Шломо Занд. Кто и как изобрел еврейский народ. – М.: Эксмо, 2010. – 544 с.
На последних страницах книги израильский историк-диссидент Шломо Занд рассказал о своих мечтах. О том, что было бы, если бы евреи разделили с палестинцами право на землю от Средиземного моря до реки Иордан. «Сочинение, с первой по последнюю страницу оспаривающее привычные представления о еврейском прошлом, в своей заключительной части задается острыми вопросами по поводу столь же неопределенного еврейского будущего», – признается Занд.
Действительно, на 500 страницах автор последовательно лишает еврейский народ прошлого, а следовательно, и национальной идентичности. Более того, лишает евреев даже права называться «народом». Сам этот термин, как и феномен национализма, подвергается беспощадной критике. Тель-авивский историк один за другим развенчивает библейские мифы о Земле обетованной, отодвигает хронологию иудейской истории из туманного прошлого в не столь отдаленные времена возвращения из Вавилонского пленения. Опровергая религиозную традицию, Занд с еще большим энтузиазмом разрушает представление об общем этническом происхождении евреев.
Данное сочинение нельзя назвать собственно историческим трудом. Занд собрал под одним переплетом компиляцию из различных научных и публицистических работ других авторов – от первого еврейского историка Нового времени Маркуса Йоста до современных представителей израильской историографии постсионистского направления. Некоторые из излагаемых теорий хорошо известны читателю. Также неоднородно качество привлекаемых Зандом сочинений. Например, раздел о хазарах почти полностью написан на материале скорее беллетристической, чем исторической книги Артура Кестлера «Тринадцатое колено». Наиболее любопытными представляются главы, где автор на основе археологических данных (разумеется, чужих!) пересматривает священные для миллионов иудеев и христиан библейские события. Но проверить достоверность этих данных может только тот, кто, как и автор, владеет в достаточной мере ивритом. Поэтому российский читатель оказывается в заведомо проигрышной ситуации.
Вся эта гремучая смесь служит только одной цели – доказать, что современные евреи, съехавшиеся в Израиль со всего света, не имеют исторических прав на эту землю. Пафос иногда подводит тель-авивского историка. Так, отрицая этническую преемственность, способную существовать тысячелетия, когда речь идет о евреях, Занд допускает такую возможность для арабов. Не будучи в этом оригинальным, он возводит происхождение палестинцев к крестьянам древней Иудеи, ради сохранения своих земельных наделов принявших веру сначала византийских, а потом мусульманских властителей этой страны.
Наделяя арабских жителей Израиля прошлым, Шломо Занд заодно дарит им блестящее будущее – жизнь в государстве для всех его граждан, а не в условиях этнократии, каким представляется современное еврейское государство. При этом он отказывает в будущем евреям всего мира. И вот почему. Занд справедливо отмечает, что существовавшие столетиями формы иудейской идентичности потеряли свою актуальность. Сообщества ультраортодоксов, придерживающиеся средневековых догм, стали в современном мире маргинальным явлением. Также исчез в огне Холокоста светский по своей сути мир «идишкайта» – «государства в государстве» Европы, объединенного языком идиш и сопутствующей мирской культурой.
Сегодня еврейская идентичность строится на основе лояльности Государству Израиль. Как справедливо замечает Шломо Занд, сионизм стал для современных евреев эрзацем традиционной духовности. Поддержка политики Израиля, потребление современной израильской культуры стала для общин Европы и особенно США основным фактором в противостоянии ассимиляции. Даже иудейское вероучение поставлено на службу политическому суверенитету евреев над землей Израиля. Движение религиозных сионистов, так называемых «вязаных кип» – ныне наиболее динамично развивающееся и адаптированное к современному миру среди течений иудаизма. В сердце этой новой еврейской идентичности и направлены отравленные скепсисом стрелы Шломо Занда. Лишая евреев мира сакрализованной связи с Государством Израиль, он лишает их будущего как народа.
Книга Занда напоминает известное еврейское блюдо «эсик-флейш», кисло-сладкое жаркое. У него все кислое досталось евреям, а сладкое – палестинцам. Призывая к созданию общегражданского государства на всем пространстве «от моря до реки», израильский нонконформист, к сожалению, полностью игнорирует вопрос о том, готовы ли сами палестинцы к такому равноправному существованию. Автору следовало бы иметь в виду приверженность жителей Палестины своей духовной традиции, полностью отрицающей возможность политического суверенитета иноверцев над Аль-Кудс и рассматривающей евреев и христиан как меньшинство под покровительством исламской власти. Зато есть повод написать еще один бестселлер.