Газета "Наш Мир" br>Как это ни удивительно, дело о лишении неприкосновенности первого президента Киргизии, ушедшего в отставку пять лет назад, оказалось востребованным в нынешних условиях, требующих внимания совсем к другим вопросам. Десятки тысяч семей на юге страны остались в результате кровопролитного конфликта без крыши над головой, детям придется учиться в палатках, поставленных рядом с сожженными школами. Да и само будущее республики, раздираемой политическими конфликтами и межнациональной напряженностью, живущей сейчас за счет международной гуманитарной и финансовой помощи, неясно. В Киргизии опасаются повторения беспорядков, а, по словам первого вице-премьера Амангельды Муралиева, с открытием горных перевалов могут появиться боевики из Афганистана. Киргизия срочно запросила военно-техническую помощь, заявка о которой будет рассматриваться на неформальном саммите ОДКБ в Ереване в конце этой недели.
И вот на этом тревожном фоне появляется декрет о лишении статуса неприкосновенности первого президента Аскара Акаева.
Документ, выпущенный от имени Временного правительства, настолько не вписывается в сегодняшние заботы страны, что возникает вопрос - для чего он понадобился?
Ответ содержится в самом декрете: он лишает неприкосновенности бывшего президента в связи с тем, что «вопрос о привлечении его к уголовной ответственности и экстрадиции из Российской Федерации, безусловном исполнении принципа неотвратимости наказания за содеянные преступления сегодня остается открытым, поскольку А.Акаев пользуется статусом неприкосновенности».
Но можно ли всерьез надеяться на положительное решение об экстрадиции, издавая сомнительный юридический документ? Сам факт появления декрета от несуществующего уже Временного правительства свидетельствует о демонстративном игнорировании действующей Конституции. После вступления в силу решений референдума от 27 июня Временное правительство утратило все полномочия, не говоря уже о том, что вопрос о снятии гарантий первого президента должен рассматривать парламент. Совершенно очевидно, что в Москве внимания на этот документ не обратят. Да и вообще, после того, как ни Россия, ни Казахстан не ответили на прошлые демарши бывшего киргизского руководства о выдаче членов семьи первого президента, которые даже статусом неприкосновенности не пользовались, - стало понятно, что никаких выдач не будет. Не понимать этого подписанты декрета не могли. Значит, цель документа иная.
Зная порядки, царящие в кулуарах новой власти, можно представить, как инициатор этой затеи, куратор силовых структур Азимбек Бекназаров, методично «прессовал» соратников по Временному правительству, требуя их подписи под документом о лишении неприкосновенности Акаева. Натолкнувшись на пассивное сопротивление членов Временного правительства (они, по выражению Бекназарова, специально не приходили на заседания, когда должен был обсуждаться этот вопрос), Бекназаров явочным порядком собрал девять подписей.
В общем, подписанты ничего не потеряли: накануне выборов тема злоупотреблений властью двумя предыдущими президентами должна стать центральной в выступлениях политиков всех мастей, стремящихся заручиться голосами избирателей. Подписавшие, все когда-то занимавшие немаленькие должности, таким образом, как бы открестились от своего «акаевско-бакиевского» прошлого, что им, кстати, постоянно вменяют в вину политики из числа популистов. Но кто приобретает по полной мере, так это Азимбек Бекназаров, для которого тема преследования бывших президентов явно приносит политические и иные дивиденды.
Он оседлал эту золотую жилу после революции 2005 года, когда, получив пост генерального прокурора, развернул широкую кампанию по поиску миллионных счетов семьи Акаевых. Денег не нашли, зато Бекназаров прочно утвердился в роли первого борца с коррупцией и выразителя интересов простых киргизов. История повторяется, теперь куратор силовых структур вновь на коне и вновь в привычном образе. Назначение Бекназарова на пост заместителя премьер-министра состоялось день в день с изданием пролоббированного им декрета.
Сразу после апрельских событий Бекназаров возглавил громкую кампанию за экстрадицию Курманбека Бакиева и его родственников - конечно, без результата. И теперь мы наверняка услышим немало громких заявлений об успехах подконтрольных ему служб в расследовании «преступлений» Акаева. Можно не сомневаться, что, как это уже было, бурная деятельность Бекназарова в преследовании «бывших» закончится пшиком.
Декрет, изданный в угоду политической конъюнктуре, совершенно бесполезен с точки зрения заявленных целей, однако он ставит опасный для страны диагноз. Две революции, совершенные с интервалом в пять лет, размыли понятие законности в головах граждан республики. А политики не только не осознают угрозу наступающей анархии, но всячески оправдывают свои действия, объясняя их революционной необходимостью и ссылками на поддержку народа. В итоге в кривом зеркале киргизской законности устанавливается двоевластие, когда вроде есть президент переходного периода, вроде бы действует одобренная на июньском референдуме Конституция, но «параллельное» Временное правительство перечеркивает их легитимность, продолжая революционный правопорядок. Почему это происходит - понятно всем. Пришедшие к власти революционеры любыми способами стремятся удержать властные привилегии, чтобы на осенних выборах попасть в парламент. При этом, похоже, не отдают себе отчета в том, что последствия легкомысленного отношения к закону могут быть очень тяжелыми, в первую очередь, для них самих.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
|