Газета "Наш Мир" br>Совершенно очевидно, что роль золота в современной мире сильно выходит за пределы обычного металла, даже – драгоценного. Связано это, в первую очередь, с тем, что серьезные проблемы начались у той модели оценки ценности товара, которая началась в 70-х годах прошлого века.
До того многие сотни лет все было понятно: любая вещь что-то стоила лишь постольку, поскольку ее можно было обменять на золото. Разумеется, золото при этом само было товаром, что привело, например, к падению его покупательной способности в XVI веке почти в два раза (за счет ввоза драгметаллов из Нового Света), но в целом его роль единой меры стоимости была непоколебима. Реформы 1944 года (оформленные Бреттон-Вудскими соглашениями) сделали главной валютой мира доллар США, однако он все равно оставался привязанным к золоту. И только кризис начала 70-х привел к тому, что США объявили дефолт по доллару, отказавшись обменивать на золото доллары, и мир вступил новую эпоху – в которой на позиции единой меры стоимости стали выдвигать доллар.
На первом этапе это получалось плохо – к началу 80-х золото достигло исторического максимума по цене – больше 800 долларов за тройскую унцию, что с учетом инфляции соответствует примерно нынешним 3 000 долларов. Но по мере развития «рейганомики», которая обеспечивала постоянный рост спроса, выраженного в долларах США, и с учетом политики банков, которые активно занижали стоимость золота, оно достаточно сильно обесценилось.
О механизме последнего нужно сказать особо. Золото торгуется примерно так же, как и нефть – цена определяется не на спотовом рынке (продавца и покупателя), а на спекулятивном рынке золотых фьючерсов. Но в отличие от нефти тут крупные банки заинтересованы в понижении цены, а им помогают государства и международные финансовые организации, активно распродававшие в последние годы свои золотые запасы. Сами же эти игроки, на самом деле, продавая золото бумажное с целью снижения его цены, физическое золото активно покупали. Вот, для примера, Сорос.
Принадлежащий миллиардеру Джорджу Соросу фонд Soros Fund Management более чем в два раза увеличил в IV квартале свою долю в крупнейшем из торгующихся на рынке фондов инвестиций в золото. За это же время цена на драгоценный металл увеличилась на 8,9%, достигнув рекордного номинального уровня. Одновременно Сорос снова предупреждает о том, как опасно инвестировать в золото. По словам легенды финансового мира, на этом рынке надувается пузырь: «Я называю золото величайшим пузырём. Это значит, что цена на металл может и будет расти и дальше, но это не продлится вечно, и подобные инвестиции небезопасны».
Отметим, что на этой неделе цена золота установила очередной рекорд — почти 1 275 долларов за тройскую унцию. С начала года цены выросли более чем на 15%, и восходящий тренд продолжается уже несколько лет подряд. Несмотря на неоднократные предупреждения о формировании пузыря, сам Сорос не спешит избавляться от драгоценного металла. Он говорит, что на нем еще можно успеть заработать. В частности, известно, что Soros Fund Management владеет паями крупнейшего в мире золотого фонда SPDR, эквивалентными почти 16-ти тоннам золота.
Собственно, Сорос тут взят только потому, что он буквально вчера вышел со своим предупреждением, все остальные действуют также. Вопрос: а почему. А потому, что получать прибыль в условиях кризиса, на фоне падающего спроса, становится все труднее и труднее. И золото не только становится активом-убежищем, но и оно, при постоянной эмиссии доллара и почти неизбежной – других «крупных» валют, почти неминуемо вернется на позиции Единой меры стоимости. После чего новый взлет цен не него почти неизбежен.
Насколько? Тут могут быть только оценки. Если не считать спекулятивных взлетов цены (о которой говорит Сорос), то нижняя цена золота – это как раз те самые 3 000 за тр. унцию, которые соответствуют его цене в 1980 году. А верхняя – соответствует покупательной способности золота на момент его максимального участия в денежной системе, скажем, на границе XIX–XX веков, когда его покупательная способность соответствовала примерно 10 000 нынешних долларов.
Так что Сорос несколько лукавит. Золото еще может вырасти в цене в два раза без особых эксцессов. Хотя не исключено, что у него будут и локальные подскоки, связанные с истерикой инвесторов, особенно в моменты крупных обвалов на финансовых рынках (кто-нибудь сомневается, что они почти неизбежны?). Те, кто купил золото на этих пиках могут потом и разочароваться, хотя, повторю еще раз, те, кто купил золото по цене ниже, чем 3 000 долларов, может быть почти уверен, что придет время, когда оно вырастет в цене.
А вот краткосрочные спекуляции с золотом действительно крайне рискованны, тут с Соросом нельзя не согласиться. И тем, кто хочет вложить свои деньги в этот актив нужно знать несколько крайне важных вещей. Во-первых, золото не терпит суеты, покупать его нужно на годы, а не для спекуляций. Во-вторых, частному инвестору нужно работать с физическим золотом, а не с какими-то счетами, в золоте выраженными. В-третьих, если вы не собираетесь вывозить золото за границу, то монеты лучше, чем слитки (из-за НДС). А так – это сегодня один из самых интересных активов.
Справка KM.RU
Тро́йская у́нция — единица измерения массы, равная 31,1034768 грамма. Название происходит от города Труа (Troyes) во Франции.
|