Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Биржевая спекуляция влияет на рост цен на продовольственные товары, а избыточное повышение цен стоит миллионам людей здоровья, а то и жизни, - считает боннский экономист Йоахим фон Браун.
С начала июля цена на пшеницу выросла на 40%, а ячмень за неделю подорожал почти на 20%. При этом Браун считает, что цены будут расти и колебания будут более резкими, чем до сих пор. Мировые проблемы нагнетают ситуацию: климат планеты продолжает меняться, пожары в России и наводнение в Пакистане можно считать грозным предзнаменованием грядущих катастроф, население Земли увеличивается, сельскохозяйственные угодья становятся дефицитом, как и запасы пресной воды, люди едят больше мяса… Все это увеличивает спрос и ограничивает предложение.
Решение России о запрете экспорта весьма встревожило игроков на рынках, страны начали увеличивать свои продовольственные резервы. А в это время страдают самые бедные, а выгодно это тем, кто играет на биржах.
Браун отмечает, что биржевые спекулянты активизировались уже в 2004 году, когда международные финансовые рынки вышли из-под контроля. Спекулянты, реально торгующие зерном, выполняют важную функцию. Их деятельность дает сигнал рынку: определенный товар в дефиците и дорог или же его будет много, и цены на него будут низкими. А с рынком финансового капитала дело обстоит иначе: его спекуляции от реального рынка оторваны и цены только искажают.
В качестве мер борьбы со спекуляцией, сообщает ИА «Казах-Зерно», Браун предлагает создать клуб стран - крупнейших экспортеров зерна, которые будут держать настоящий мировой зерновой запас, а также виртуальный резерв - некий денежный фонд, примерно $20-30 млрд., которым можно было бы пользоваться в кризисных ситуациях. Как только цены начинают безумствовать, этот клуб с помощью срочных контрактов делает закупки на всех важнейших биржах - в Чикаго, Лондоне и Париже. Такой суммой можно покрыть примерно половину объема пшеницы, риса и кукурузы, продаваемых на международных рынках. Для бедняков эти товары - основные. То есть клуб должен будет взять на себя роль мирового центрального банка по зерну.
Также срочно необходимо эффективное регулирование аграрных рынков, которое бы обуздало спекулянтов. Нужно добиться, чтобы спекулировать стало менее выгодно. Стратегические инвесторы должны впредь при каждой срочной сделке резервировать капитал, подчеркивающий наличие серьезной заинтересованности в торговой сделке. Это отпугнет всех, кто намерен лишь мелькнуть на рынке и тут же исчезнуть, получив прибыль.
Между тем, Браун считает, что у немецких потребителей нет никакого повода тревожиться. Цена на пшеницу составляет очень малую часть от стоимости булочки. А у 3 млрд. самых бедных положение сложнее. Для них цена на пшеницу или рис - вопрос жизни и выживания.
И только в том случае, если сегодня во всем мире будут лучше финансироваться исследования вопросов, связанных с повышением производительности сельского хозяйства, можно обеспечить нормальное пропитание следующего поколения, сохранив при этом окружающую среду.