Согласно древнему преданию, основанному на документе, найденному в IV
в. Евсевием Кесарийским в Эдессинском архиве, властитель месопотамского
г. Эдессы Авгарь страдал проказой; желая избавиться от поразившей его
неизлечимой болезни и зная об исцеляющих способностях Иисуса Христа, он
послал к Спасителю живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа
придти и исцелить его. Господь обещал послать к князю одного из своих
учеников, а все попытки Анании написать образ Иисуса Христа остались
безуспешными.
Тогда Господь попросил подать ему полотенце и отер свое лицо. На
полотенце отпечатался его лик. По воскресении Христа, апостолом Фомой
был послан один из 70 учеников Христа Фаддей, который с помощью
Нерукотворного образа Спасителя исцелил царя от тяжелого недуга и
распространил там христианство.
Образ Иисуса Христа, прикрепленный царем Авгарем над главными
воротами города, был похищен мусульманами, и лишь девять столетий спустя
был выкуплен византийским императором Михаилом III. В 944 году, в
царствование Константина Багрянородного, Эдесский образ был перенесен в
Константинополь, тогда же и было установлено празднество в честь этого.
Позже с изображения Христа было написано множество икон, которые
носили названия Спас на полотне, Спас Нерукотворный.
Называли Третий Спас ореховым, так как к этому дню поспевали лесные
орехи и начинался их сбор. В назначенный день в лесу расстилали ковер и
"веретья", от которых все крестьянские бабы, дворовые люди, горничные
девушки расходились для сбора орехов, последние складывались в фартуки, а
позже высыпались на разостланные предметы.
Работа по сбору орехов могла продолжаться и несколько дней. По
народным представлениям, урожай орехов предвещал на будущий год урожай
ржи.
В городах с этого дня начинались "великоденские" гулянья.