Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Семь лет тому назад, когда зашла речь о необходимости перемен в мировой
экономической географии, о том, что Бразилии и другим странам следует
играть более активную роль во Всемирной Торговой Организации или стать
постоянными членами Совета Безопасности ООН, многие восприняли это с
изрядной долей скепсиса.
С тех пор, как во всём мире, так и в
Бразилии произошли стремительные изменения, и некоторые так называемые
«истины» прошлого меркнут перед неопровержимостью фактов. Различия в
темпах экономического роста развитых и развивающихся стран превратили
последних в главных действующих лиц мировой экономики. Возросшие
возможности взаимодействия развивающихся стран – в ВТО, МВФ и ООН, а
также во вновь создаваемых коалициях, таких как БРИК -, заметно
усиливает позиции и влияние этих государств, которые раньше находились
как бы на втором плане.
Чем активнее взаимодействуют между собой
развивающиеся страны, тем более прислушиваются к их голосу богатые
страны. Недавний финансовый кризис наглядно доказал, что
немногочисленная группа стран уже не может управлять миром.
Бразилия
предприняла достаточно смелые действия, чтобы выступить в новой роли в
новых исторических условиях. После семи с половиной лет пребывания у
власти президента Лулы да Силвы восприятие нашей страны в мире стало
другим.
Нельзя оспаривать то обстоятельство, что при обсуждении
главных вопросов международной жизни, начиная с изменения климата,
финансовых вопросов и заканчивая проблемами мира и безопасности, голоса
Бразилии, а также ряда новых стран, звучат всё более весомо. Эти страны
привносят новый подход к мировым проблемам и способствуют поддержанию
международного равновесия.
В случае Бразилии эта перемена в
мироощущении связана, в первую очередь, с изменениями в экономической,
социальной и политической жизни страны.
Благодаря достижениям в
самых различных областях, начиная с макроэкономической стабильности и
восстановления социальной сферы, Бразилия стала более стабильной
страной, где проявления несправедливости пошли на убыль. Благодаря
личным качествам и непосредственному участию президента Лулы в решении
международных вопросов участие Бразилии в обсуждении основных мировых
вопросов стало более заметным.
Бразилия проводит всеохватывающую и
активную внешнюю политику. Мы стремимся к созданию коалиций, выходящих
за рамки альянсов и традиционных отношений, которые мы при этом
стараемся расширять и развивать, как, например, оформление
стратегических отношений с Европейским Союзом и Глобальный диалог с США.
Заметный
рост нашего экспорта в промышленно развитые страны и создание
механизмов диалога и согласования, таких как Союз Южноамериканских
государств (UNASUR), большая «двадцатка» в рамках ВТО, Форум ИБАС
(Индия, Бразилия и ЮАР), группа БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай)
являются наглядным свидетельством того внешнеполитического курса,
который должна проводить страна, подобная Бразилии. Курса, свободного
от узости взглядов и охватывающего все страны мира.
Основой этой
новой внешней политики стало углубление южноамериканской интеграции.
Одной из главных положительных черт Бразилии на международной арене
являются её отношения дружбы и сотрудничества с соседними странами,
прежде всего с Аргентиной. С самого первого дня правительство президента
Лулы предприняло самые серьёзные усилия по интеграции Южной Америки
посредством развития торговли, инфраструктуры и политического диалога.
Благодаря
соглашению между Южноамериканским общим рынком (Mercosur) и Андским
сообществом, стало возможным практическое создание зоны свободной
торговли, охватывающей всю Южную Америку. Интеграция на
континенте идёт уверенным шагом, включая ту артерию, которая связывает
Атлантический и Тихий океаны. Наши усилия по созданию южноамериканского
сообщества привели к рождению новой организации: Союза Южноамериканских
государств (UNASUR).
Благодаря успешно развивающимся
интеграционным процессам в Южной Америке, Бразилии удалось внести свою
лепту в создание механизмов диалога и взаимодействия со странами других
регионов. Эти механизмы основывались на понимании того, что
действительность современного мира уже не позволяет пренебрегать ролью
развивающихся стран. Создание большой «двадцатки» (G-20) во время
совещания министров экономики, финансов и иностранных дел стран ВТО в
Канкуне в 2003 году показало зрелость стран Юга и окончательно изменило
схему принятия решений в ходе торговых переговоров.
ИБАС явился
выражением необходимости создания механизма согласования между тремя
великими многонациональными демократиями, вобравшими в себя самые
различные культуры. Им есть что рассказать миру об укреплении взаимной
терпимости и гармонии между развитием и демократией.
Помимо
согласования политических позиций и взаимодействия между тремя
вышеупомянутыми странами, ИБАС стал примером для беднейших стран,
убедительно показав, что взаимовыручка не является исключительным
свойством богатых стран.
Мы также организуем проведение встреч
высших руководителей южноамериканских стран с лидерами африканских и
арабских государств. Несмотря на огромные расстояния, мы налаживаем
политические связи с находящимися далеко от нас регионами. И это
политическое сближение привело к заметным положительным результатам в
экономических отношениях. За прошедшие семь лет товарооборот Бразилии с
арабскими странами увеличился в четыре раза. Со странами Африки он вырос
в пять раз и составил 26 миллиардов долларов, что превосходит объём
торговли с такими нашими традиционными партнёрами как Германия и Япония.
Эти
новые условия помогают изменить мир. В экономической области большая
«двадцатка», пришедшая на смену большой «семёрке» в качестве главного
форума, где обсуждаются направления развития производства и вопросы
мировой финансовой сферы, является признанием того, что решениям в
области мировой экономики, принимавшимся без участия развивающихся
стран, не хватало легитимности и эффективности.
Также и в
области международной безопасности, когда Бразилии и Турции удалось
убедить Иран выполнить обязательства, содержавшиеся в Тегеранской
декларации, стало очевидно, что для выработки решений по вопросам,
которые до того времени находились в исключительной компетенции
постоянных членов Совета Безопасности ООН, требуются новые подходы и
формы действий. Несмотря на изначальное противодействие инициативе,
родившейся вне закрытого клуба ядерных держав, мы выражаем уверенность в
том, что намеченный там вектор диалога создаст основу для последующих
переговоров и возможного решения вопроса.
Правильная внешняя
политика требует благоразумия, но также и решительности. Она не может
основываться на робости или комплексе неполноценности. Зачастую
приходится слышать расхожую фразу о том, что каждая страна должна
действовать в соответствии с ресурсами, которыми она располагает. Это
почти прописная истина. Однако самая большая ошибка заключается в их
недооценке.
В течение последних почти восьми лет Бразилия
действовала решительно, как и другие развивающиеся страны, и благодаря
этому изменила своё место в мире. Даже потенциальные критики
рассматривают сегодня эти страны как международных игроков, которые
принимают на себя всё большую ответственность и вносят всё более весомый
вклад в принятие решений, затрагивающих судьбы всей планеты.
|