Политизация Церкви несет в себе имиджевые риски
После каждого значимого события, связанного с Патриархом Кириллом, журналистам и независимым экспертам обычно крепко достается от тех представителей Московского Патриархата, кому по долгу службы положено охранять от посягательств информационный имидж церковного священноначалия. Журналистам и экспертам пеняют на то, что они оценивают главу РПЦ как обычную политическую персону, забыв о сакральной сути священного сана. Можно ли говорить о Патриархе в том же деловитом тоне, что и о государственных деятелях, или, обращаясь к церковной теме, сотрудникам СМИ следует брать только торжественные ноты? Свое мнение на этот счет по просьбе "НГР" высказывает член научного совета Московского центра Карнеги АЛЕКСЕЙ МАЛАШЕНКО:
"На сегодняшний день не только в России, но и по всему миру, в том числе в Европе, не говоря уж о мусульманских странах, религия от политики неотделима. Безусловно, всюду декларируется ее отделение от государства по Конституции, но политическое присутствие религии наблюдается повсеместно. Происходит это в силу целого ряда причин. Например, в России светские политики – и в правительстве, и в Госдуме – нуждаются в авторитете Церкви для дополнительной легитимации своей власти. Они хотят получить большее уважение в глазах общества, которое, как известно, относится к религии очень благосклонно.
С этой точки зрения фигура Патриарха Кирилла, то, как он себя ведет, вполне соответствует ситуации. Он амбициозен, энергичен, он понимает, что религия и далее в России будет вовлечена в политические дела, он принимает это как должное и плюс ко всему сам охотно приобщается к политической деятельности. Естественно, что публично это признавать невозможно в силу приличий, но тем не менее все прекрасно понимают, как все обстоит на самом деле. Ведь недаром одно время "Единая Россия" носила ему законопроекты, чтобы получить добро на предмет соответствия их православной традиции. Идет очень активное проникновение Церкви в армию, в систему образования, а образование от политики просто неотделимо. И Патриарх, и некоторые другие иерархи РПЦ вторгаются во внешнеполитическую сферу. Например, визит Патриарха в Украину при всем том, что формально он носил религиозный характер, без политики обойтись не мог. Даже если в Москве пытались приглушить эту политическую составляющую, то в Украине визит воспринимался с точки зрения политики. Обе стороны правы. В Москве, естественно, думают об усилении Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Украине, что тоже часть политики, от политики это неотделимо. Я не хочу сказать, что это плохо или хорошо, но это некая данность, без которой сегодня не обойтись.
Какие при этом возникают проблемы? Во-первых, Церковь популярна, Патриарх очень популярен, но его все больше и больше рассматривают, да и изначально рассматривали, как, если хотите, еще и светского человека. Он часто мелькал по телевизору, ему не присуща та "благостная" отстраненная форма поведения, которая отличала Патриарха Алексия II. Предыдущий глава РПЦ, пользуясь выражением Ромена Роллана, все-таки стоял над схваткой. А нынешний Патриарх в этой схватке участвует, причем участвует с большим удовольствием, отдается ей со всем пылом. Он телезвезда, он повсюду выступает, и для его восприятия нынешней ситуации все это нормально.
Опасно то, что Церковь в глазах людей (верующих и нет) может ассоциироваться с чиновничеством, с бюрократией. Если Патриарх все время заметен среди политиков, то это тем самым ставит его на одну доску с ними, а к политикам, как вы знаете, в российском обществе относятся без восторга. Все те минусы, которые присущи власти, тенью падают на Церковь и Патриарха. Тут есть риск для имиджа РПЦ, и, видимо, сам Патриарх и окружающие его сравнительно молодые, но уже зрелые церковные деятели начинают догадываться, что надо быть поосторожнее, всячески избавлять общество от подобных ассоциаций, да и самим выглядеть менее суетливо. Образно говоря, нужно соблюдать чувство меры. У меня такое ощущение, что, когда Кирилл стал Патриархом, это чувство ему иногда отказывало.
Ну и самое последнее. Не будем забывать, что Россия – страна многоконфессиональная. Есть еще ислам, который тоже весьма политизирован. Поэтому политическая активность Церкви и Патриарха не то чтобы пугает, но раздражает мусульман. В светском государстве, которым является Россия, должно быть равенство религий. А православие – и для такой точки зрения есть немало оснований – претендует на роль религии № 1 в стране. Такая ситуация вносит определенный момент непонимания и трений между мусульманским сообществом России, его лидерами – и Русской Православной Церковью".