Газета "Наш Мир" br>В моем представлении тема заголовка существенна для любого времени, а могла бы она обозначаться и другим словосочетанием: «Преступная современность». Во взаимозаменяемости этих словосочетаний ключ к осознанию зла, таящего в себе почву и возбудителей преступности в любые времена.
Несовершенство человеческого общежития, социального жизнеустройства, неравенство человеческих возможностей и равенство потребностей, поддержание существующего порядка насилием, обманом, узаконенным обманом всегда заряжены разного рода протестом. Осознанная потребность исправить положение, ощущаемое как несправедливое, это признак здоровья общества, нации. Осознание социального и политического несовершенства общества порождает революционеров и реформаторов. «Реформаторы», прикрывающие этим словом не созидание, а присвоение, разумеется, не в счет. Те же, кто решает «исправить» историческую несправедливость на индивидуальной основе, в порядке личной инициативы и в интересах одной, или сравнительно небольшой, группы лиц, именуются преступниками. Это может быть и голодный мальчишка, укравший кусок хлеба, это и крупный мародер, присвоивший себе при развале страны «кусок» национальных богатств.
Но, не отвлекаясь более на общие рассуждения, хочется разглядеть именно в нашей сегодняшней жизни те противоречия, стало быть, ту почву, которая порождает, питает именно современную идеологию и практику преступления. Да, существуют преступления, что называется, «на все времена», порожденные ревностью, супружеской неверностью, а вот уже жажда легкой наживы, как правило, имеет свой исторический колорит. Одно дело приказная крыса времен царя Алексея Михайловича, даже зарплату не получавшая, жившая «от просителей», и сегодняшний мерзавец на зарплате, жирующий на доход так же «от просителя».
Что же можно считать характерной чертой современного преступника, основную их массу, как пойманных, так и пользующихся всеми свободами?
Вы обратили внимание, что в современной России довольно быстро появилась награды, аналогичные тем, что были в Советском Союзе? Было звание «Герой Советского Союза», теперь есть звание «Герой России». Появился и аналог советского ордена Дружбы народов – орден Дружбы, поскольку на нем изображен изрядный кусок карты мира, понятно, какую дружбу поощряет эта награда. Есть и орден Почета, названием напоминающий орден «Знак Почета». Но с ордена Почета исчезли знаменитые «Рабочий и колхозница», наглядно пояснявшие, за что воздавался почет в советское время. Не появилось аналога ордену Трудового Красного Знамени. И совершенно последовательно не возникло потребности в возрождении звания, аналогичного званию «Герой Социалистического Труда». Понятно, что звание «герой капиталистического труда» всеми принималось бы как эстрадная шутка. Итак, нет нынче героев труда. Иначе пришлось бы присваивать эти звания преуспевающим биржевым спекулянтам, ловким банкирам, умеющим вытянуть бюджетные подпитки, аферистам в законе, завладевшим целыми отраслями народного хозяйства, и прочей ловкой публике, ничего не создавшей, но победившей в «капиталистическом соревновании» и без войн и революций овладевшей богатейшей страной.
Правда, овладевшей с обещанием сообщить обществу новую энергию развития. Однако вся энергия ушла в удовлетворение постоянно растущих материальных интересов крайне ограниченной группы новых хозяев страны. Об этом уже и говорить устали, но не устали говорить о том, что пора положить предел «беспределу», пора положить предел коррупции, наркобизнесу, безнаказанности и безответственности чиновников всех уровней и т. д. И тут же предлагается создать антикоррупционный комитет, а хорошо бы еще и службу по надзору за антикоррупционным комитетом, а потом палату по надзору за... И т. д. Шутка? Нисколько! Отдали в частные руки фармацевтическую продукцию, отдали в руки лавочников аптечную сеть, создали мультимиллионеров, наживающихся на здоровье людей, и стали придумывать надзорные инстанции, призванные почему-то именно в этой сфере ограничить руководящий принцип современного жизнеустройства: наживайся любой ценой!
Как далеко зашло дело наблюдения за ограничением бесчестной, воровской, грабительской деятельности людей новой формации, продемонстрировал сам премьер-министр, приказавший поставить у себя в кабинете (!) монитор, по которому будет следить, как строятся дома для нынешних погорельцев! То, что в прежние времена делал на стройке сторож в тулупе, нынче будет делать премьер-министр «в режиме реального времени»! И будет следить, уверен, что будет, а не просто пугает. Уж он-то знает, как во времена бедствий наживаются граждане, откликнувшиеся всей душой на призыв времени – наживайся! Стоит только вспомнить, как славно поживились негодяи разного разбора на трагедии в Беслане!
Как же дошла страна до жизни такой?
Прыжком.
Прыжком из социализма, каким бы он ни был, но на знамени его было написано – Труд, Созидание, Творчество, в общество потребления.
А что плохого в обществе потребления, резонно спросить?
Не уходя в высшие этические материи, не говоря о призвании человека, не трогая таких проблем, как смысл жизни, можно сказать, что ничего особенно плохого в обществе, готовом достойно удовлетворять потребности в достойном уровне жизни, разумеется, нет.
Как всегда, уж так повелось в нашей истории, мы хватаем идеи, выросшие на чужой почве, и тут же стремимся, в обгон собственной истории, посадить их на нашу почву.
Отчего не прививается к нашим «родным осинам» благодатный привой европейской политической и экономической культуры?
И на этот вопрос ответ, как мне кажется, очевиден. Дело вовсе не в нашей поч-ве, она как раз восприимчива и благодатна, дело в «садовниках». При разнообразии лиц и званий у них есть одно общее, они хотят делать свои благодетельные в замысле «прививки» почему-то не к стволу, а к пню! Сначала им надо срубить то, что уже выросло и стало даже плодоносить, нет, не годится, – срубить! Можно и к пню привить даже сразу несколько новых черенков, пробовал у себя в саду, знаю. Но как много времени и забот понадобится для того, чтобы черенок прирос и стал, если еще станет, тоненьким хлыстиком и когда-то еще стволом. А каких только «прививок» не предлагалось за минувшие двадцать лет! И «шведские», и «венгерские», и «польские», и даже «чилийские».
А между тем в сознание людей вот уже двадцать лет вколачивается всеми средствами – потребляй, потребляй, потребляй! А не производи, не трудись, не созидай!
Не здесь ли зарыта грызущая страну криминальная собака?
На Западе, прежде чем возникло общество потребления, возникло общество интенсивного, продуктивного, высококачественного производства, экономически разумного строительства, низкозатратного и высокоэффективного сельского хозяйства.
Где все эти добродетели в современной России?
Общество потребления выросло из общества созидания, но это там, у них.
А у нас?
Дискредитация, моральное обесценивание созидательного, производительного труда в нашей стране (вспомним светлой памяти Леню Голубкова!) крайне выгодны обществу потребления, отлично организовавшему производство и заинтересованному лишь в колониях, которые больше не надо и завоевывать, достаточно превратить их в поставщиков природных ресурсов и рынки сбыта.
А при чем здесь преступность, вынесенная в заголовок в качестве главной темы?
На мой взгляд, именно идеология общества потребления, посаженная на почву страны, избравшей, сознательно или нет, даже не важно, участь полуколониальной державы, и порождает сегодня в сознании не обремененных культурой и чувством ответственности граждан величайший соблазн перепрыгнуть в общество потребления, минуя этап созидательного развития. А этот этап не только создает определенные экономические основы, но и безусловно способствует формированию уважения к труду, уважения к правопорядку, к собственной стране, сумевшей обеспечить достойный уровень жизни своих граждан.
Две тысячи лет прививаются людям простые и ясные заповеди человеческого общежития. Прогресс, конечно, есть, больше не жгут людей на кострах, не четвертуют, не колесуют на площадях, но до того часа, когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся, надо ждать не одно столетие.
Для сохранения уникальной исторической общности по имени Россия такого запаса времени нет, вообще никакого запаса времени нет.
Может быть, и за двадцать лет все-таки не удалось совершенно разрушить страну, на знамени которой были серп и молот, и одним из названий страны было – государство трудящихся. О, я слышу все, что может быть обрушено сокрушителями Советского Союза на любого, кто сегодня напоминает о том, что семидесятилетний опыт дал не только отрицательные результаты. Но так же, как пьяный поп не может служить доказательством отсутствия бога, так же и все несовершенство нашего социализма не может служить доказательством невозможности государства трудящихся. И это не воздыхания по райкомам, выдававшим разрешение на поездку в Болгарию, не печаль по очередям и дефициту...
Однако, по моему убеждению, сегодняшняя идеология потребительства, преступное неуважение к созидательному труду и есть почва, питающая преступников новой формации, от недосягаемого для закона верха до мальчишек, торгующих на дискотеках наркотой...
И хочется верить, как только в стране появятся кавалеры ордена «Трудового Бело-Сине-Красного Знамени», «Герои Труда на благо России», почва под ногами криминала, порожденного гримасами и заблуждениями именно нашего времени, будет выбита.
|