Газета "Наш Мир" br> Путешествие в глубь Земли к югу от центра Вселенной Страна, не одну сотню лет претендовавшая на звание центра исламского мира, а последние десятилетия известная в основном своими курортами, на самом деле ни то, ни другое. Турция буквально пропитана христианством. Причем в прямом смысле, на десятки метров вглубь эта земля сохраняет святыни первых лет молодого христианства. Разве не чудо, что можно прикоснуться к камням, на которых сидели апостолы? Увидеть и даже провести ночь в тех пещерах, где жили первые христиане? Как хорошее вино без употребления годами выдерживается в подвалах, так и тут святыни каким-то чудом сохраняются и ждут своих ценителей и часа торжества.
Goreme Open Air Museum – Музей под открытым небом рядом с деревней Гереме – множество церквей, вырубленных в скалах поблизости друг от друга. В 1984 году он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Все эти храмы появились около X-XII веков
Goreme Open Air Museum – Музей под открытым небом рядом с деревней Гереме – множество церквей, вырубленных в скалах поблизости друг от друга. В 1984 году он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Все эти храмы появились около X-XII веков
Побережье двух морей Здесь, как в Греции, все есть. Античность, смешанная с первыми веками христианства, а поверх – крестовые походы и трагическая гибель Византии, османское Средневековье, мощнейшая исламская империя и затем новая Турция, фактически европейская страна, возникшая благодаря Мустафе Кемалю Ататюрку в XX веке. Христианство возникало здесь на фундаментах античных времен в прямом и переносном смысле.
Удобнее всего поселиться где-то в центре Средиземноморского побережья (в районе Антальи и близлежащих к ней городов), тогда вы будете равноудалены от всего. Можно ехать и в Стамбул, Никею, на запад, и в Тарс, на восток, и в Каппадокию, в центр страны; все вылазки при желании укладываются в рамки одного-двух дней.
Но мы начинаем двигаться от Стамбула на юг, к побережью. Константинополь – центр вселенной. От Стамбула к Измиру вдоль берега Мраморного моря проложена автотрасса. Первым крупным древним городом на этом пути будет Бурса – древняя столица Османской империи, а в I веке здесь был святой апостол Андрей Первозванный. В стороне от Бурсы находится город Изник (рейсовые автобусы между городами ходят каждые 30 минут), который когда-то был столицей Византийской империи. Нам же он более известен под названием Никея, именно здесь в 325 году на Первом Никейском соборе была осуждена арианская ересь и провозглашен "Символ Веры", а на Седьмом соборе в 787 году ересью было признано иконоборчество.
Земная жизнь апостола Иоанна В 85 километрах от Измира находится знаменитый Эфес, крупнейший и отлично сохранившийся античный город. Своего расцвета он достиг во II веке до Р. Х., и к середине I века, когда туда прибыл с проповедью святой апостол Павел, насчитывал более 250 тысяч жителей – римлян, евреев и египтян. Через несколько лет после Павла в Эфесе поселился апостол Иоанн, совершивший тут множество чудес.
Одно из первых – воскрешение юноши Домна и его отца, городского старейшины Диоскора: они были его первыми учениками в Эфесе. Император Домициан (правил с 81-го по 96 год) – гонитель христиан – отправил апостола Иоанна в ссылку на остров Патмос (Эгейское море), где Иоанн многих обратил ко Христу и написал Святое Евангелие и Апокалипсис.
После смерти императора Иоанн вернулся в Эфес, там он провел последние годы своей жизни, дожив до 104 лет. Почувствовав приближение смерти, апостол Иоанн велел своим ученикам выкопать крестообразную могилу за городом, спустился в нее и велел покрыть себя землей. Узнав о смерти апостола, многие его ученики плакали, так как не смогли с ним проститься. Некоторые из них раскопали могилу, чтобы попрощаться с учителем, но оказалось, что она пуста – тайной закончилась земная жизнь апостола Иоанна. В этом месте около города Эфеса стало совершаться чудо: 8 мая из гроба апостола стала исходить красноватая пыль, "тонкий прах", и многие по молитвам ап. Иоанна получали от праха исцеление, – этот день Церковь стала праздновать как второй день памяти апостола.
Около развалин Эфеса находится так называемая пещера Семи спящих отроков Эфесских, которые были замурованы по приказу императора за отказ принести жертву идолам; через 200 лет пещера была открыта, и оказалось, что отроки не умерли, а лишь спали в ней. Еще один христианский след около Эфеса – Дом Девы Марии, в котором она, по преданию, жила вместе с апостолом Иоанном во времена гонений. В настоящее время это – католическая церковь, во дворе которой находится святой источник.
Памятник святому
Минуем курортные города Бодрум и Мармарис, оставив в стороне горячие целебные источники Памуккале и древний Иераполис, где в 87 году принял мученическую смерть святой апостол Филипп с семью сыновьями. Выезжаем к западной части Средиземного моря. Эта область в античные времена называлась Ликией.
В нескольких километрах от побережья расположился современный город Кале, обозначенный в экскурсионных буклетах более древним названием Демре, но нам этот город известен как Мира.
В 60 году Миру Ликийскую по пути в Рим посетил апостол Павел, и здесь была основана первая христианская община, а позднее – епархия. Самым известным мирликийским епископом стал святитель Николай. Здесь он служил, отсюда отправился в ссылку по приказу Диоклетиана в 310 году, сюда же вернулся после воцарения Константина, совершал чудеса и умер. В XI веке мощи были перевезены из Миры в итальянский город Бари, но саркофаг, в котором они находились, остался здесь, в храме Святого Николая.
Святителя Николая почитают даже турки, они установили ему памятник в городе. К сожалению, все близлежащие к храму улицы – это сплошные сувенирные павильоны, где круглый год продаются рождественские сувениры: надувные санта-клаусы, красные чулки, пластмассовые олени с бубенчиками и т. д. Людям, совсем далеким от церкви, экскурсоводы говорят, что они попали на родину Санты (в Лапландии, мол, он живет, а родился здесь). Такая навязчивая коммерциализация святого, конечно, оставляет неприятный осадок.
Статуя во дворе храма, выстроенного на месте древней церкви, где служил святитель Николай. Внутри храма находится саркофаг, в котором хранились мощи святого, в XI веке их перенесли в итальянский город Бари
Статуя во дворе храма, выстроенного на месте древней церкви, где служил святитель Николай. Внутри храма находится саркофаг, в котором хранились мощи святого, в XI веке их перенесли в итальянский город Бари
Половинка царевны
Восточная часть побережья Средиземного моря в древности называлась Памфилией. Сейчас это наиболее быстроразвивающийся курортный район Турции (его часто называют Турецкой Ривьерой) с центром в городе Анталья. Многие прибрежные города Памфилии восходят временем основания к античности. В каждом из них сохранились живописные руины: в Термесе – театр и два храма: Зевсу и Артемиде; в Перге – стадион, руины византийской базилики, агора, римские бани и эллинистические ворота; в Аспендосе прекрасно сохранившийся театр на 12 тысяч зрителей и акведук.
Кстати, и театр, и акведук были построены после обещания царя Аспендоса отдать в жены свою дочь тому, кто построит для города самое замечательное сооружение. Его предложение приняли два архитектора – так в городе появились акведук и театр. Царь не знал, кому отдать предпочтение, и предложил разрубить дочь пополам, но архитектор Зенон, строивший театр, отказался от половинки царевны в пользу соперника, за что был вознагражден и получил руку прекрасной Белкис. В порте Сиде античная часть сохранилась почти полностью – городские ворота, агора и храм Фортуны, общественные туалеты с совершенной системой канализации, больница и самый большой театр Памфилии на 20 тысяч зрителей.
Популярная прибрежная туристическая зона заканчивается городом Аланья, но если проехать дальше, то дорога приведет вас в город Тарс, где родился Савл, будущий апостол Павел. На месте, где, как полагают, стоял дом будущего апостола, сохранился колодец, известный как колодец святого Павла.
В стране прекрасных лошадей Каппадокия (с перс. "страна прекрасных лошадей") – это область в центральной части Турции, расположенная на Анатолийском плато. На машине сюда можно доехать из любого места побережья: из Аланьи, Сиде, Антальи или Кемера. Начинать путешествие в Каппадокию лучше рано утром, часов в пять, ведь вам предстоит проехать около 500 километров . Часть пути, до поворота на город Конья, вы проделаете по побережью, а далее, оставив Средиземноморское побережье с его европейскими по духу и ценам отелями, следуйте через перевал хребта гор Торос.
На перевале можно попасть в снег, на высоте более 2,5 километра он тает значительно позже, чем на побережье, и, если вы едете весной или в начале лета, снега вам не избежать. От видов окружающих гор захватывает дух: серпантин дороги, махины гор вокруг, заснеженные дорожные знаки и елки, вершины, сияющие в утренних лучах солнца ослепительно белым снегом, и такой воздух, что не хочется выдыхать. В общем, если вы преодолеете желание остаться здесь навсегда, то, перевалив через хребет, вы попадаете уже совсем в другой мир. Мир строгий, правильно и по старинке устроенный, но справедливый и приветливый к тем, кто пришел с добром. Здесь нередко можно увидеть традиционно одетых женщин, а иногда даже с закрытыми лицами.
Здесь живут те, кто видит туристов лишь в проносящихся по дорогам машинах и автобусах. Однако народ тут очень приветлив, улыбчив и с удовольствием пытается вам помочь, если вы заплутали, а если есть чем, то и угостят на дорожку. После Коньи нитка шоссе тянется через бесконечные каменистые пустыни, по краям высятся голубоватые горы, и чем ближе вы к конечной точке (Гереме), тем чаще попадаются скалы причудливых форм: то ли грибы, то ли жилища жителей планеты Татуин из "Звездных войн".
Вид на деервню Гереме со смотровой площадки на дороге от Невшехира. Деревенские домики высечены прямо в скалах. В некоторые проведено электричество и водоснабжение, такие дома-скалы сдаются туристам. Вокруг – скалы и холмы с некогда обитаемыми пещерами. В любой заброшенной пещерке остановиться на ночь – попробовать на себе, как жили здесь ранние христиане тысячу лет назад
Вид на деервню Гереме со смотровой площадки на дороге от Невшехира. Деревенские домики высечены прямо в скалах. В некоторые проведено электричество и водоснабжение, такие дома-скалы сдаются туристам. Вокруг – скалы и холмы с некогда обитаемыми пещерами. В любой заброшенной пещерке остановиться на ночь – попробовать на себе, как жили здесь ранние христиане тысячу лет назад
Километров за десять-пятнадцать до Невшехира вы увидите рекламу, призывающую посетить подземный город. Подземные города в Каппадокии обнаружили в XIX веке, и на сегодняшний день раскопано шесть. Один из самых впечатляющих, Каймаклы, расположен в 18 километрах от Невшехира. Этот восьмиэтажный город был "построен" еще до Р. Х., в первые века нашей эры христиане укрывались в нем во времена гонений. Там есть все, что нужно для жизни: кухни, спальни, большие помещения, где были храмы, хранилища зерна, там есть естественные источники воды и даже конюшни и помещения, где жил домашний скот.
Система вентиляции так продумана, что в городе круглый год одинаково прохладно и свежо, как в метро. Туннель протяженностью девять километров соединяет Каймаклы с другим огромным подземным поселением – Деринкую. Там могло уместиться до 15 тысяч человек. Но первый подземный город, который вы встретите на своем пути к Невшехиру, далеко не самый большой, хотя он и не откопан до конца. Добравшись по узким проходам до нижнего этажа, проводник кидает камень в пол, и он падает с таким звуком, будто ударился в стенку огромного глиняного горшка – внизу пустота, и сколько этажей еще под вами, пока не знает никто.
Под открытым небом
Наконец, проехав город Невшехир с его османской крепостью на верхушке высокой горы, вы в Гереме, самом сердце Каппадокии. Здесь можно прожить неделю или даже больше и каждый день ездить или ходить к новым удивительным местам. Здесь есть отели на любой вкус и кошелек. Например, в отеле на окраине деревни – меньше народу и цены вполне человеческие.
Всего за десять долларов в сутки там можно получить уютный номер, горячую воду, бесплатный интернет Wi-Fi и т.д. Необычно здесь все. Знаменитые скалы-ракеты со всех сторон окружают деревню, при почти полном отсутствии растительности ощущение такое, будто находишься на Луне. Многие из деревенских домиков высечены прямо в скалах, как огромные скворечники или термитники. В такие дома проведено электричество и водоснабжение, некоторые из них сдаются туристам. Вокруг – скалы и холмы с некогда обитаемыми пещерами.
В любой такой заброшенной скальной пещерке вполне можно остановиться на ночь, тогда вы сможете попробовать на себе, как жили здесь ранние христиане тысячу лет назад. Самое главное место здесь Goreme Open Air Museum – Музей под открытым небом. Он находится в километре от самой деревни. Местные скалы состоят из мягкого и податливого туфа, этим и объясняется огромное количество жилых пещер до сих пор. Первые скальные поселения зафиксированы в этих местах еще до Р. Х. Позже здесь появились ранние христиане, спасавшиеся в лабиринтах скал от религиозных гонений.
В Каппадокии жил святой Лонгин Сотник, первым принесший Благую весть о Воскресении Христовом в эти края, затем Василий Великий, Григорий Богослов, равноапостольная Нина, святой Григорий Армянский, каппадокийцами были и Сорок мучеников, просиявших в Севастии Армянской, здесь же родился и Георгий Победоносец. Наиболее значительные и ценные из скальных церквей Каппадокии были взяты под охрану и ныне образуют Goreme Open Air Museum. В 1984 году он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Музей – это множество церквей, вырубленных в скалах поблизости друг от друга. Все эти храмы появились около X-XII веков. Каждая церковь уникальна по внутренней архитектуре и сохранившимся фрескам. Самая известная церковь – Karanlik Kilise (Dark Church). Название – "Темная Церковь" – она получила из-за очень маленьких окошек в стенах, в помещении всегда полутемно. Отсутствие солнечного света стало причиной необычайно хорошей сохранности фресок на ее стенах, они и стали ее достоянием. Входной билет в Goreme Open Air Museum стоит 15 лир (300 рублей), на детей – большие скидки, за вход в "Темную Церковь" платят дополнительно 8 лир. Отдельно следует сказать о фресках.
В Гереме они удивительны, и даже не верится, что этим изображениям тысяча лет. Однако любопытнее даже не их возраст, а то, что открывается под ними, когда фрески осыпаются. Это охряные росписи, напоминающие примитивную живопись или детские рисунки, – уникальная орнаментальная техника иконописи, иногда называемая краснофигурной. Вот огромная саранча, символизирующая дьявола, а эти треугольники, по всей видимости, ангелы, вот крест, окруженный со всех сторон острыми копьями. Ученые считают, что подобная живопись – следствие иконоборческого периода.
Христианам хотелось украсить храм, но изображать святых или Бога в человеческом обличье они боялись, поэтому и использовали такие символы. А сверху все это закрыто более поздними и привычными глазу фресками. Но в этом наслоении, в том, что новые фрески закрыли старые примитивные рисунки, а затем новые изображения, в свою очередь, были осквернены язычниками, видна история со всеми ее трагедиями, войнами, радостями и забытьем.
Если вы приехали в Каппадокию на один день, то кроме музея в Гереме и одного из подземных городов вы едва ли успеете куда-то еще. Если же вы намерены прожить здесь несколько дней, то совершенно необходимо посетить расположенную совсем рядом с Гереме скальную деревню Ухчисар. Все дома этой необыкновенной деревни вырублены в высокой скале. Каппадокия состоит из множества отдельных долин, между которыми разбросаны деревеньки. Каждая долина имеет свое название, и ориентироваться удобнее всего по карте, которую вы можете бесплатно получить в своем отеле. Наиболее интересны долины – Розовая, Долина Голубей, Пашабаг, Зелве, Земи, Долина Любви. Все они разбросаны на довольно большой площади, поэтому, если вам тяжело много ходить пешком, можете купить однодневный автобусный тур по Каппадокии, включающий в себя посещение самых интересных долин, церквей и подземных городов.
Стоимость тура 50-70 лир. Можно самостоятельно объехать все на арендованной машине, но если у вас есть время и вас не пугают пешие путешествия, то придумать что-то лучше прогулок тут невозможно. Странно, но эта мусульманская страна заключает в себе столько законсервированных памятников христианства, что каждый приезд в Турцию становится для ищущего и вдумчивого христианина настоящим погружением в века, когда мир населяли люди, видевшие Христа.
5 вещей, которые надо сделать в Стамбуле
1. Первым делом отправиться в Святую Софию – одно из самых ясных произведений мировой архитектуры, наглядное воплощение богословия в камне. Там, наконец, окончательно удостовериться, что архитектура – это чудо, а купол Софии, конечно же, "на цепи подвешен к небесам", потому что никакие другие версии в голову не приходят. Найти на хорах граффити, которым больше тысячи лет.
2. Посетить главный христианский район старого города – Фенер (или Фанар), с кривыми, опрокидывающимися из-под ног переулками, где расположены здания Константинопольского патриархата. В патриаршей церкви Святого Георгия хранятся уникальные мозаичные иконы, византийский церемониальный крест, вырезанный из дерева Святого Креста, и каменная колонна, к которой привязывали Христа для бичевания. Здесь же, в тени огромного и уродливого Греческого лицея, притулилась маленькая церковь Монгольской Богоматери – единственный в городе византийский храм, не перестроенный в мечеть. В Фенере же находится и знаменитая болгарская церковь Святого Стефана, сделанная целиком из железа.
3. Поехать к городским стенам в район Эдирнекапы, чтобы полюбоваться на главную жемчужину этих мест – церковь монастыря Спасителя в Хоре с фресками, безусловно относящимися к величайшим шедеврам Византии.
4. Постоять на самом высоком холме Константинополя у ворот Эдирнекапы, представляя, как в них 29 мая 1453 года триумфально въезжал Мехмед Завоеватель и тот ужас, который начался потом в великом городе.
5. Безнадежно заблудиться в поворотах и холмах на обратном пути к Золотому Рогу и обрести утешение, наевшись вкуснейшей, непривычно дешевой и абсолютно безопасной уличной еды: жареной макрели, мидий и кокореч – царя всей уличной еды.
Транспорт Путешествовать по Турции своим ходом безопасно. Машина напрокат стоит 25-30 евро в день, бензин дорогой – 2,5 доллара за литр, но если вы путешествуете компанией, то поделенная на всех сумма вполне приемлема. Дороги в Турции прекрасные, полиция, в отличие от российской, честная, и – при условии неукоснительного соблюдения правил дорожного движения ( 50 км/ч в городе и 90 км/ч на трассе) – отличная поездка вам гарантирована. Есть здесь и железные дороги, в основном вокруг Стамбула.
Но наиболее экономичный способ самостоятельных путешествий по стране – автобус. Этот вид перевозок очень хорошо развит в Турции, расписания маршрутов есть на многочисленных сайтах, автобус можно остановить прямо на шоссе, вовсе необязательно искать остановку, на лобовом стекле латинскими буквами написаны города и поселки, через которые вы проедете, высадят вас также в любом месте по требованию. Помимо автобусов в Турции повсюду ездят так называемые долмуши – наши маршрутки, у них нет определенного расписания, населенные пункты указаны на табличках, по цене они не отличаются от автобуса.
Как доехать до Каппадокии Из большинства крупных городов Турции, в том числе и из Стамбула, в Каппадокию ходят автобусы. И если у вас нет прав, то именно на автобусе и следует ехать, хотя самолеты сюда тоже летают. Из какого бы города вы ни ехали, сначала вам нужно найти "отогар". По-турецки это означает "автовокзал". Чаще всего на площади автовокзала находятся офисы многочисленных автобусных компаний. Например, из Стамбула цена билета до Гереме – центра Каппадокиии – стоит около 50 лир (1 лира – 20 рублей).
Переезд Стамбул–Гереме занимает около 12 часов, а потому почти все автобусы совершают туда ночные переезды. Чтобы не переплачивать в отеле деньги за неполный день проживания, лучше всего выселиться в полдень, приехать с багажом на автовокзал, купить билет и оставить вещи в офисе до вечера – это обычная практика опытных путешественников. Однако гораздо интереснее ехать со стороны Средиземного моря. Для этого способа тоже подходит автобус, причем и билет будет дешевле, и ехать придется в два раза меньше – шесть-семь часов.
Конья Конья – это один из самых древних городов на земле, его история ни много ни мало простирается аж до 7500 года до Р. Х., причем с момента основания и вплоть до наших дней люди его никогда не покидали. Это родина святой великомученицы Параскевы Пятницы. В XII – XIII веках Конья стал столицей огромной сельджукской империи. Здесь жил знаменитый поэт и математик Омар Хайям, жил и был похоронен знаменитый мистик и создатель суфийского ордена Мевлеви поэт Джалаладдин Руми. Так что пусть провинциальный облик города не обманет вас, это место с богатейшей историей и традициями. Сейчас Конья остается религиозным центром исламской Турции.
Святой Иоанн Русский Иоанн Русский родился в конце XVII века в Малороссии. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу, служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в Русско-турецкой войне. Во время Прутского похода 1711 года Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, которые продали его начальнику турецкой конницы. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Каппадокию, в город Прокопион. В Каппадокии Иоанн Русский прожил около двадцати лет, оставаясь простым слугой: жил в хлеву в погребе хозяйского дома, а молиться уходил в крошечную келью, расположенную на соседней горе. Он прославился как целитель, защитник обиженных, покровитель слабых и убогих. За его советами и молитвенной помощью приходили и греки, и турки, и армяне.
|