Газета "Наш Мир" br>Благополучие населения стран Центральной Азии на протяжении многих веков обеспечивалось благодаря наличию Великого шелкового пути, ведущего из Китая в Европу и государства Ближнего и Среднего Востока.
Бывали столетия, когда внутренняя нестабильность в сопредельных с Китаем ханствах оборачивалась закрытием караванных путей. И тогда это становилось бедствием для многих людей, чья жизнь и благополучие обеспечивались благодаря торговле с Поднебесной.И вот теперь, в двадцать первом веке, Казахстан вновь открывает для себя и своих соседей Великий шелковый путь. С завершением строительства Международного центра приграничной торговли и железной дороги Жетыген– Хоргос возрастает привлекательность Китайской Народной Республики для ее торговых партнеров из стран Европы и побережья Средиземного моря.
Сегодня в средствах массовой информации России, Казахстана и Беларуси идут бесконечные дискуссии на тему – выгоден Таможенный союз или нет. Не будем пытаться присоединиться к диспутантам, хотелось бы лишь на одном вполне конкретном примере показать те ростки нового, которые уже появляются на нашем общем пространстве. Перемены уже не за горами. И для тех же российских и белорусских предпринимателей в самом скором времени Китай, с его быстро набирающей обороты экономикой, может стать еще более привлекательным торговым партнером.
Большой китайский базар
15 сентября премьер-министр нашей страны посетил с рабочим визитом Китайскую Народную Республику. А до этого он побывал в строящемся на территории Хоргоса Международном центре приграничного сотрудничества (МЦПС), где его уже поджидали журналисты.
И вот здесь нам следует сделать особый акцент. Что такое МЦПС? Фактически это возводимый с двух сторон современный город, где будут размещены выставки товаров, производимых как в Китае, так и в Казахстане. В недалекой перспективе предпринимателям из зоны Таможенного союза не будет никакой нужды ехать во внутренний Китай в поисках нужных им вещей. Все, что требуется, они смогут найти на территории этого города, раскинувшегося на более чем пятистах гектарах приграничной казахстанско-китайской земли. Здесь будут построены гостиницы, рестораны, выставочные комплексы, парки развлечений, этнографическая китайская деревня и казахский аул. А особый режим позволит бизнесменам в течение тридцати дней проживать безвизово в одной из гостиниц центра. Причем МЦПС – это пока лишь рабочее название. Народ, скорее всего, даст ему свое имя. Может, в будущем это место назовут «большим китайским базаром», «шанхаем» или «центральноазиатской барахолкой», кто знает… но железная и автомобильные дороги, подходящие к центру, уже строятся.
И здесь же, в СЭЗ (свободной экономический зоне. – Ред.), будут располагаться соответствующие современные производства, ориентированные на экспорт товаров по всем географическим направлениям, едва ли не во все страны мира.
Премьер-министр Карим Масимов поинтересовался у сопровождавшего его министра транспорта и коммуникаций Абильгази Кусаинова, как идет строительство железной дороги Жетыген – Хоргос. И тот доложил премьеру, что до 2012 года железнодорожное полотно к Хоргосу будет проложено.
Великий шелковый путь: возрождение
По окончании строительства железнодорожной ветки Жетыген – Хоргос и автомобильной дороги Западный Китай – Западная Европа товары из внутреннего Китая беспрепятственно пойдут через Казахстан на территорию Российской Федерации и оттуда в Беларусь, Украину и далее в Европу.
Другое направление железнодорожного пути позволит осуществлять доставку грузов железной дорогой в Турцию и страны Средиземного моря. И, наконец, еще одно направление даст нам выход на Туркменистан, Иран и арабские страны. Таким образом, налицо возрождение Великого шелкового пути, что, безусловно, скажется позитивно на развитии экономики Республики Казахстан и государств, входящих в Таможенный союз.
Рассказывает советник президента АО «Казахстан темир жолы» Ерхат Ескалиев: «Естественно, с созданием и полноценным функционированием Великого шелкового пути нам будет тяжело конкурировать в части цены с морскими грузоперевозками. Но что касается скорости доставки грузов, то тут морские перевозки нам конкуренцию составить не смогут. Если везти товары океаном из внутренних портов Китая до европейского рынка, время в пути занимает сорок пять суток. Мы же доставим груз по железной дороге за двенадцать – тринадцать суток. То есть время доставки уменьшается в три раза. Что для многих предпринимателей имеет колоссальное значение. Деньги не замораживаются. Особенно это актуально для скоропортящихся и быстро выходящих из моды товаров. А с другой стороны, самим китайцам выгодно строительство железнодорожной ветки Жетыген – Хоргос. Это позволит им связать железнодорожные пути, идущие по всему Китаю, с казахстанской железной дорогой. Увеличивается и режим прохождения. Как вы знаете, станция Достык имеет свои ограничения. За год через нее может проходить не более пятнадцати миллионов тонн грузов. А через Хоргос уже к 2025 году можно будет дополнительно перевозить до двадцати пяти миллионов тонн полезного груза. И это весьма и весьма существенная цифра».
Я знаю, город будет…
А между тем возведение коммуникаций и инфраструктуры МЦПС идет своим чередом. Китайская сторона завершила свои работы на девяносто процентов, казахстанская – процентов на семьдесят от намеченных объемов. Подводятся инженерные коммуникации, свет, тепло, строится котельная, возведен большой современный тамо-женный комплекс.
В то же время, по словам работающего на одном из объектов экскаваторщика предприятия «Алматыгорстрой» Алпыса Бисембекова, зарплату рабочим платят регулярно, без опозданий 26 числа каждого месяца. И вообще, все здесь хорошо организовано. Словом, люди работают не на голом энтузиазме, а бьются за свои кровные деньги. Что в целом ряде случаев приводит к наиболее оптимальным результатам.
На строительство МЦПС отреагировал и местный рынок жилья. И если раньше земля в районе Хоргоса стоила копейки, то нынче цены на возводимое жилье уже вплотную приблизились к алматинским. Что для такого отдаленного района еще года два назад представлялось делом немыслимым. В ближайшем к Хоргосу городе Жаркенте строятся гостиницы, рестораны, причем, по словам самих местных предпринимателей, уже сегодня они на отсутствие клиентов не жалуются. А что будет завтра, когда начнет свою работу Международный центр приграничного сотрудничества?
Money, money, money…
Впрочем, фраза «а что будет завтра?» звучит в нашем случае чересчур оптимистично. Если принять во внимание, что к концу 2012 года будет закончено только строительство объектов инфраструктуры МЦПС, железной и автомобильной дороги. А дальнейшее возведение развлекательных, производственных и выставочных комплексов на территории международного центра – это уже дело рук предпринимателей, которых привлекают сюда на льготных условиях. В том числе и крупных «денежных мешков» из России и Беларуси, которым, безусловно, удастся со временем не только окупить свои вложения, но и получить баснословную прибыль. Таким образом, Казахстан получает современный приграничный мегаполис международного уровня. Но главное – город строится и развивается за счет инвесторов, которым предоставляется великолепный шанс собрать плоды от роста внешнеторгового оборота Китая. В не столь отдаленном будущем бизнесмены из стран Таможенного союза смогут доставлять товары, произведенные и купленные в Международном центре приграничной торговли «Хоргос», в свои республики и далее в Европу.
И вот что думает по этому поводу президент АО МЦПС «Хоргос» Габдулхаким Жашибеков. «Сегодня, – рассказывает он, – мы усиленно работаем над привлечением инвесторов. Прорабатывается вопрос создания свободной экономической зоны. Для чего и приезжал премьер-министр. На территории МЦПС, в ее производственной части, мы думаем открывать промышленные предприятия. В этом сегодня напрямую заинтересованы Россия, Беларусь, Татарстан, другие республики. МЦПС – это замкнутая территория, на которой будут располагаться китайские и наши торгово-выставочные павильоны. Появляется возможность заключать договоры напрямую. То есть у предпринимателей из Казахстана, России и Беларуси отпадает нужда ехать во внутренний Китай. Все необходимые закупки без всяких виз они могут сделать прямо здесь, в Хоргосе. Что очень удобно».
И здесь же мы предоставляем слово руководителю департамента таможенного контроля по Алматинской области, входившему в состав правительственной делегации, сопровождавшей премьера, Курманбеку Артыкбаеву. «Сегодня, – делится наболевшим он, – таможенные поступления формируют половину республиканского бюджета. Но если таможенный пост «Хоргос» в эти дни пропускает до ста пятидесяти грузовых фур в день, то с завершением строительства МЦПС эта цифра увеличится втрое. Появится возможность ежедневно пропускать через таможенные терминалы до пятисот грузовых автомобилей. Двадцать тысяч человек смогут в течение дня проходить на территорию Международного центра приграничного сотрудничества. Можно будет развивать и туризм. Казахстанцы, не получая визу, смогут побывать в китайской деревне, в свою очередь китайские туристы получат возможность посетить казахский этнографический аул, который также будет расположен на территории МЦПС.
И потом, не следует забывать, что торговля – это двигатель прогресса. Поэтому, я полагаю, дальнейшее развитие экономических связей с Китаем будет способствовать укреплению наших отношений с Поднебесной, а с другой стороны, принесет существенную выгоду государствам – членам Тамо-женного союза».
Азиатский Куршевель
Что ни говори, но конкурировать России и Казахстану с Китаем сложно. Низкая стоимость рабочей силы и инвестиционная привлекательность Поднебесной делают свое дело: рынки России и Казахстана завалены китайской продукцией. Как следствие – собственный товаропроизводитель не может встать на ноги.
МЦПС – это смелая попытка выйти на необъятный китайский рынок с собственной продукцией. Как показывает мировой опыт, для решения подобных задач недостаточно декларирования планов, с Китаем необходимо целенаправленно работать. В том числе за счет приграничного города, где есть вся инфраструктура не только для бизнес-работы, но и для отдыха. Такой подход уже стал международным стандартом в других странах. Достаточно привести в пример европейский Куршевель, куда предприниматели со всего мира поначалу приезжали отдыхать, но незаметно для себя переключились на обсуждение деловых предложений. В итоге зимний курорт в Альпах быстро превратился в бизнес-инкубатор.
Дополнительным стимулом может стать и то, что Китай после глобального кризиса принял решение сбалансировать собственную экономическую политику. Если прежде фактором роста ВВП для Пекина выступали внешние рынки – США и Европа, которые закрылись на «волне» финансового кризиса, то теперь акцент делается на внутренних потребителей – на нарождающийся китайский средний класс. Поэтому руководство Китая должно быть заинтересовано в организации совместных предприятий, ориентированных на его рынок. Об этом говорит то, что Китай поддержал строительство МЦПС со своей стороны.
Пекин заинтересован в сотрудничестве со странами Таможенного союза. Последние тридцать лет плоды реформ пожинало в основном население восточных провинций соседнего государства, где росла не только экономика, но и уровень жизни людей. Достаточно сказать, что сегодня Шанхай больше напоминает западные города. Причем на такое положение указывают не только небоскребы, но и образ жизни жителей мегаполиса. Здесь увеличивается количество «белых» и «серых» воротничков – представителей среднего класса, которые больше внимания уделяют собственному профессиональному развитию и здоровью.
Однако западные провинции Поднебесной все еще отстают от восточных регионов по темпам своего развития. Сократить подобный разрыв Пекин может за счет активного экономического сотрудничества со странами Тамо-женного союза. По сути, эти соседние государства выступают для Поднебесной аналогом рынков Соединенных Штатов и Объединенной Европы. Они обеспечивают рост производства в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, выступая заодно гарантами мира и покоя в его западных провинциях.
|