Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Четкий отказ от членства в НАТО и вместе с тем несокрушимая воля к
членству в Евросоюзе. Украина в дальнейшем балансирует на перекрестке
вперед между Западом и Востоком. Утверждение американского госсекретаря
Хиллари Клинтон во время ее визита в Украину о том, что нельзя
заставлять Украину выбирать между Россией и Западом, не является
ошибочным. Но только относительно слова "заставлять". От Украины все еще
ожидают решения, но она должна сделать выбор самостоятельно.
Зона надзора
Альтернативы
понятные: с одной стороны, зона свободной торговли с ЕС - наибольшим
рынком мира с совокупным населением 500 млн человек и с ВВП $18,4 трлн
(для сравнения: в 2009 году население США составляло приблизительно 300
млн человек, а ВВП - $14,3 трлн). Фактически это предпосылка вхождения в
ЕС. С другой стороны, членство в слабом Евразийском экономическом
сообществе (ЕВРАЗЭС), где доминирует Россия. Языком спорта - это выбор
между участием в Лиге чемпионов и вице-чемпионством в третьем футбольном
дивизионе. Как еще можно назвать таможенный и в будущем экономический
союз, члены-основатели которого не могут согласовать тарифы даже на
основные товарные группы? Для Украины членство в ЕВРАЗЭС будет означать
откат назад, в глухой угол. Члены этого союза неконкурентоспособны на
мировой арене. Наиболее крупный из них - Россия - определяет
политические параметры, но более слабые члены не становятся от этого
более сильными.
Соглашение о Таможенном союзе, которое подписали
Россия, Беларусь и Казахстан в ноябре 2009-го, должно было вступить в
силу частично 1 января в этом году, а полностью - 1 июля. К 2012-му его
участники планировали создать общий рынок. На самом же деле Таможенный
союз вступил в силу лишь 6 июля, так как Беларусь не ратифицировала
соглашение о его создании. Причиной этой задержки был газовый конфликт
России и Беларуси. Между странами все еще остаются серьезные расхождения
относительно тарифов на нефть, нефтепродукты и поддержанные автомобили.
Поэтому Таможенный союз фактически существует только на бумаге, и его
лучше назвать зоной таможенного надзора. Это точнее охарактеризует роль
России.
Похоже, что Украина это понимает, так как Москва годами
призывала Киев к участию в союзе, но до сих пор безуспешно. В конце июня
украинский вице-премьер Сергей Тигипко объяснил на 14-м инвестиционном
саммите в Москве, что Россия и Украина возвратятся к переговорам о
Таможенном союзе, только когда Россия станет членом ВТО, а Украина
успешно заключит соглашение о свободной торговле с ЕС. Но в этом случае
дальнейшие переговоры относительно членства в ЕВРАЗЭС Украине нужны как
пятое колесо в телеге. По своей форме и содержанию зону свободной
торговли не сравнить с Таможенным союзом, так как в последнем случае
речь идет о делегировании части суверенитета. Одновременно находиться в
Таможенном союзе с Россией и иметь соглашение о свободной торговле с ЕС
невозможно. Поэтому Украина должна избрать одно из двух.
Фальшивый оптимизм
Не
все ведущие украинские политики с этим согласны. 17 июня глава
Верховной Рады Владимир Литвин во время визита в Германию ответил на
вопрос журналистов об альтернативе между Европой и Россией. Литвин не
согласился, что между ними есть какой-либо антагонизм, и подчеркнул, что
"без Украины Европа является незавершенной. Она должна быть частью ЕС".
Замечательный
образец самоуверенности продемонстрировал в июне также премьер-министр
Николай Азаров во время пресс-конференции в Люксембурге. Говоря о
переговорах относительно зоны свободной торговли, он заявил: "В
некоторых пунктах пойдем на уступки мы, в некоторых других - ЕС". О
неизменности курса на Европу заявлял во время своих первого и второго
визитов в Брюссель и президент Янукович. Вопреки всему оптимизму
украинских политиков, европейско-украинские отношения и переговоры
относительно зоны свободной торговли имеют продолжительную и
переменчивую историю. Помощь Украине со стороны ЕС началась с
инструмента европейского соседства и партнерства, который был направлен
на поддержку реформ в Украине в пределах подписанного в апреле 1998 года
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и Плана действий Украина - ЕС
(2005 год). Национальная индикативная программа на 2007-2010 года
определила три приоритетных сферы поддержки: развитие качественного
правления, регуляторная реформа и развитие административных учреждений,
развитие инфраструктуры.
Сообщество ценностей
Итак,
упомянутые выше политики, наверное, забыли, что ЕС - это не только
экономический союз, а также и сообщество ценностей. Как в любом клубе, в
ЕС есть правила, которые потенциальные члены могут принять или нет. Но
тогда они не могут вступить в него. Речь идет не только об основных
принципах общего рынка - свободное движение товаров, людей и капиталов.
До сих пор ЕС принимал только свободное движение украинского капитала в
Лондон, Люксембург или Кипр. А вот к свободному движению людей и товаров
отношение в Европе было менее радушным. Украина вместе с тем отменила
для европейцев визовый режим, а со вступлением в ВТО в мае 2008 года
открыла свои рынки для импорта из ЕС. Речь идет о том объеме
европейского законодательства (так называемый acquіs communautaіre),
который должны имплементировать все члены, включительно с
ассоциированными. К этим нормам, конечно, принадлежат и такие базовые
принципы, как свобода СМИ.
Именно по этой причине переговоры
между Киевом и Брюсселем длятся с февраля 2008-го. Украинское
правительство, со своей стороны, приняло 19 мая этого года резолюцию о
приоритетных мероприятиях интеграции Украины в ЕС на 2010 год. В ней
идет речь о приоритетных действиях в поддержку процессов политической
ассоциации и экономической интеграции. Обе стороны также согласились
проводить постоянные встречи во второй половине года, чтобы оказывать
содействие развитию двустороннего сотрудничества. Повестка дня
взаимодействия Украины и ЕС теперь имеет целью подготовку и
имплементацию соглашения об ассоциации. После принятия Повестки дня в
ноябре 2009-го был создан общий комитет руководителей. Во время его
первой встречи в феврале 2010-го был составлен перечень из 78
приоритетов на 2010 год. Однако сейчас реализованы только 11 из них, и
в этом заключается настоящая дилемма. Какая польза от всех настоящих
соглашений и договоров, если на практике переговоры происходят в совсем
другом русле? Документы остаются печальной теорией. И все же в
перспективе альтернативы этому пути нет - ни для политиков, ни для
большого бизнеса.
Украинская непоследовательность
Политика
и большой бизнес находятся в Украине в одной лодке, а это означает, что
именно предприниматели держат руль. В Западной Европе Верховную Раду
Украины называют клубом миллиардеров, поскольку депутаты отстаивают
интересы больших компаний. В 2007 году 399 из 450 парламентариев
проголосовали за начало переговоров о новом соглашении с ЕС, но с того
времени все политические лагеря начали маневрировать между Брюсселем и
Москвой. В апреле 2009-го правительство Тимошенко поддержало несколько
тарифов на импорт, которые противоречили членству в ВТО и были
упразднены лишь по настоянию ЕС. Бывший президент Ющенко в 2006-м
ветировал новый закон об акционерных обществах, который отвечал
европейским и международным стандартам. Двойственным является и
поведение Партии регионов. Только Коммунистическая партия, которая
теперь принадлежит к властной коалиции, последовательно выступает против
любых соглашений с ЕС.
Почему же поведение политических сил
является столь непоследовательным? Цена согласования украинского
законодательства с европейским огромна. Главной проблемой является то,
что такие затраты может оправдать только четкая перспектива членства. И
это главный недосмотр ЕС вместе с нежеланием достигнуть компромисса
относительно сельского хозяйства и пищевой промышленности, которые
обеспечивают свыше 10% украинского ВВП и больше чем 20% рабочих мест. В
дополнение к таможенному европейскому агропротекционизму имеются еще и
высокие гигиенические и санитарные стандарты, особенно для мясных и
молочных продуктов. Это означает, что для того лишь бы выйти на
европейский рынок, нужны большие инвестиции, посему украинским
компаниям, как правило, выгоднее экспортировать в Россию. Российское
население, как и украинское, похоже, устойчивее к низким гигиеническим
стандартам.
Позиция крупных корпораций тоже является
двойственной. Наиболее позитивно к евроинтеграции относятся
экспортоориентированные предприятия металлургии и тяжелой
промышленности. Сергей Тарута и Ринат Ахметов публично поддерживали
членство в ВТО. В апреле 2009 года директор по международным связям и
отношениям с инвесторами SCM Джок Мендоза-Вилсон заявил на круглом
столе, посвященном соглашению о свободной торговле между Украиной и ЕС,
что важной задачей является приближение украинской регуляторной базы
(включительно с законодательством и стандартами) к европейской. "Мы -
бизнес и правительство - должны строить структуры, которые были бы
способны имплементировать эти изменения в регулировании и
законодательстве. Зона свободной торговли является настоящей
возможностью наладить глубокие и продолжительные связи с крупнейшим и
богатейшим рынком мира", - сказал он, и здесь ничего добавить.
За
последние десять лет перед финансовым кризисом доля украинского
экспорта в ЕС выросла с 20% до почти 30%. Но промышленные магнаты
заинтересованы не только в экспорте, им нужны и заграничные кредиторы,
они хотят провести ІРО (первичное публичное размещение акций) на
иностранных биржах. А это означает больше прозрачности в вопросах
собственности и защиты миноритарных акционеров. Но... В 2008 году в
интервью "Украинской правде" Игорь Коломойский на вопрос о том,
откроете ли вы структуру собственности группы "Приват" согласно новому
европейскому закону об акционерных обществах, ответил: "Прозрачность -
это меньше прибылей". Другие магнаты тоже не одобряют четко соглашения о
свободной торговле, особенно в тех областях, где можно ожидать
дальнейшего роста конкуренции. Это, например, автомобильная и
фармацевтическая промышленность, которая (после газовой промышленности и
энергетики) получают больше всего государственной помощи и налоговых
льгот. Существует в Украине также немало неэффективных
сельскохозяйственных предприятий и машиностроительных заводов, которые
будут иметь проблемы с европейской грантовой политикой.
Итак,
даже в одной бизнесе-группе, которая имеет инвестиции в разных секторах
экономики и заинтересована вместе с тем в государственной помощи и
увеличении экспорта в ЕС, часто бывает конфликт интересов. Компромиссом
может стать, во-первых, выборочная имплементация acquіs communau-taіre, а
во-вторых, более продолжительный переходный период. Большая
приватизация может помочь изменить отношение к европейскому
законодательству. Те, кто получил кусок пирога, более всего
заинтересованы в том, чтобы его сохранить. А это возможно только в
случае применения европейских, а не российских законов. О правовой
защите собственности в России своим украинским коллегам много
интересного могут рассказать российские олигархи.
Потеря привилегий
Чтобы воплотить в жизнь переходное законодательство, в нем должна
быть заинтересована бюрократия, которая, однако, относится к нему,
мягко говоря, сдержанно. Там, где речь идет о потерях привилегий,
неизбежно будет оппозиция. Например, в области технической
стандартизации и потребления эксклюзивные права имеет Госстандарт
Украины. Вместе с тем законодательство ЕС сегментирует ответственность
за эту сферу между несколькими государственными учреждениями и частными
организациями. Официально - чтобы предупредить конфликт интересов, а
неофициально - во избежание коррупции. Как удостоверил опрос
Международной финансовой корпорации (составляющая Мирового банка), в
2007 году 72% опрошенных компаний в Украине использовали "неформальные
методы", во избежание продолжительных проверок Госстандартом.
Но
есть еще одна группа интересов - украинские граждане. В средней
перспективе именно они в самом деле выиграют от соглашения о свободной
торговле, а со временем - и от членства в ЕС. До сих пор все новые
члены: от Испании и Португалии к Греции и странам Балтии - ощущали
значительный рост благосостояния. Именно это касается и русских
меньшинств в этих странах. Украинские граждане тоже это ощутят. Поэтому
альтернативой членства Украины в ЕС является не Россия, а голосование
ногами. Много украинцев уже покинули свою страну в последние годы, а
соглашение об ассоциации, которая будет включать и зону свободной
торговли, и снижение визовых требований, но без перспективы членства в
ЕС, поднимет еще большую волну эмиграции. Основным отличием ЕС от
ЕВРАЗЭС является то, что Евросоюз - это не только экономический союз, а и
сообщество ценностей. А чтобы стать более сильным, надо искать сильных,
а не слабых партнеров.
|