Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Времена неоправданно больших зарплат остались в прошлом. Сегодня
компании четко знают, сколько они платят и за что. Ни одной лишней
копейки просто так менеджерам не перепадет. Хочешь получать больше,
докажи, что у тебя есть опыт и умения, которые стоят лишних тысяч. За
что же компании готовы доплачивать? Какие знания и навыки заставят их
раскошелиться?
Новые реалии кадрового рынка таковы, что менеджеры
в общем стали получать меньше. Зарплаты упали, а желание хорошо жить и
много получать осталось. Однако работодатели не торопятся повышать
вознаграждения: они сегодня твердо знают, сколько и за что готовы
платить. И на прибавку к зарплате или на особо привлекательное
предложение при смене компании могут рассчитывать только те менеджеры,
которые знают, умеют и могут предложить чуть больше, чем остальные
конкуренты-соискатели. Вспомните 1990-е годы: тогда людям, владеющим
английским языком, сразу предлагалась оплата на порядок выше, чем их
коллегам. За что же сегодня компании готовы доплачивать? Какие знания и
навыки заставят их раскошелиться?
Начиная с 1999 года, на рынке
властвовали кандидаты: компании развивались, бизнес рос, увеличивалось
количество вакансий, а вот грамотных и профессиональных специалистов не
хватало, поэтому работодатели без зазрения совести переманивали их друг у
друга. Чем? Деньгами, что и вызвало дикий рост уровня оплаты труда
практически по всем позициям. Но эра благоденствия кончилась, доходы
упали, прошли сокращения, и цены на кандидатов (и их амбиции) резко
упали. Светлана Акопова, ведущий консультант по подбору персонала
компании Ventra Employment: «Если говорить об изменениях в оплате труда,
наши исследования показали, что оплата труда на рынке за время кризиса в
среднем снизилась на 30%. Это связано с тем, что компании стали
оптимизировать свои затраты. Во многих компаниях сократились программы
дополнительного мотивирования служащих (премии, бонусы, соцпакеты)».
Кроме
того, оказалось, что среди тех, кто много получал и сидел на высоких
должностях, настоящих специалистов мало, что они не готовы, не умеют
работать в кризисных условиях. Поэтому особенно ценятся сегодня люди,
которые могут справляться с подобными проблемами, могут находить
успешные решения на трудном рынке. Ирина Курганова, руководитель
департамента по развитию бизнеса кадровой корпорации Manpower: «Все
большее значение (в частности, при переходе на новую работу) приобретает
умение грамотно выстраивать работу и добиваться результатов в период
непредсказуемости, а также наличие в бизнес-портфолио успешно
реализованных проектов в кризисный период. Например: был успешно выведен
на рынок новый продукт, правильно выбрана бизнес-стратегия, произошло
увеличение прибыли, сократились финансовые риски и т.д.» Если вы
действительно обладаете указанными навыками, у вас есть все шансы
получить хорошую компенсацию, выше среднерыночной.
Кризис привел к
образованию еще одной любопытной тенденции на рынке: объединению
компетенций и функциональных обязанностей. Вынужденные сокращать
издержки, компании «сливали» несколько близких направлений в одно,
соответственно, понадобились люди, способные работать в этих
подразделениях – обладающие более широким опытом, знаниями и
компетенциями, а не заточенные строго под одну функцию. Светлана
Акопова: «К примеру, если говорить о вакансиях в секторе управления
персоналом – в настоящий момент сложилась ситуация, когда востребованы
специалисты, сочетающие в себе опыт подбора персонала и построения
системы обучения сотрудников. До кризиса это были две совершенно разные
специализации, теперь же появилась новая профессия – менеджер по подбору
и обучению персонала. То есть специалист на данной позиции занимается и
тем, и другим. Похожая ситуация складывается практически во всех
отраслях. На рынке маркетинга, например, будет пользоваться спросом то
специалист, который имеет и опыт продвижения бренда, и опыт
аналитической работы, и опыт ATL и BTL активностей».
Существуют
на рынке труда и вечные ценности: знание иностранного языка всегда было и
будет преимуществом для менеджера. Не только западные, но и российские
компании все чаще делают язык обязательным требованием при приеме на
работу, и если сегодня свободное владение иностранным языком – чаще
всего просто ваше конкурентное преимущество, то завтра это может стать
обязательным требованием. Хотя и сейчас знание языка может принести вам
прибавку к зарплате. Ну и, конечно, личные качества менеджера тоже могут
стать бонусом к его зарплате. Наталья Данина, генеральный директор
консалтинговой компании CASE: «Многозадачность. Скорость жизни постоянно
увеличивается и способность решать одновременно все больше задач,
перерабатывать все больше информации в единицу времени будет необходимым
требованием к сотрудникам».
Ирина Курганова: «По-прежнему
работодатели заинтересованы в работоспособных, стрессоустойчивых,
амбициозных сотрудниках. По-прежнему ценится высокая компьютерная
грамотность, наличие западных сертификаций (в особенности в
финансово-банковской сфере). Большее значение работодатели стали
придавать наличию профильного образования, в особенности в
медико-фармацевтическом сегменте».Хотя последнее характерно для многих
областей. До кризиса менеджеры были более свободны в своем «творчестве»:
можно было выбрать почти любую интересующую сферу деятельности и со
временем сделать неплохую карьеру. Да и кросс-индустриальные переходы
были делом обычным, и часто даже приветствовались работодателями. Но
столкнувшись с отсутствием глубинного понимания процессов, происходящих в
компании и отрасли, у многих менеджеров, работодатели ужесточили
требования и к образованию, предпочитая профильное (оно дает хорошую
базу), и к опыту работы в данной конкретной индустрии.
Появляется
все больше «закрытых» индустрий, куда вход без спецобразования заказан.
Вера Филатова, руководитель департамента b2b-рекрутмента Antal Russia:
«Нужно специальное образование, на это делается особый акцент. Например,
возьмем инжиниринг. Если один менеджер по продажам окончил технический
институт, а второй имеет экономическое образование, то всегда
предпочтение отдадут первому. Да и зарплаты будут различаться».
Также
всегда имели, а сегодня имеют особую ценность в глазах работодателя
связи и база контактов менеджера. Если сотрудник готов прийти в компанию
вместе с несколькими клиентами, то однозначно, ему сделают отличное
предложение. Вера Филатова: «Если говорить о менеджерах по продажам, то
им абсолютно точно готовы доплачивать за связи и конечных клиентов, с
которыми они работали. Часто компании предлагают больше тем
специалистам, которые уже работали в этой сфере. Потому что важны
«вхожесть» кандидата и общение его с конечными клиентами. Например, так
происходит в цементном секторе, а компании нефтегазовой сферы берут на
работу специалистов только со своего рынка».
Итак, портрет
«дорогого» кандидата: профильное образование, опыт работы в индустрии,
умение работать на кризисном рынке, широкий спектр решаемых задач,
знание иностранного языка, стрессоустойчивость, работоспособность и
связи. Если у вас есть хотя бы половина нужных навыков, у вас есть шанс
заинтересовать многих работодателей, если же вы обладаете 70% указанных
качеств, то вам предложат не только работу, но и зарплату выше рыночной.
Но
это все касается кандидатов и тех, кто готов ими стать, а как же
сотруднику обеспечить
себе прибавку к жалованью в стенах родной компании? Увы, сегодня
работодатели не склонны повышать оклады своим работникам. Слишком много
желающих соискателей на рынке, которые готовы работать за указанный в
штатном расписании оклад, причем это не зависит от уровня менеджера.
Единственный шанс увеличить оклад, который предоставляют некоторые
компании, это выполнение и перевыполнение KPI. Анастасия Селиванчик,
ведущий консультант кадрового агентства Penny Lane Personnel: «Критерии
прибавки к зарплате любого сотрудника напрямую зависят от выполнения
поставленных перед ним задач. Если руководитель отдела по работе с
клиентами/отдела продаж перевыполнил план, например, на 10% и более, то и
бонусная часть его дохода непременно возрастет». Да, это немного, но
если у вас есть перечисленные выше «золотые» навыки, вы всегда себя
хорошо продадите – и своей компании, и чужой.
|