Эти напасти были якобы посланы Яхвэ на египтян, которые не хотели
отпускать на свободу своих рабов-евреев, и включали в себя: наказание
кровью; казнь лягушками; нашествие мошек; наказание пёсьими мухами; мор
скота; язвы и нарывы; гром, молнии и огненный град; нашествие саранчи;
тьма египетская и смерть первенцев.
Многие археологи полагают, что библейская история исхода произошла в
египетском городе Пи-Рамсес-Миамон во время правления фараона Рамзеса
II. «Фараон Рамзес правил во время очень благоприятного климатического
периода», - рассказывает палеоклиматолог, профессор Гейдельбергского
университета Августо Магини. «После царствования Рамзеса климат резко
изменился, наступила засуха. Это могло иметь очень серьезные последствия
для народонаселения тогдашнего Египта».
«Изменение климата могло привести к высыханию Нила», - считает Штефан
Пфлюгмахер, сотрудник института водной экологии и рыбного хозяйства
имени Лейбница (Берлин). «А это в свою очередь могло спровоцировать рост
водорослей, называемых бургундская кровь (эти водоросли получили такое
название благодаря тому, что погибая они имеют свойство окрашивать воду в
кроваво-красный цвет).
Возможно, также, что эти климатические изменения в долине Нила
ускорили размножение лягушек, что повлекло их дальнейшую массовую гибель
от засухи. Отсутствие естественного хищника в виде лягушек привело к
распространению болезней от насекомых.
Другие «казни» могут быть объяснены извержением вулкана Тера, который
находится в непосредственной близости от острова Санторини. Вероятно,
вулканический перел и пыль заволокли небо над Египтом и погрузили весь
регион в темноту. По мнению биолога Сиро Тревисанто, вулканическая пыль
могла привести к необычным погодным явлениям, например, к граду, что в
свою очередь вызвало бы повышение атмосферной влажности, которая
благоприятна для размножения саранчи.
Грибки могли поразить запасы зерна и привести к смерти первенцов.
А вот Роберт Миллер из Американского католического университета не
верит в научные объяснения библейской истории. «Я сомневаюсь в природных
причинах египетских казней», - говорит он. Вся суть исхода из Египта
заключается в том, что на то была воля Божья.