горючих сезонов, как нынешний,
чтобы просто догнать соседнее и далеко не самое богатое государство по
насыщенности лесоохраны техникой. Также не объявлено сколько лет
займет выполнения этой масштабной и впечатляющей программы, и не
затухнет ли она уже завтра, а также получит ли наша лесоохрана
трактора, скреперы, бульдозеры, трелёвщики, лесные плуги, и десятки,
десятки других вещей, без чего решительно невозможно обеспечить
безопасность леса, даже если каждого лесника в стране лично подчинить
Владимиру Владимировичу Путину. В бюджете нынешнего года на это денег
нет, как я понимаю.
По поводу 1500 самолётов лесоохраны,
требуемых для насыщения авиапарка до белорусского уровня, мне даже
страшно делать выкладки. Тут, видимо, результатов стоит ждать по «по
расчисленью Философических таблиц, Лет чрез пятьсот» - не раньше.
Созданная «кровавым сталинским режимом» 7 июля 1931 года воздушная
лесоохрана уже к началу Великой Отечественной войны (1941 г) для целей
авиационного патрулирования лесов использовала 60 самолетов, а уже к
1944 году – во время войны - это число превзошло довоенное. Даже
нападение Гитлера не прекратило тогда развития нашей национальной
системы авиапатрулирования лесов – в отличие от нападения господ,
некоторые из которых – наиболее выдающиеся - перечислены ниже. У них
получилось лучше, чему Гитлера. К концу 80-х годов служба авиационной
охраны лесов России по многим показателям значительно превосходила
аналогичные службы в других странах, включая США и Канаду. Даже в 2006
году в штате Авиалесохраны, невзирая на значительное усыхание советского
парка самолётов работало 360 опытных лётчиков-наблюдателей, однако
объём воздушно патрулирования к 2006 году упал вчетверо по сравнению с
советским периодом (со ста тысяч до двадцати шести тысяч часов в небе),
то есть упал до уровня более чем полувековой давности, до уровня
«послевоенной разрухи».
Начиная с 2007 года, выполняя
требования нового Лесного Кодекса, полномочия по охране лесов в полном
объёме были переданы субъектам Российской Федерации. Базы авиационной
охраны лесов - филиалы ФГУ «Авиалесоохрана» – ликвидированы, а техника
растащена. Сейчас регионам вместо экономичных АН-2 приходится
арендовать дорогие вертолёты, затрачивая на порядок больше денег,
чтобы произвести наблюдение. Естественно, «денег на это не хватает».
Кто бы сомневался.
Надо понимать, что недовольство граждан
вызывает прежде всего не погода и пожары. Граждане были бы вместе с
властями в трудную минуту, если бы власти вели себя хоть сколько
нибудь адекватно. Но граждане упорно не могут понять, зачем и кому надо
было разрушать существующие системы обеспечения безопасности, не
заменяя их ничем – и почему за это всё ещё никто не ответил. Где
расстрелы?
Кто подписывал документы по ликвидации
«Авиалесоохраны»? Кто разворовал самолёты? Кто ликвидировал авиабазы?
Почему они не названы по именам? Почему они ещё не выметены поганой
метлой из всех государственный структур? Что эти нелюди и вредители
ликвидируют в стране завтра? Скорую помощь? Систему предупреждения о
ракетном нападении? Противочумные станции? «Оптимизируют»
вирусологические лаборатории?
Пока мы не видим не только
«разбора полётов», но и намёков на то, что этот «разбор полётов»
будет когда либо произведен. Нам этого даже не обещают. Зато
Правительством на днях приняло чудовищное «Положение об осуществлении
государственного пожарного надзора в лесах» - вполне типичный плод
творчества нашей бездарной и воровской бюрократии. Что там написано?
Читайте, ссылка на документ есть.
Принятый в разгар пожаров
документ поражает. Два месяца горим. Единой общенациональной службы
надзора и предупреждения пожаров в лесах как не было так и нет. Никто
не собирается её восстанавливать. О ней в документе - ни слова.
Пятьдесят тысяч ранее уволенных с работы лесников на работе не
восстанавливают – и не собираются. Даже не надейтесь. В документе ещё
много прекрасного:
"Целями государственного пожарного
надзора в лесах являются обеспечение соблюдения юридическими лицами …в
том числе индивидуальными предпринимателями требований пожарной
безопасности в лесах и принятие мер по результатам проверок"
Послушайте, господа чиновники! Мы же живем с вами в одной стране, и
не первый год. Суть ваших «мер по результатам проверок» всем хорошо
известна. Это - штрафы и взятки. Цель предотвращения пожаров целью
надзора – по этому документу - не является. Это - хромая лошадь-2.
Там вообще про национальную систему предотвращения возгораний леса нет
ни единого слова. Впрочем, неумение и нежелание ставить
национально-значимые задачи является общим местом нашей бюрократии.
Также не является целью надзора обнаружение, локализации и ликвидация
возгораний - такая цель даже не ставиться. Зато подробно прописано
коррупционно-ёмкое «соблюдения юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями ... требований пожарной безопасности».
Действительно, зачем ходить по лесам? В лесах денег
нет. Ходить надо по офисам юридических лиц и собирать дань – на это и
нацелен этот чудовищный по цинизму документ, открывающий право ещё для
нескольких федеральных и местных структур немного поживиться около
леса. Других целей у этого документа нет.
Будут ли уволены
разработчики этого документа, когда всё это приведет к очередной
«Хромой лошади»? Сомневаюсь. Скорее всего, мы даже не узнаем их имён.
Однако есть документ, имена разработчиков которого всем хорошо,
хорошо известны. Это Лесной Кодекс.
Ответственность за Кодекс
несёт прежде всего Герман Греф – в то время Министр экономического
развития и торговли, главный разработчик документа, и его сотрудники,
ответственные за разработку Кодекса, и прежде всего Мухамед Мухадинович
Циканов (1) - в то время заместитель Г. Грефа,, а также Н.В.
Комарова, ныне губернатор Ханты-Мансийского автономного округа, а
ранее - председатель Комитета по природным ресурсам и
природопользованию Государственной Думы и думской рабочей группы по
Лесному кодексу. Наталья Владимировна Комарова. Биографическая справка.
Н.В. Комарова, в бытность председателем
Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной
Думы и думской рабочей группы по Лесному кодексу. Думаю, именно ей
следует сказать всенародное спасибо за принятый документ.
Вот
собственные пресс-релизы МЭРТ о деятельность М.М. Циканова:
8
апреля 2004г. ... в Министерстве экономического развития и торговли
России состоялась пресс-конференция заместителя Министра экономического
развития Российской Федерации М.М. Циканова на тему: «Вопросы частной
собственности на лес» (докладчик поведал собравшимся, что) ...
«Министерство экономического развития РФ настаивает на
введении частной собственности на лес ... государство не имеет
возможности эффективно осуществлять права собственности. В
связи с этим новый проект Лесного Кодекса предусматривает постепенное
введение частной собственности на лесные участки»
31 марта 2004 года на заседании Совета Федерации Заместитель
Министра экономического развития и торговли РФ М.М. Циканов выступил с
докладом «Новая редакция Лесного кодекса РФ». «Законопроект
предусматривает передачу прав распоряжения лесными ресурсами на
региональный уровень».
18 марта
2004г. заместитель Министра экономического развития и торговли
Российской Федерации М. М. Циканов выступил на заседании Правительства
Российской Федерации с докладом на тему: "Проект Лесного кодекса
Российской Федерации" «Основные цели новой редакции Лесного
кодекса интеграция земель лесного фонда в гражданский оборот».
Можно привести десятки документов, но, думаю, уже из
этих примеров общее направление деятельности этого чиновника -
приватизация, децентрализация и тотальная коммерциализация - и степень
его ответственности за нынешнее печальное положение дел - понятны.
Главной мыслью и целью, сверхзадачей Лесного Кодекса Грефа было
высвободить «невидимую руку рынка», вовлечь леса (не древесину – она
то всегда была в обороте – а именно сами леса и, главное, землю
под ними) в коммерческий оборот, резко уменьшить роль и
количество государства в лесу – практически убрать, вымести государство
из леса. Что же, надо признать что они справились с этой задачей.
Государства в лесу стало меньше. Его вымели.
«Невидимая рука рынка» уже оптимизировала почти все наши сельские
дружины пожарных и технику, почти весь советский парк тракторов
торфопредприятий и лесхозов, просеки и пожарные водоёмы, авиацию
лесоохраны и разом слизнула языком 50 000 лесников.
Евгений
Ройзман пишет в своём блоге с Урала: «Все просеки заросли. Со
времен советской власти не расчищались. Обводная канава у леса водой не
наполнена. Поля не обрабатывались, заросли высокой сухой травой. Все
способствует распространению огня».
И таких сообщений –
тысячи и тысячи, и все очевидцы, из совершенно разных мест пишут
совершенно одно и то же. Ситуация одинакова по всей стране - а значит,
она на 100% определяется не местной политикой, а политикой нашего
федерального центра.
Пожары победить можно. Кроме системы
наблюдения, предупреждения и оперативного тушения стране нужны
серьёзные инженерные меры. Без них в условиях засухи погорим в любом
случае. Необходимо восстановить и улучшить существующую со времен СССР
систему просек в лесах и капитальных минерализированных ( очищенных от
грунта и горючего материала) полос.
Если опять посмотреть на
опыт Белорусии, то мы увидим, что в республике в текущем году
планируется обустроить 73 тыс. км таких просек, и провести уход за 148
тыс. км ранее созданных полос. Вся территория лесных массивов в
республике опахана. Понятие «заросшие поля» там отсутствует в
принципе.
Для того чтобы достичь белорусского уровня пассивной
защиты леса, нам надо прокладывать в год до 7 миллионов погонных км.
просек (это в районе пяти-десяти миллионов га. вырубки), и пятнадцать
миллионов километров просек – обновлять. Пока же все сообщения с мест
говорят о том, что просеки не чистят с советских времён – не говоря уже
о прокладке новых. Ничто, ни одно обстоятельство, ни один документ, ни
одно заявление, ни одна строка в Бюджете не говорит о том, что кто-то
собирается даже близко подступиться к этой задаче.
Но это
ещё не всё. Необходимы вложения в науку, необходима серьёзная научная
работа по обоснованию требуемой пространственной частоты, ширины и
направления просек в различных климатических условиях и лесах разных
пород с учётом розы ветров и - главное - очень серьёзная привязка к
местности, с использованием свойств рельефа и естественных водных
преград. Это громадная работа для тысяч квалифицированных специалистов
лесного хозяйства. Ни малейших намёков что эта работа будет развернута
ни в одном из документов мне обнаружить не удалось. Похоже, об этом в
стране вообще никто не думает. Также как не думает о том, как мы будем
восстанавливать погоревшее.
Чтобы следующей весной начать
высаживать деревья взамен сгоревших – а это, как минимум, сотни
миллионов стволов - необходимо срочно выделить значительные средства,
так как сбор семян хвойных начинается в октябре - а до октября всего
два месяца. Если этого не сделать - целый год будет пущен псу под
хвост, вырастить дерево без семян пока не научились. Ну, никак это не
получается. Даже если Минфин в конце года, как это у него принято, "всё
профинансирует".
Почему у меня близкая к 100% уверенность,
что никто, никто в стране об этом не думает?
Зато многие
уверены, что то, что лесхозы «наконец переподчинили Путину» - это
хорошо. Об этом судьбоносном решении много, часто и хорошо пишут в
правительственной прессе. А вот про восстановление на работе 50 000
ранее уволенных лесников – почему то не пишут ни слова. Кто эти семена
соберёт осенью? Путин?
Необходима общенациональная программа
восстановления и окультуривания леса. Необходимо чтобы в течение
ближайшего десятилетия делянки на вырубку давались только для
устройства защитных лесополос, бесплатно, но с обременением устройства
капитальных, минерализованных (со снятым слоем горючего грунта) просек.
Да, это к корне противоречит и Лесному Кодексу и его рыночной
лесоторговой воровской приватизаторской сути. Но тогда за десять лет
важнейший общенациональный вопрос может быть решен без единой копейки
вложения госсредств. И именно поэтому чиновники абсолютно,
совершенно не заинтересованы в таком решении. На чем тут зарабатывать
то?
Необходимо немедленно переписать Лесной Кодекс имени
Германа Грефа и отменить всю и всяческую всякую «аренду лесов»,
восстановить роль государства в лесу в полном объёме. Так, как это
сегодня делается в Белоруссии.
Что во всем этом невозможного?
***
Покажите нам по НТВ ещё пару фильмов про «диктатора
Лукашенко», пожалуйста. Очень хочу уроков здорового тоталитаризма.
Надо же учиться, как надо правильно управлять Государством.
Категория: Бывший СССР |
Просмотров: 946 |
Добавил: nashmir
| Рейтинг: 0.0 |
|